О культуре своими словами 1

Александр Победимский
               

О КУЛЬТУРЕ СВОИМИ СЛОВАМИ
   
                «Об умном не умею, а поговорить-то хочется».
                Вересаев               

Преамбула.

      Не спалось. Часов в пять утра, я вышел в город на наброски к заранее выбранному месту. Начал свое «черное дело» (рисовал углем) и был уверен, что ни одна сволочь мне не помешает. Вдруг, как из-под асфальта, возник мужичок в шляпе с пятнами проступавшего пота, зеленой клетчатой рубашке с желтым пестрым галстуком и уселся рядом. Видно было, что он мучился, желая высказаться хоть по какой-нибудь теме. И, наконец: «А вам не кажется, что Врубель аляповатый»? «Нет. Это у вас галстук аляповатый». Тот мгновенно исчез. Я огляделся. Вокруг – никого. Видать, туда же провалился, откуда пришел – под асфальт.
    Пускаясь в дилетантские рассуждения о культуре вообще и «о том о сём», в частности, рискую попасть в положение того мужичка «из-под асфальта». Но мне уже не впервой бросаться, куда ни попадя, очертя голову и ничего – голова не болит. 

***
    В больничной палате тон задавал неугомонный любитель жарких споров на любую тему, где все сводилось к одному –  «Кому и зачем она нужна, эта гребанная культура?».Я сразу представил себе Министерство культуры и, отчасти, с ним согласился.
*
    Это же министерство, той же самой культуры, отказалось финансировать Международный фестиваль симфонических оркестров в Москве.

***
    Теперь московские Дома культуры стали Центрами. В одном из них был вернисаж. На входе заставляют надеть голубые бахилы. Как в кабинет врача. В актовом зале художники и гости, не снимая бахил, по очереди выходят на сцену.  Кто споет песенку, кто стишок собственный прочтет. И я выходил, мягко ступая.

***
.  Уже сейчас в библиотеку редко кто забредет и не далек тот час, когда чиновники решат, что не по-хозяйски используются помещения со стеллажами, заполненными черти чем – хватит того, что закинуто на диски. И это «черти что» исчезнет в огне и дыму. Заодно и картины. Нечего занимать дорогущие помещения, которые тут же пригодились бы . Приспичит посмотреть того же Матисса или еще кого – врубай монитор и смотри хоть до утра в интернете. В том самом, где увидите:
   - « И.С. Бах. Токката и фуга ре минор. Исполнитель И.С. Бах».
   - «Все песни «Шопен»;
   - «Анданте кантабиле». Главный дизайн – П. И. Чайковский»;
   - «Бесаме мучо» - грузинская народная песня;
   - «Людвиг вано Бетховен».
      
***
   Интересные, вернее – страшные совпадения. Там, где путается в ногах культура, на которые выделяются гроши:
- в опустевших заводских корпусах снимают бандитские сериалы;
- оказываются ненужными в селах и малых городах школы, больницы;
- зарастают поля, а выращенное пищевое зерно отправляют на экспорт, оставляя нам кормовое для скота.
- вырубаются леса ;
- ржавеет на берегах  рыболовный транспорт, который, в лучшем случае бороздит океаны под чужими флагами и т.д. и т.п .

***
   На фото в интернете  - в мусоровоз высыпают содержимое из контейнеров, переполненных книгами из библиотеки.Возможно, что и не закрыли ее, а решили заменить старые книги на новые. Как когда-то распорядилась Крупская. Засучив рукава, встречают, как могут, "Год литературы".
 
***
    Один из каналов ТВ: «Прошло время Рембрандта и Матисса…» и дальше, там же, что-то об искусстве не визуальном, а для мыслей и чувств и, вообще – на хер всё, что на холстах.
    Кстати, судя по красным подчеркиваниям, мой культурный нот-бук
не знает, что такое «хер» и кто такой Матисс.

***
Начало ХХ в.   Вл. Кириллов.  «Сожжем Рафаэля. Растопчем искусства цветы».
*
    Конец ХХ в.   Кандидат в депутаты.  «То, что нам не нужно – не имеет право на существование».

***
    Виктора Некрасова, автора «В окопах Сталинграда» вышвырнули за границу и во все библиотеки СССР поступила директива уничтожить его книги. В библиотеках Таджикистана сожгли  дедов мазаев с их зайцами и тех, кому на Руси было жить хорошо.

***
   В 50-х годах приехали в Москву шахиншах Ирана с супругой. Их тут же потащили на концерт в Большой театр, где они узнали, как Стенька Разин поступил с персидской княжной.
   В те же годы, та же участь постигла, польскую правительственную делегацию. А там, конечно же – «Иван Сусанин».

***
   Собираясь к нам, французский балетмейстер Лефарь, в письме министру культуры СССР, обещал подарить нашей стране миниатюры 19 века, на которых изображены   Пушкин и родители Наталии Гончаровой. Однако, не получил визы. Нечего, мол, по пустякам далеко ездить. Если тебе угодно – отправляйся к нашему посольству и передай через охранника все, что хочешь.   

***
    В России всегда идеализировали Францию. И до Наполеона и, наверное, в его времена («Кого люблю, того и бью») и после. Чуть ли не первым кумиром, выглянувшим к нам из-за железного занавеса, был
Ив Монтан, в которого – сразу же влюбились все «от Москвы до самых до окраин». И я, конечно.

***
   5 марта 1953 г.  В один день умерли Сергей Прокофьев и Сталин. Смерть великого композитора осталась незамеченной.

***
   1960 г.  Ни семидесятилетие величайшего поэта ХХ века Пастернака, ни его смерть не задели страниц советской прессы, не всколыхнули эфир. Шло обсуждение очень важного для нашей истории выступления Генерального Секретаря ЦК КПСС товарища Никиты Сергеевича Хрущева.

***
   !970г. Страна вступает в канун столетия Ленина. Чтобы не омрачать настроение советских людей и не отвлекать их от главного, запрещена гражданская панихида по актеру Павлу Луспекаеву. Тому самому, которому «За  державу обидно».

***
   1980г. Иногда у входа в метро покупал «Вечерку» и сразу же сворачивал так, что оставался только кроссворд. Порой, успевал заглянуть  в объявления о защите диссертаций – может там кто из знакомых. На одной только странице увидел несколько фамилий, которые напрашивались на то, чтобы их расположить в таком порядке: Черномордик, Расположенский, Бокий, Падалко, Набок. Случалось, что совал нос в некролог. Обычно, в маленькой черной рамочке, местные партийные, профсоюзные и комсомольские организации, иногда и райкомы, скорбят о члене партии с такого-то года. А уж когда горком или, чего доброго ЦК КПСС, то вверху биография с фотографией.
И вдруг, в конце июля – маленькая черная рамочка, где скорбят не о члене партии с такого-то года, а об актере театра на Таганке Владимире Высоцком. Маленький некролог и только в одной из московских газет. Через пару дней там же – маленькая заметка, посвященная памяти Высоцкого. Тут же уволен главный редактор. При этом, СМИ всего остального мира говорили и писали о Высоцком. Несколько дней километры пути до Таганки запружены людским морем. На лицах – искреннее горе.
          А в эти самые дни,  уже было, что почитать в газетах и посмотреть на экране телевизора. Отовсюду улыбался симпатяга - Олимпийский Мишка. Наши ставили один рекорд за другим, не имея равных. Равные и почти равные бойкотировали московскую олимпиаду из-за войны в Афганистане. Вот, минут десять, крупным планом показывают, как кто-то готовится
к прыжку. Выслушивает долгие наставления, помахивает полотенцем, сплевывает. Разбег, прыжок. Долго недоуменно смотрит – куда это он так неудачно сиганул. И, опять же – сплевывает. По другой программе, еще более крупным планом, сплевывает в поднесенную посудину боксер. Страна оплакивает кумира. А на всех каналах – слезы людей на закрытии олимпиады. Конечно же, умиляет уплывающий в небо надутый символ.
           «До свидания, наш ласковый Мишка!

***               
      В пору моей глупой юности, прочитал в газете о незнакомом мне исполнителе на гитаре собственных песен со странной фамилией, которую я сразу же забыл. Говорилось в статье о  том, что советский народ в зале недоуменно переглядывался и пожимал плечами, слушая нелепицу о каком-то бумажном солдатике, который погиб «ни за грош». Был уже, пишет автор, у нас один такой вот – Вертинский его фамилия. Чего нам более чем достаточно. В конце статьи запомнились на всю жизнь строки этого, неизвестного мне тогда автора:

«Пароход попрощается басом
И пойдет его волной качать.
В жизни я уже наошибался.
Не пора ли кончать?
Я опять собираю пожитки
И опять совершаю ошибки».

«Действительно, –  иронизирует газета, – «Не пора ли кончать?».
Не помню её название и автора статьи, но пришло время, когда я услышал Окуджаву в записи «на ребрах», а затем на «маге» и полюбил на всю жизнь всё, что им создано. Но ни в одном его сборнике  не нашел строк, приведенных в статье. Лишь только недавно увидел их в интернете.
*
В начале 70-х годов я впервые увидел пластинку Окуджавы,  изданную за границей. Отец привез ее из командировки.
*
          Булата Шавловича чуть было не исключили из партии и Союза писателей из-за книги, изданной в Мюнхене.  Ни один из известных писателей не пришел на собрание, за исключением популярной детской поэтессы, которая из-за проблем с возрастом не поняла –  зачем и куда пришла, и что от нее требовалось подписать.
*
Арбатский двор, где жил Окуджава, « где играла радиола, где пары танцевали, пыля".  Двор, о котором он пел: «Я дворянин с арбатского двора, своим двором введенный во дворянство». 9 мая в его день рождения здесь собираются несколько десятков человек,  чтобы под аркой или возле нее петь только Окуджаву под аккомпанемент  нескольких гитар.  Всего лишь один раз по ТВ промелькнуло что-то на эту тему и – не более того. 
Только один человек, не принадлежащий к этим десяткам, хозяин огромного (по нашим меркам) новостроя  в окуджавском дворе, неожиданно и очень остро отреагировал на происходящее. Он послал своего холуя разогнать нас. Когда тот получил отпор, то в одном окне, то в другом стал появляться клацая затвором, сам хозяин. Орал. Матерился. Угрожал. Люди, не обращали внимания на него, негромко пели  : «…а по полям жиреет воронье…».
Другой бы радовался, гордился тем, что его хоромы оказались именно в этом дворе, организовывал бы окуджавские вечера в открытом кафе, прилегающим к этому дому. Не говоря уж о том, чтобы устроить музей-квартиру Окуджавы. Глядишь, и он, только за это вошел бы в славную историю этого двора и по праву так же считал бы себя им «введенным во дворянство». Но для этого надо быть кем-то другим, а не «человеком с ружьем».
*
          Выйдя в Переделкино, а не на следующей станции, я не сразу мог отыскать дачу Окуджавы, где вот-вот должен начаться концерт бардовской песни. Оказывается, там есть хозяева особняков, не знающие где дача Окуджавы. Строительный рабочий-таджик объяснил мне куда идти и где повернуть.
*
Что-то странное сейчас творится с текстом одной из самых известных его вещей – «Песенка о кавалергарде». Открываю еще прижизненный автора сборник «Избранное». Всё на месте. Шампанское течет,  «туманится слегка»  взгляд, но уже какая-то «тревога на челе». Но, как не веселись, как не смейся, а славы без крови и креста «деревянного или чугунного» ни-ни.
Но поют ныне, поменяв местами во втором и третьем куплете  строчки.
………………………………………
Покуда кровь не пролилась...
………………………………..
Течет шампанское рекою
И взгляд туманится слегка,
…………………………………………
Крест деревянный иль чугунный
Назначен нам в грядущей мгле...

Этот перевертыш прозвучал в фильме «Звезда пленительного счастья». Услышанному  –  кто только не вторит. Меня это напрягает. В интернете нет авторского исполнения этой песни. Хотя,…вот…нашел. Окуджава исполняет ее в домашней обстановке вместе со Шварцем, автором музыки – именно так, как сейчас ее поют все, кроме, пожалуй, Макаревича. 
Себе самому я могу это объяснить только тем, что перед записью у Булата Шавловича со Шварцем текло «шампанское рекою».
*
На пейджер радио заказана песня Окуджавы «Песенка короткая, как жизнь сама». Долго редакция смеялась, прочитав: «… как жизнь сома». Кстати, сом живет 300 лет.

***
С экрана TV и в интернете –  суесловия, размышлизмы о безумии Европы в начале ХХ века. Даже взлет искусства, оказывается – признак вырождения. Попытались, кивая на Европу, процитировать Гойю (Что?
И это начало ХХ века?!), вернее, название его известной серии рисунков. Прозвучало это так: «Смерть разума рождает чудовищ».
У Гойи – «Сон разума…». Сон, а не смерть. Так что, с Европой не всё уж так и безнадёжно.

***               
Два заблуждения:               
      
1.  У нас была идея – коммунизм. Особенно, надо полагать –
у бывших идеологических работников. Например, у Шамиля Басаева;
2.   Советский народ читал книги, смотрел фильмы, пел и слушал песни только идейно выдержанные – о партии, о Родине, а в более ранние годы и о Сталине. Но «И все биндюжники вставали, когда в пивную он входил»  – это  не о товарище Сталине. «И кто его знает, чего он моргает» – тоже не о нем. Хотя, «...кто его знает…».               
Выбора не было только для тех, кто не выбирал. По расценкам творческих союзов  дороже оплачивались политические темы. Воспел на холсте трудовой  подвиг советского человека  – одна цена,  изобразил его с Машей у самовара – получай  другое. Даже если шедевр получится.

*** 
       Реклама на ТВ: «Ущипни меня! Ущипни меня!». На других каналах – баба орет: «Убей меня! Убей меня!», красавицы поют: «Виновата ли я, виновата ли я…?», Катюша Маслова кричит: «Не виновата я! Не виновата я!».

****
Платон (500лет до нашей эры).     « Письменность лишает человека памяти».
*
Виктюк, театральный режиссер (ХХ1 век н.э.).    «Интернет лишает человека памяти».          

****
         В 2010 году в подмосковном Жуковском затеяли балет…танков и БТРов. Руководить этим маразмом поручили, конечно же, балетмейстеру Большого театра.
Большой театр России отныне можно сокращенно называть БТРом.
****
Талант измеряется мэтрами.

****
Актер  мечтал умереть на сцене или на женщине. Однажды сбылось и то и другое.
.
****
        Кто-то ждёт новую культуру, никак не связанную со старой. Не дождётся.  Она, культура – вечна. Меняются, лишь, представления о красоте. Конец 18-го века – поздний Моцарт и начало 19-го – Бетховен, как бы вдруг, нашедшие новую красоту в музыке.  Уильям Тёрнер, конец 18-начало и первая половина 19 в.в.  – иная живопись, опередившая импрессионистов, экспрессионистов и авангардистов. Его работы и  даты их создания говорят о том, как он вырывался из академической живописи, где он, безусловно – гений, во что-то свое, новое, невиданное. Казалось бы, вот небольшая работа, очень напоминающая то, к чему позже придет Сезанн. Вслед за этим – опять романтизм 18 века. И опять, гигантскими шагами к чему-то своему, небывалому, мощному, к чему мало кто пришел из художников 19 и 20 веков – к солнцу, прорывающемуся и сквозь несущиеся облака, и океанские волны до этих самых облаков, и пылающую топку одного из первых паровозов.
О том, что сделало начало 20-го века с искусством и культурой, можно, бесконечно много говорить, спорить, писать. При этом, гораздо чаще – восхищаться. Матисс, Пикассо, Ларионов, Лентулов, , Рахманинов, выпестовавший новый балет Дягилев,  Пастернак и Мандельштам (выделяю немногих по своей лени), а это  - лишь несколько ярких мазков огромного полотна называемого «Новое искусство и культура начала и первой половины 20-го века».
 Возможно, что появятся, если уже не появились гении 21-го века и нового тысячелетия и с ними – новая красота. Поживем – может и  увидим.

****
Припадки творчества.

****      
      Собачки писали под окнами драматурга, а он их хозяев изображал в пьесах отпетыми негодяями

****
Потрясающая  пьеса. Её  автор  давно  этим  занимается – пьесопотрясением.

****
       «Теперь можно каждый день ходить по-большому. Так… минуточку…в смысле по Большому театру с экскурсиями».

****
       Cпектакль в Театре ЮНОГО зрителя, где герой убивает маму, папу, детишек и полицейского. Рецензенты говорят, что здесь что-то раскрывается.

****
На сцене ругаются МХАТом.

****
МХАТ переименован в МАТ.

****
Главное бездействующее лицо спектакля.

****
       В одном из крупнейших залов Москвы – выступление колдуна. Два ветерана подрались из-за последнего билета. Колдун « в России – больше, чем поэт».

****
Дружное, хорошо организованное «Браво!»

****
То, что было частью тела, стало частью культуры.

****
       То и дело спорят – является ли стриптиз театром, искусством. Думаю, что если знатоки этого называют себя искусствоведами, тогда, никуда не попрешь –  искусство. Является ли ню высоким искусством? Все зависит от роста действующих лиц. Нюхи и нюшки высокие – значит их искусство высокое. Если действие сопровождается актами (первый акт, второй, третий, четвертый, пятый  и т.д.), то это, несомненно – театр, а исполнителей можно считать актерами и актрисами.

****
      Долгое время я считал, что в искусстве важно не «что», а «как». Засомневался в этом, увидев мастерски снятые идиотские телерекламы.

****
      В Париже и Монте-Карло  есть площади Дягилева. В Марбурге – улица Бориса Пастернака. А у нас? «А у нас в квартире газ» - улицы Хо-Ше-Мина, Мориса Тореза,  Кадырова и т.д.

****
      На языке фарси (тадж.-перс.) «декханин» - крестьянин с кетменем (мотыгой) в поле с утра до ночи. На ТВ «Культура» уверены, что это «аристократ от земледелия» (в передаче о поэте Фирдоуси).

****
Кавалер золотой поп-звезды.

****
      На Тверском бульваре, недалеко от нового МХАТа, на доме висит табличка «Памятник истории и архитектуры первой половины 19 века. 1901-03г.г…»

****
      Не только я люблю поговорить, как умею,  об искусстве. Только что скопировал в интернете: « Всё интересно. Но больше всего за лувр обидно. Истиное искуство мерктнет перед дисней лендом! Вот что не правильно».

****
«Над вымыслом слезами изольюсь». Над чужим вымыслом. Своими слезами.


© Copyright: Александр Победимский, 2013
Свидетельство о публикации №213100101807
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии