Стокгольм - Рига

Инна Овчинникова
Начало.
http://www.proza.ru/2013/10/03/442
 

То, что это столица, видно еще издалека. Панорама города богатого, могущественного, стабильного, предстала  с запада на восток на многие километры. Бесчисленные острова разбросаны на всей морской  акватории перед  городом. Он и сам расположен на четырнадцати островах, соединенных между собой  многочисленными мостами (их больше пятидесяти).
Высадившись на берег, в ожидании автобуса, нам предложили подняться на вершину близлежащего холма.  Я решила поискать на причале своего друга. Его не было. Всего семь утра выходного дня, возможно проспал. Походила, головой покрутила во все стороны. Его не было.

Что ж, решила присоединиться к своей группе.  Долго мы брели до смотровой площадки, сказывался ранний подъем  и кое-кто еще не проснулся.  Первое, на что мы обратили внимание,  разглядывая город с высоты, это  была ультрамодная сферическая крыша.  Этот самый крупный в мире купол принадлежит спортивно-развлекательному комплексу Эриксон Глоб.
Раннее воскресное утро. Тишина. Пение ранних птичек и такое ощущение, что ты не за три с лишним тысячи километров от дома, а где-то у себя на даче. Понежились в лучах нежаркого летнего солнца и начали спуск к ожидавшему нас автобусу.
Экскурсия по городу, совсем безлюдному в это время, началась с посещения городской Ратуши. Она считается гордостью и знаменитостью архитектуры Швеции. А пока мы проезжаем мимо  памятного знака со времен языческих: это три вертикально стоящие каменные глыбы. Далее – стадион с древнеримским дизайном. И вот мы входим во внутренний двор Ратуши с трудным названием Стадсхюсен.   Через  арки колоннады льется утренний свет, отраженный от морского залива. Красиво! Легкое ощущение испанских мотивов: дворик, арки, свет, наружная лестница,  ведущая во внутренние залы. Один из залов – Золотой,  другой - Голубой, для балов после церемонии вручения Нобелевских премий.  Перед Ратушей небольшая площадка со скамейками для любования  статуями  Женщины и Мужчины, смотрящих  друг на друга, а еще и восхищения красивым заливом.

Обходим Ратушу с восточной её стороны.  Под балдахином находится памятное надгробие в виде позолоченного саркофага Биргеру Ярлу, основавшему Стокгольм примерно в 1252 году. Утреннее солнце, играя лучами в позолоте, создает  чуть ли не магическое впечатление.
 
Каждый остров в городе имеет свое название. Городская Ратуша расположена на Королевском острове.  Едем на Рыцарский остров, а по пути я внимательно разглядываю  архитектуру домов, через неё пытаюсь понять особенности характера шведов. Строгость, основательность, никакой сентиментальности. Стокгольм называют северной Венецией, но это две полные противоположности и в архитектуре, и в образе жизни, в темпераменте людей, в климате,  в конце концов.  Сближает их только вода, на которой  они живут. Поэтому  я иронично улыбаюсь, когда гид показывает дом,  вход которого украшен  небольшой цветочной лепниной.    Понятно, что это уникальное явление.
 
На Рыцарском острове упирается в небо изящным ажурным металлическим  шпилем кирпичная Церковь Рыцарей. Необычно, ничего не скажешь. Подходим к воде и еще раз любуемся Ратушей, здесь на расстоянии она смотрится великолепно.  На фоне голубого неба  бликует солнечными звездами  на  башне  флюгер с тремя коронами. Это шведский национальный герб. Привлекла внимание некая  непонятная скульптура. Выяснилось, что это дань уважения щепке, якобы указавшей  место для строительства города.  А я утверждала, что шведы несентиментальны. Первые впечатления обманчивы!

Далее - наше знакомство со старым городом.  Современный город не входит в планы тура, просто на всё не хватит времени. Итак, мы идем по бесчисленным улицам и закоулкам старого города Гамла Стан. Булыжные мостовые и узкие аллеи создают неповторимую атмосферу погружения во времена викингов. Цепочкой ползем по самой узкой улочке шириной в 90 см. По пути, в одном из внутренних дворов, кладу российскую денежную купюру к ногам  маленькой скульптуры «Мальчик, смотрящий на Луну».  Там уже лежат разные монетки, наверное, для того чтобы еще раз здесь побывать! Замечу, что встречалась скульптурка хитрющей сказочной лисы,  всадника, над входной дверью - скульптурная группа Рыбака и Русалки.  Вот и площадь с главной достопримечательностью - Нобелевским музеем. Увы, там ремонтные работы! Жаль, жаль. Внутри здания находится еще и музей всемирно известной  группы АББА. Напротив музея, через площадь, литературное кафе, где выбирают номинантов на Нобелевскую премию по литературе. Под окном - скульптура мужчины в очках, наверное, писатель! Мимоходом отмечу, что эта площадь имеет кровавую историю, когда вероломство одних и доверчивость других, привели к большим человеческим потерям.

Главное же достояние  Стокгольма – это Королевский Дворец. Город с почти миллионным населением очень гордится своим Королем. Конечно, это большая редкость в наш-то век высоких технологий. Для нас короли бывают только в сказках.

А вот дворец совсем не сказочный. Огромный, прочный, как крепость,  и очень уютный во время смены караула. Смена караула – это тоже,  что и театральная постановка, красиво, но наиграно. А люди-то,  откуда взялись?  Просторная площадь перед дворцом забита до отказа. Из окна второго этажа выглядывает кто-то, во дворце с шестьюстами комнатами,  значит живут.

Будущий же наследник короны живет напротив дворца в небольшом доме на третьем этаже. Окна зашторены, королевич почивает.

Автобусная прогулка по городу. Из окон мы увидели здание Дворянского Собрания 17 века, в стиле голландского барокко.  Королевский  Драматический театр, основанный  в 1788 году с благословения Короля Густава Третьего. А вот и памятник Его Величеству! Гордятся шведы своим Густавом,  с его именем многое связано в истории города и  страны.  России он тоже знаком по завоевательным войнам. Но было это давно, и мы об этом не помним, глаз бережем!

Предлагают два музея (из массы всевозможных) на выбор: музей  «Васа» и рядышком музей «Юнибакен».  История затонувшего более трех веков назад, поднятого и восстановленного корабля  – вот и весь музей «Васа».Впечатлило. Оригинально! Любимой и почитаемой Астрид  Линдгрен посвящен музей «Юнибакен». У нас все знают и любят Карлсона,  который живет на крыше, а шведы больше любят Пеппи Длинный Чулок. Не спорю, дело вкуса. Кстати, блуждая по закоулкам  Гамла Стан, все время искала глазами ту крышу, где мог бы жить Карлсончик, мужчина в самом расцвете сил.

Есть еще время просто походить по городу. Моя новая знакомая Эля  в Стокгольме не в  первый раз, и ей хочется просто посидеть в скверике.  Она устала от семьи и решила  «смотаться» до Швеции и обратно. Кое-чего прикупить по мелочи.  Уговариваю её вернуться в порт,  и посмотреть, нет ли там Эдуарда. На жутком английском рассказываю таксисту, куда нам надо. Разочарование – его там и не было. Звоню – вне зоны доступа! Что же все-таки случилось?

Самостоятельно добираемся до рынка.  Гид Оксана нам рекомендовала попробовать местной голубики. Решила и я свои неприятности чем-нибудь «заесть». Голубика размером с виноград сорта «Сенека»! В сладости, конечно, уступает, но приятельница в полном восхищении. В Прибалтике все фрукты кислые, она и рада чуть  сладенькой ягодке. Настроение не поднимается, зато мы поднимаемся куда-то вверх по улице, ведущей к магазинам. По пути заглядываем в кафе, знакомимся с барменом из Польши. Это чудное  юное создание понимает русскую речь, рада её слышать. Рада и нам, предлагая самые свежие и вкусные кондитерские  изыски. Подсказала, где можно купить подарки со шведским колоритом.  После кофе и общения с милой полячкой, настроение у меня вошло в тонус. Шведская символика очень бесхитростная: лось и викинги. Для детей подойдет!

Солнце клонится к закату.  Город наполняется машинами и людьми. Конец воскресенья, одни возвращаются с дач, другие с пляжей.  Темп городской суеты приобретает  обычные обороты. Завтра  на работу!
В порту еще раз набираю Эдиков номер телефона, опять бесполезно. Он обещал меня встретить и повозить по городу из конца в конец, спуститься в неординарно оформленное метро,  прокатить на катере по многочисленным водным артериям Стокгольма, сходить пообедать в ресторан и говорить, говорить. Размечталась! Неужели с ним что-то случилось и ему нужна моя помощь? А, если он просто обманул меня?
 
А тем временем мы заходим внутрь  чрева  роскошного парома «Викинг Лайн». Каюта со всеми удобствами, шведский стол, игровые автоматы, концертный зал, дискотека. Выбор остановили на шведском столе и концертном зале. Опять приятное удивление, концерт шел на русском языке силами  артистов из Латвии. Просто «браво»! Перед сном  вышли подышать морским воздухом и посмотреть на закатное солнце. Как говорила когда-то моя мама: «Сыт, пьян и нос в табаке»! А что ещё надо? А надо было вернуть меня на грешную землю!

Телефонный звонок от Эдика. Разговор с ним огорчил меня, лучше бы не звонил вообще. В порт он приехал в то время, когда паром уже отчалил от берега. Он сожалеет, может в другой раз, а что ты посмотрела, как жаль. Фа-фа-фа, ля-ля-ля.  Молча  выслушала, а потом спросила: ты пьешь? Он коротко ответил: да! На прощание ему сказала: возвращайся домой, у нас уже жить можно!
И такая появилась  злость на него, за его бегство из страны в такие тяжелые годы, за то, что мы все пережили и выдюжили! А теперь зову его на все готовенькое, да зачем мне это надо! Приятельница слышала наш разговор.  Она с удивлением посмотрела на меня и спросила, действительно, так уж к лучшему изменилась жизнь в России, что ты друга зовешь домой из благополучной Швеции? А бандиты с автоматами в руках, шныряющие по городам и весям? И я поняла, что латышские власти умышленно запугивают местное население  русским бандитизмом и нищетой. Но это же  не совсем так.  Не хотелось ни спорить, ни доказывать. А за бортом осталась такая красивая, такая непознанная и чужая страна. Даст Бог, еще увидимся.

Рига.

На рассвете паром заходит в устье реки Даугавы. По берегам заброшенные склады, разрушенные промышленные сооружения. Вода в реке показалась особенно грязной.  Пустые бутылки, куски пенопласта и еще чего-то плавали на её поверхности.  Пришвартовываемся и гуськом выходим на берег.   Кого-то из пассажиров встречают на автомашинах, кто-то уходит самостоятельно.
 
А туристы  ждут своего гида, чтобы совершить пешую экскурсию по Старой Риге. Это недалеко от порта. Моя новая знакомая Эльвира летом живет на даче, которая  находится  на север от Риги,  на побережье Рижского залива. Она предлагает поехать к ней, а Старую Ригу она мне покажет сама. Мне предложение её понравилось, но удобно ли это? Пока я стеснялась, Эля тянула меня за руку к припаркованному «Вольво».
 
Дачный поселок оказался не близко от Риги.  Пока ехали по улицам  столицы, я не отрывала глаз от окна. Вот она статуя Свободы, где фашиствующая публика чувствует здесь  себя в «своей тарелке»; вот действующий православный собор, где лишь недавно был планетарий; вот музыкальный театр; а вот и проходная вагоностроительного завода, где некогда для всего СССР делали электрички; а вот и радиозавод, известный по транзисторным приемникам «Селга».  Заводы стоят. Спальный район пугает своей заброшенностью, дома обшарпаны, дворы не ухожены.  По статистике каждый третий житель покинул  страну за последние несколько лет. И это только мимолетные наблюдения,  летом  2011 года.
 
Что радует, то это природа. Обилие сосновых лесов, густая сочная трава на равнинах, озера с алмазными  отблесками раннего солнца вселяют радость от жизни вообще, и дают надежду на новые приятные впечатления.  Предчувствия меня не обманули.

Въезжаем во двор усадьбы скромно названной дачей. На гектаре земли с  полосой хвойного леса, принадлежащей владельцам, располагаются два двухэтажных дома. В большем из них живет семья Эли, состоящая из  троих  детей, мужа, её мамы, двух домработниц и двух очаровательных собак. Усадьбу с канадской травкой по всей площади и цветниками обслуживают двое русских супругов,  кажется с университетским образованием.  К младшим детям приставлена педагог-няня, которую привозит и увозит в Ригу  шоферица, молодая симпатичная девушка, дочь учительницы русской словесности.
 
Меня разместили в гостевом доме на втором этаже в комнате, меблированной итальянским гарнитуром. Всё гармонично и радует глаз работа дизайнера. В этом же доме находятся: бильярдная, сауна, бассейн, мини-кухня, гостиная. Отдельно о бассейне. Его обслуживает инженер-электронщик. Автоматический  полив газонов, микроклимат в доме, обновление воды в бассейне дело его инженерной мысли. Здорово так жить! И я рада тому, что  кто-то так живет. Дело не только в везении или хорошем  образовании, дело  в осуществлении своей мечты, не смотря ни на что. Были годы, когда семья голодала, ютилась по съемным углам.  Супруги помогали и поддерживали друг друга, и выжили. Да еще как!

Вспомнила о своем друге Эдуарде.  Совсем другой финал. Семья – это самое главное для человека. Нет семьи и ничего не надо. Апатия, пьянство! Позвоню, как он там в Швеции?

К вечеру засобирались на море.  Погода отличная, почему бы не совершить прогулку перед сном? Двадцать минут ходьбы по сосновому лесу и мы на пляже. Дует западный ветер, собирает тучи над заливом. Никто не купается, да и некому, пляж безлюден. Присели на  ствол  дерева, то ли пригнанного  морем, то ли притащенного кем-то  из леса. Так хорошо, такое блаженство! Закрываю глаза и ощущаю себя единственным человеком на всей земле. Благодарю тебя, Господи, за этот миг!

Знакомство с Ригой мы начали от здания  Латвийского национального оперного театра. Ему сто пятьдесят лет. После пожара в 1882 году здание было восстановлено с изменениями и приобрело современный вид. Многие знаменитости выступали на его сцене. Например, народный артист СССР Марис Лиепа тут начинал свою карьеру. Пешком дошли до  центральной площади Старой Риги,  где находятся сразу  несколько достопримечательностей.  В классическом стиле  здание городской мэрии и  так называемый  Дом Черноголовых. Кстати, отреставрированный к 800-летию города в 2001 году.  Здесь же открыты двери  здания  Музея оккупации, не фашистской, а советской.  Темное массивное   здание политехнического института и сама набережная Даугавы.
 
Черный корпус  музея-антисоветчика сильно портит вполне радужную картину площади. Сердце Риги – это Домская площадь с церковью Св. Петра, чей петушок на шпиле, делает город узнаваемым из многих других западных городов средневековья. По площади Старая Рига невелика и за час мы обошли её с легкостью. Узкие улочки не казались мрачными, потому что дома выкрашены в светлые тона. Квартал Конвента вообще сияет розово-желтыми красками. Сильно сомневаюсь, чтобы они так выглядели в тринадцатом веке! Во двориках уютно разместились кафе в стиле рококо или удивила переходная стеклянная галерея  из дома в дом через узкую улочку. Эля со мной соглашается, хоть и смеется. Деньги-то Европейские, не свои, чего их жалеть на краску!

Зато кафе при свечах в подвальном помещении было похоже на раритет. Темно, жутко, мрачно, глубоко в земле,  да и находится на  улице купцов, разукрашенной старинными флажками с гербами торговых гильдий. А рядом у входа свалены бочки для джина. Я так предполагаю.  На площади, где расположено здание Большой Гильдии (там сейчас филармонический зал) большое уличное кафе с шарманщиком. Не совсем понятно нахождение здесь же инсталляции из стекла под названием  «Ёлка».  Для красоты, наверное.

Самым старым зданием считается Казарма Екоба длиною в 237 метров. Везде брусчатка.
Правительство расположилось на самом берегу Даугавы в  Рижском замке. На вид более чем скромное здание, скорее просто крепость.

А еще мы ходили мимо домов, где проводились многочисленные съемки фильмов, истории которых проходили в европейских странах. Что ж, это вполне похоже. Закончили экскурсию у домов с названием «Три брата». Они похожи, как братья. Закончился день, отдохнули в великолепном парке Аркадия. Столько впечатлений!

Рундальский дворец.

В оставшийся день до отъезда Эля решила отвезти меня в знаменитый Рундальский дворец.  Выезжаем из Риги в сторону города Елгава.  В XVI  веке, тогда Митава, была столицей  Курляндского государства. Проезжаем насквозь небольшой город и далее едем  по Баускому шоссе еще 50 километров. Удивлению моему не было конца, когда перед нами на зеленой равнине раскинулся великолепный дворец XVIII века. Почему замок, а именно так его называют латыши? Разве это воздушное сооружение похоже на замок? Оказалось, что архитектор  Франческо Растрелли в 1740-х годах закончил строительство этого дворца для фаворита  Российской Императрицы Анны  Иоанновны, курляндского герцога Бирона.
Площадь дворца с великолепным французским парком и охотничьим домиком составляет 70 гектар.

Внутреннее  убранство дворца  выполнялось руками итальянских мастеров Карло Зуччи и Франческо Мартини. Напоминает Эрмитаж, также красиво!
Во время Второй мировой войны дворец сильно пострадал. При реставрации на средства Евросоюза были закуплены  внутренние интерьеры и экспонаты из других музеев Европы. Дворец  выглядит сейчас великолепно, просто по-королевски! Во владении многих высокопоставленных чиновников побывал  Рундальский дворец, последним частным  владельцем до 1920 года был граф Шувалов.
О французском парке только и могу сказать – сказочный! Красив, богат, ухожен!

Возвращение домой.

Самолет до Москвы вылетает в четыре утра.  Мне хочется отблагодарить Элю, устроив прощальный ужин.  Она категорически возражает. Мне же добраться до магазинов невозможно, далеко и не на чем. Я нашла выход из положения, купив молоденьких лисичек у местной жительницы. Пировали жареными грибами, а я была этому рада больше всех.  У нас на нижнем  Дону рыжики не растут.

В аэропорту меня встречали всей семьей. Целовались, обнимались, словно год не виделись. Меня же не было всего восемь дней.
При выходе из помещения, столкнулась с мужчиной, державшим целую охапку роз.  Муж меня слегка подтолкнул к нему.
Это был Эдуард.  Из Стокгольма.