Императорские маршруты. 6. Царский обоз на Курган

Александр Соханский
На фото вверху: Наследник престола Александр (восковая фигура).
Тюмень, музей "История дома 19-20 вв".
Фото автора.




6. ЦАРСКИЙ ОБОЗ В ПРИИСЕТЬИ

(заметки мототуриста)



      Наступившее утро следующего дня мотопутешественника не обрадовало. Пасмурное небо. Прохладно, если не сказать холодно. В воздухе сырость. Мотоцикл за ночь покрылся обильной росой, которую пришлось долгое время собирать, отжимая тряпку. Да и завёлся сырой двигатель не с первого раза, вызвав подозрение в разряженности аккумулятора.

      После недолгих блужданий по правильным, а потому безликим кварталам города, ориентируясь по солнцу выхожу на окружную дорогу,  пересекаю Сибирский тракт, по которому в 1837 году в Ялуторовск прибыл кортеж цесаревича. 
      По направлению движения на Исетское, это та самая дорога, по которой 175 лет назад, после посещения Ялуторовска, повернул на Курган кортеж царевича Александра из 11 экипажей при 37 лошадях.
      Это одна из старых дорог, идущих из европейской России в Зауралье. Она начиналась в Екатеринбурге, а в Ялуторовске сливалась с главным Сибирским трактом.
      Если смотреть на «Карту Ялуторовскаго уезда Тобольской губернiи от 1913 г.», то почтовые тракты проложены по ней, скорее всего, схематично, почти прямолинейными линиями, что практически невозможно даже в наше время.
      Сейчас  эта дорога покрыта асфальтом и во многих местах проходит иным путём. Следы заброшенных и спрямлённых участков дороги и сегодня хорошо просматриваются на спутниковой карте в Интернете.
 
      Остановившись для отдыха на одном из боковых примыканий, обнаружил остатки старого тракта. Это, судя по всему, не рядовая грунтовая дорога. Она относительно широка, прямолинейна, сохранила заметные следы профилирования, хотя теперь ею почти не пользуются.
      Для пущего эффекта включил воображение, сошёл с асфальта и несколько десятков метров прогулялся пешком вдоль старого тракта, как бы по следам цесаревича Александра, в девятнадцатый век.

      Далее по левую сторону вдоль новой дороги на протяжении 30 километров тянется густой смешанный лес с многочисленными оздоровительными лагерями. Справа болота и редкие берёзовые колки на них. Понемногу дорогу заволакивает едкий дым, видимость снижается. Это тлеет торфяное болото. Даже минувшие дожди не смогли остановить бушующую топку в его недрах.

      Лес заканчивается, дорога выходит в долину реки Исеть. Постепенно дым уступает место густому туману. Фары встречных машин проявляются из тумана метров за пятьдесят. Сверху вовсю сияет солнце, но даже его лучи не могут пробить пелену тумана, окрашивая её в матово–жёлтый цвет. Ехать неинтересно, потому что по сторонам вместо живописных пейзажей жёлтое молоко. Только через пятнадцать километров туман начинает исподволь рассеиваться.

      Объезжая перед Исетским кольцевую развязку вижу машину ДПС, автоматически включаю свет, но инспектор указывает палочкой-выручалочкой на обочину. Формально козыряет (кстати, я тоже), и, невнятно представившись, просит предъявить документы. Пытаюсь узнать причину проверки. Инспектор отвечает, что видел, как я останавливался перед развязкой у указателя направлений, а, тронувшись, ближний свет включил, только проехав кольцо. Ссылаюсь на сложность обстановки в зоне кольца в момент проезда, что и послужило причиной некоторой задержки включения ближнего света.
      Не возразив ни слова, инспектор спросил, что находится в коляске. Здесь я начал было ерепениться по примеру «героев» интернетовских роликов, но вовремя остановился. Спорить с инспектором у меня явно не хватает досконального знания Закона, а, самое главное, наглости. Да и рыльце-то у меня в пушку. После езды без света мне реально светит штраф, на худой конец - предупреждение.
      Полицейский деликатно заверил, что это-де не обыск, который оформляется протоколом, а он лишь просит меня открыть тент коляски. Дешёвая ментовская уловка обшаривать транспортное средство, якобы не нарушая закона.
      Откидываю тент коляски. Из дорожной сумки торчит упаковка томатного сока, виднеется батон в пакете, пара бананов. Здесь полицейскому вроде бы всё ясно: дорожные припасы.    
      Дальше – больше. Инспектора интересует содержание багажника за спинкой сидения коляски. Хотя это был полный наглёж, но я же до мозга костей советский и привык подчиняться властям сызмальства. К тому же не хочется усложнять обстановку. Добровольно потрошу коляску. Сзади лежат аптечка, аварийный знак, насос.
      Но совершенно убил меня идиотский вопрос об отсутствии огнетушителя. С трудом сохраняя спокойствие, пришлось толково объяснить сра..му гайцу, что это не в его компетенции, а огнетушитель на мотоцикле, да будет ему известно, вообще не предусмотрен Правилами дорожного движения. После этого я потерял к сотруднику ГИБДД всякое уважение и интерес и молча стал застегивать тент коляски. Инспектор понял, что прокололся, но на прощание, согласно этикету козырнул и пожелал счастливого пути. Обошлось без штрафа...

      Село Исетское – самый старый населённый пункт района. Его история начинается с Исетского острога, построенного казаками Андрея Давыдова на южной границе русских владений в Зауралье. С 1720 по 1782 год Исетский острог - главный город сначала Исетской провинции (в нее входило 2/3 Курганской области, Челябинская область, часть Свердловской и Тюменской областей), а затем уезда (дистрикта). После учреждения Тобольской губернии Исетск утратил свое административное значение и постепенно превратился в простое волостное село на бойком торговом месте.
      Сегодня Исетское производит впечатление хорошо обустроенного, зажиточного села. Асфальтированы почти все улицы. Дома и изгороди добротные, установлены ровно и прочно.   Всё, что нужно, покрашено свежей краской. Северная часть отстроена совсем недавно, дома новенькие, крепкие. Попадаются шикарные коттеджи. Проехал по главной улице, побывал в старом поселении за дамбой.

      Сто семьдесят пять лет назад, в июне 1837 года, останавливался на отдых в селе Исетское царевич Александр, которого сопровождал в его поездке по Сибири его наставник, знаменитый поэт России - Василий Андреевич Жуковский.
      Но где же Казанский собор, встречавший цесаревича за пять вёрст до подъезда сначала звоном в один колокол – благовестом, а затем, когда великий князь подъехал к селению - звоном всех колоколов собора?
      Храм в селе был построен в 1816 году на средства прихожан и купца Кожевникова. Он был в два престола:  Казанской иконы Божьей матери и во имя воздвижения Господня. Точных данных нет, но, вероятно, он был уничтожен в советское время. Сейчас о церкви напоминает лишь колокол, чудом сохранившийся в местном музее.

      После расспросов селян, всё же удалось обнаружить небольшой бревенчатый храм Казанской иконы Божьей матери постройки 2001 года, расположенный в берёзовой рощице на окраине села. На дверях храма компьютерная (и в храмы проник прогресс!) распечатка богослужений на сентябрь. Сегодня молебен с Акафистом ангелу хранителю, молитва о путешествующих (весьма кстати!) и литургия. Читает иерей Дионисий.
      Оставляю шлём на руле мотоцикла, вхожу, перекрестившись, в храм. В церковке лишь две прихожанки.
      По завершении литургии беседую с двадцатипятилетним батюшкой Дионисием. О проезде царевича Александра через Исетское и богослужении в его честь в Казанском соборе он ничего не слышал. Фундамент разрушенного Казанского собора, с его слов, виден до сих пор в заброшенном старом Исетском поселении, вроде бы где-то за рекой. Искать самостоятельно, конечно, бесполезно. Да и не в том моя цель.
 
      Общий путь  Великого князя Александра по Тобольской губернии в 1837 году составил более тысячи километров. Царский обоз прошёл по четырём из девяти округов губернии:  тюменскому, тобольскому, ялуторовскому и курганскому.
 
      В финале остаётся  только повторить часть пути обоза наследника престола Александра на Курган - прокатиться за реку по мосту через Исеть и считать программу путешествия по «царским» путям-дорогам исчерпанной. 

      Кстати, хорошая мысль появилась в печати – назвать исетский мост Александровским. Говорят, что даже в Париже есть мост его имени…


      Александр Соханский,
     село Исетское, 2012 г.



      Назад к "ДЕКАБРИСТЫ В СИБИРИ": http://www.proza.ru/2013/09/30/35
      Продолжение: "ЦАРЕУБИЙЦЫ": http://www.proza.ru/2013/10/03/543