К национальному празднику Китая

Петр Лебедев
В эти дни Китайская Народная Республика отмечает 64-ю годовщину со дня основания, доказывая всему миру на фоне кризиса "западных демократий" преимущества плановой экономики и народной власти. А в последнюю неделю сентября мне посчастливилось там побывать. Я был приглашен в город Сиань, древнюю столицу императоров, расположенную в географическом центре Китая, участвовать докладчиком на 3-d Annual World Congress of Nanoscience and Nanotechnology в рамках Euro-Asia Economic Forum-2013.

Был свидетелем открытия форума - события, проходившего на высшем уровне исполнительной власти с китайской стороны и со стороны некоторых стран Азии. Меня поразил сравнительно невысокий, а попросту ничтожный, уровень участия России,единственной в мире Евро-Азиатской страны, в этом форуме. Сделав за нас и помимо нас ложный исторический выбор 20-25 лет назад, силы, которые, утвердившись во власти всеми правдами и неправдами, повели реформы в неверном, сугубо прозападном, псевдо-либеральном русле, до сих пор не хотят признать ошибочность этого пути для России. И мне было обидно за свою страну.

Я был участником Роснанофорумов с 2008 по 2011 гг, будучи свидетелем неуклонного снижения научного содержания этих крупных и изначально довольно привлекательных для ученых форумов. 3-й Ежегодный конгресс Нано-науки и Нанотехнологий в Китае был масштабный действом, превосходящим даже первый, самый помпезный Роснанофорум 2008 года. Однако какой-либо российской делегации, централизованно привлекающей Российских участников, не было и следа: никаких Роснано и Сколково и следов я не заметил. Не было и других научных структур. О несчастной РАН я и не говорю.

Российские ученые, а также ученые из бывшего СССР, рассеянные ныне по всей планете, были найдены китайскими устроителями по интернету по каким-то известным им критериям. Для меня большая честь, что я попал в их число. Дороговато обошлось - полет с пересадкой, гостиница, но я, к счастью, выиграл грант в этом году и не поскупился.

Прекрасная организация, доброжелательное отношение, множество студентов-волонтеров, которые указывали заблудшим докладчикам путь к месту их презентации, ощущение мощи и народного единства бурно растущего Китая - по контрасту с престарелой и изможденной РАН, - все это оставило у меня самые лучшие впечатления. Упорство китайской державы в завоевании новых рубежей достойно восхищения.

Я не могу поздравить Россию с тем выбором, который был сделан 20 лет назад, хотя тогда, похоже, уже не было выбора и мы были во власти деструктивных сил на долгие годы и при любом исходе противостояния у Белого дома - само чужеродное название правительственного органа о многом говорит. Мне не был близок по духу тогдашний Верховный совет, как и президент. После свершившегося развала СССР - трагического, но слаженно разыгранного высшими чинами спектакля - поздно было мечтать поворотить время вспять.

С тех пор мы прошли долгий путь осмысления, и сейчас самое время обратиться на восток и поучиться кое-чему у Китая.

Государственной важности задача: на 4-й конгресс необходимо послать консолидированную научно-техническую делегацию, возглавляемую, лучше всего, не сомнительными инновационными структурами, а обновленной РАН. Это хорошее, я бы сказал, безошибочное в исторической перспективе направление для сотрудничества.