Трактат про благие намерения

Морова Алена
       Сегодня, когда мы шли по улице домой, я подала милостыню пьяному замерзающему на крылечке магазина, старику. Наставник, шедший со мной рука об руку, остановился и выразительно посмотрел на мою кисть, подающую мелочь деду, как на что-то брезгливое. Я поняла, по выражению его глаз, что мы думаем об одном и том же.
"Благими намерениями вымощена дорога в ад".
"Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся".
---Хлеба следующий раз купи и подай ему.

                ***

       Благими намерениями вымощена дорога в ад. Я думаю, что подобное утверждение не следует принимать безоговорочно как непреложную истину. Потому что хотя во все времена люди видели разницу между намерением и его последствиями, они, как мне кажется, не всегда верно проводили параллели между тем и другим. Ведь парадоксы различного рода так или иначе связанные с глобально противоположными изначально намеченной цели результатами до сих пор слишком часто пытаются объяснить неправильной тактикой, хотя на самом деле ошибка вкрадывается в души и сердца уже на стадии стратегического планирования намерения из-за самой возможности такого. Человек предполагает, бог располагает...
       Ну не дано нам со своей узкоспециализированной жизненной позиции видеть все нити связывающие противоположности часто чересчур несовместимые для взора простого смертного.  Не можем мы понимать суть вещей известных нам только с точки зрения потребителей или самое большое созерцателей в какой-то одной выбранной изначально системе отсчета, именуемой нашим «Я». Так можем ли мы судить о том, каковы истинные намерения божественного провидения, вынуждающего нас совершать какие либо поступки?  Есть ли у нас вообще выбор, или же в судьбоносной жизненной трагикомедии, в которой человек играет роль зарвавшегося актера ему не дано менять сценарий без указания режиссера и как на тропе войны любая импровизация недопустима «шаг вправо, шаг влево – расстрел»?
       Несмотря на такое не очень оптимистичное начало разговора, я отвечу на последний вопрос так: актер, актеру - рознь. Бывает актер для театра, бывает театр для актера. Роль личности в истории неоднозначна. Подчеркиваю – роль, не личность. Как ни крути, сценарий написан заранее и мы можем играть только старый сюжет в современной авторской интерпретации с известной доли импровизации переставляя слова, допуская вольности различного понимания какой-либо конкретной сцены, но менять основной ход развития событий нам не дано.

                Все окончится так, как должно было быть
                У сказки счастливый конец,
                Дракон умирает убитый копьем,
                Царевна идет под венец,
                И каким ты был, таким ты умрешь
                Видать, ты нужен такой
                Небу, которое смотрит на нас
                С радостью и тоской…[1]

       Содеянное предрешено заранее. Но  человек бунтарь по сути своей и он думает, что может влиять на ход развития событий. Его самоуверенность – необходимая составляющая мировой игры, неизбежное условие прогресса и основная причина всех катастроф цивилизации. "Благими намерениями вымощен путь в ад" потому что изначально по определению ад является крепостью и темницей нашего «Я», а благие намерения – удачным оправданием позиции точки сборки в «Я». Рай же напротив не подразумевает погружение в «Я», рай это состояние «Мы». Когда мы говорим про благие намерения, которыми вымощен путь в ад, мы уподобляемся детям, которые, когда им страшно закрывают глаза ладошками и забиваются в угол комнаты, боясь увидеть что-то ужасное, надвигающееся на них извне. Они хотят видеть свет и маму, держащую их за руку, успокаивающе поющую колыбельную, а видят темноту и страшные тени в углу комнаты, поэтому закрывают глаза ладошками. А на самом деле их ад и рай только плод воображения. Комната все та же, но почему - то, им то жарко, то холодно в ней, то страшно, то радостно. Ад, Рай есть настрой, наш настрой, не более того. А благие намерения это просто способ оправдаться перед собой и другими. «Ну, я же еще маленький, вырасту большой, тогда буду спать без света, а пока ты посиди, пожалуйста, со мной, мама, погладь меня ласково по головке и прочитай красивую сказку. Да так, чтобы папа еще не увидел, а то напомнит еще невпопад что мне не три годика а гораздо больше уже, гораздо больше и вырасти давно пора, а я вот… все еще глаза ладошками закрываю. Придумываю себе благие намерения, которыми пытаюсь оправдать свой воображаемый ад».
       Почему так работает психика? Дело в том, что, наверное, все крылатые выражения имеют скрытый подтекст, и даже очевидные истины имеют двоякое толкование. При ближайшем рассмотрении суть и смысл изречения может поменяться на прямо противоположный. Посмотрим, не произойдет ли подобное и в этом случае.

                ***

       Хотели лучше, но получилось как всегда. Знакомо? Думаю, что да. Всем когда-то приходилось себя винить за неумное вмешательство из благих побуждений «туда куда не просят». Постфактум очень легко быть умным, дальнозорким и прозорливым, очень легко судить, когда все уже случилось и стало ясно, что расклад изначально был не в вашу пользу. Но я же хотел как лучше… просто обстоятельства так сложились… меня поняли не так, не увидели, не оценили… А дело просто в том, что человеку свойственно искать себе оправдания даже в самых низких и подлых поступках. Не отсюда ли берет начало эта поговорка? Я даже не буду приводить примеры, мне кажется, тут и так все понятно. Ведь мы, родители, учим своих детей, подсознательно закладываем в них потребность самобичевания, черту, которая уже в три года кажется врожденной. С чего начинается? С детства.
       Вот, пожалуйста, иду по улице, слышу:

                ***

       -Ах, какой мальчик нехороший, описался посреди улицы. Ай-яй-яй. Мама по попе Диму будет шлепать, проситься нужно, ты уже большой, все понимаешь.
В голове у ребенка откладывается:
       -Я должен быть хорошим. Не писаться, чтобы не наругали, не нашлепали.
Никто, наверное, маме не говорил когда ребенка планировали что дети иногда писаются в штаны. И даже на улице случается. Скоро он найдет свое первое оправдание перед взрослыми. Произойдет это примерно так:

                ***

       -Сынок, ты почему кашу не доел, в тарелке оставил больше половины.
       -Я бабушки оставил, у нее зубов нет, пусть она твою кашу ест.
Логичное оправдание, только если бы действительно о бабушке думал, кашу бы перед тем как есть начал отложил.

                ***

       Божественное в человеке является ловушкой души в том случае, если изначально дается установка на противопоставления. «Я» – плохое, хорошее это не «Я», а что-то абстрактное, символичное, недосягаемое. Мама хорошая, бог хороший, и я должен скрыть свое плохое, чтобы они думали что «Я» тоже хороший. Оглядываюсь, смотрю вокруг внимательнее:

                ***

       На святом источнике я наблюдаю картину: женщина обливает ледяной водой маленькую девочку. С именем господа на устах. Одно ведро, второе, третье холодной воды с промежутком в несколько минут между процедурами для того, чтобы прочитать молитву. Просит: пусть очистится плоть, укрепится дух. А малышка в это время поднимает глаза на икону божьей матери вверху освященной арки и просит тихонечко посиневшими губами защиты… От кого? Не от бабушки ли?
       Нет, она читает молитву… Она уже ищет оправдание насилию и своей естественной слабости перед инстинктом.
       Как правильно? Не ручаюсь сказать, но видела я и такой вариант:

                ***

       -Юлиан ты что капризничаешь. Иди вон в ту комнату подумай хорошо на тему, о чем ты ревешь, успокоишься, придешь – скажешь.
       Мать спокойно продолжает вести светскую беседу, улыбается, шутит, как ни в чем не бывало. Некоторое время спустя зареванный мальчишка выходит из комнаты:
       -Ой, Юлиан, здравствуй. Тут без тебя мальчик какой-то приходил, ревел, капризничал. Говорил, что он Юлиан, но мы ему не поверили.
       -Да, дурной мальчишка какой-то был, - облегченно соглашается ребенок, поддавшись на лукавство взрослых. Некоторое время спустя подходит, насупившись:
       -Мама, это не мальчишка, это я был.
       -Ты? Ай, как это мы не узнали. И что же ты плакал?
       -Ты обещала мне прочитать сказку на ночь, а вместо этого занялась с гостями.
       -Хорошо, иди, я поставлю тебе музыкальную композицию, ту, которая тебе больше по душе.
       Конфликт разрешен. Юлиан понял: он может быть хорошим, может быть плохим. Есть выбор, уже лучше.
       Важно: перегнуть палку нельзя ни в ту, ни в ту сторону.
       Ну ладно, я отошла от темы. На самом деле целью было показать: изначально причиной того, что ребенок начинает искать оправдания своим поступкам, а позже и взрослый не перестает это делать, является обобществление личностью себя с тем, что другие в ней воспринимают как «Я». Мы сами уродуем своих детей, заставляя их соответствовать сложившимся заранее стереотипам добра и зла, под которые уже с младенческого возраста пытаемся подогнать их психику. Нашими благими намерениями вымощен для них путь в ад. С этого все начинается и как снежный ком начинает накручиваться дальше набор комплексов в виде новых обязательств перед внешним миром.
       Привычка оправдываться остается до конца жизни. Поломать ее порой задача невыполнимая даже для специалиста. Можно вылечить пьяницу, если удастся убедить его в том, что он пьяница. Но Вы только попробуйте это сделать!!! Его позиция непрошибаемая:
       -Да если захочу я завтра пить брошу.
       Назвать вещи своими именами – вот что самое трудное. С годами мы настолько привыкаем лгать себе и друг другу, настолько разукрашивать благими намерениями свои самые скверные поступки, что просто диву даешься, как земля носит еще скверну человечества на своем теле. Нельзя сказать: «хочу заработать на продаже одеколона», но можно выразиться: «мы заботимся о вас и вашем здоровье». Первый закон маркетинга: «цель должна быть красива, благородна и недосягаема». То же в политике, то же в грамотно построенном бизнесе, телевизионной программе, семье, наконец.
       -Ведь кровь из людей можно пить бесконечно
       Но только с улыбкой, тепло и сердечно.
       Браво Леониду Сергееву, ибо это его слова. Ну так вот, договорились мы до того, что привычка оправдываться привела нас к благородной лжи прикрыть которой можно все безобразие творящееся под небесами обетованными. Привычка оправдываться перед другими и прикрывать свои нелицеприятные действа благородными намерениями причина того, что "Благими намерениями вымощен путь в ад".

                ***

       Но это еще не все. Далее идет привычка оправдывать себя перед собой же. Раз вкусив запретный плод, познав добро и зло, человек поперхнулся совестью увидел, что он голый и прикрыл срам фиговым листиком. С тех пор неотступным молчаливым внутренним свидетелем наблюдает она за нами. Невозможно обмануть себя, поскольку голос совести созвучен с велением сердца, а оно неизменно настроено на  высокую частоту. Сердце вещает истину и, часто вопреки велению разума, требует от нас какого то решения. А мы все медлим, а мы все боимся, а мы все оправдываемся перед собой, ищем благие намерения, чтобы оправдать элементарную трусость, нерешительность, лень. Мы по прежнему мыслим стереотипами, заложенными в детстве, но теперь к многоголосому хору внешних раздражителей примешивается еще и голос совести, звучащий не менее трезво, и даже более убедительней, чем остальные. И… человек по прежнему ищет оправдания своим поступкам. Ищет благие намерения, которыми оправдываются неудачи, срывы, трагедии.
       Человеку претит чувство собственной ничтожности, он боится бессмысленно жить, боится бессмысленно умирать. Он ищет оправдания своему существованию перед собой же, оправдания нереализованным из-за собственной лени способностям, поэтому принято считать что "Благими намерениями вымощен путь в ад".
 
                ***

       Ну а что же на самом деле? На самом деле того, кто воистину имеет благие намерения, минует чаша сия. Кто искренен перед собой, не лукавит и не оправдывается перед окружающими, того дорога никогда не приведет в ад. Тот ходит прямыми путями. Тот верит в то, что делает, тот искренен, чист перед собой и другими, потому что действует по велению своего сердца созвучно со своей совестью. Такие намерения можно назвать благими и они не будут иметь отрицательных последствий, не станут адом для души, ловушкой собственного «Я». Тогда приемлемо для всех остальных: «не судите, да не судимы будете».
Не судите коммунистов, потому что истинные коммунисты чисты сердцами. Не осуждайте ложные религии и веры, потому что по настоящему верующий даже среди инакомыслящих сможет общаться с богом на своем языке. Бриллиантом в пустой породе заблестит вера избранных божественным проведением помазанников божьих, чьи благие намерения контрастно обозначатся истиной на фоне мировой лжи и будут светить путеводной звездочкой, указывающей путь остальным. Слушайтесь своего сердца, ибо только одно оно чутко. Только оно созвучно с высшей божественной составляющей человека одновременно отражающей волю мирового разума и никогда не даст запутаться, никогда не назовет «благие намерения» ересью, не увидит в них ад – мираж собственного «Я», пустую иллюзию нашего сознания.

Примечания:
1. Бутусов «Негодяй и ангел».