У омута. Левитан

Нина Лесина
    Моё знакомство с творчеством великого художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана началось ещё со школьных лет. Я увидела репродукцию его картины "У омута", которая меня заворожила. Мне с детства нравилось всё необычное и таинственное. Лишь через несколько лет я смогла увидеть эту картину в Третьяковской галерее в Москве. Я стояла перед огромным полотном. Мистическая и тревожная красота. И я, словно перешагнула границу реальности, и очутилась там, внутри картины.
    Я видела мостик из брёвен, которые на первый взгляд казались надёжными и широкими, но известно-брёвна от влаги становятся скользкими и идя по ним можно легко поскользнуться и упасть в эти спокойные, но тёмные воды омута. Небо строгое и хмурое. Светлая тропинка на другом берегу, как бы зовёт за собой, но мрачный лес пугает. Он кажется странным и заколдованным. Гаснет свет дня и наступают сумерки. Рождается ощущение мрачной тревожности, неуверенности и страха. Но, несмотря на все эти страхи, мне очень хотелось пройти по этим брёвнышкам, сесть на них и коснуться босыми ногами этой тёмной воды, на которой светилось заходящее солнце.
    Картина была написана в 1892 году. Левитан жил тогда там с Софьей Павловной Кувшинниковой в Тверской области. Поблизости находилось Берново-имение Вульфов, друзей Пушкина. Здесь Левитан и услышал  от хозяйки имения рассказ о дочери мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного, крепостного конюшнего в солдаты. Левитану показали остатки мельничьей плотины и легендарный омут. И художник загорелся написать картину об этом месте. Как в своё время это место вдохновило Пушкина написать знаменитое драматическое произведение "Русалочка".
    Может эта история несчастной любви и наложила тягостный и таинственный отпечаток на картину художника. Он и сам переживал в то время не лучшие времена. Его выселили из Москвы, как "некрещённого" еврея, несмотря на заступничество друзей, в том числе и Третьякова, который впоследствии приобрёл эту картину "У омута".
     Всю красоту русской природы, все цвета Родины вместила палитра художника Левитана. Радость, печаль, слёзы, горе-все эти чувства выражены в его пейзажах, хотя они безлюдны.
     Левитан умер 22 июля(3 августа) 1900 года, не дожив до сорока лет. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов.  В августе 1972 года а городе Плёс был открыт музей художника Исаака Левитана. В этом доме художник жил и работал в 1888-1889 годах. Во время путешествия по реке Волге, Левитан неожиданно для себя, открыл красоту этого маленького тихого городка, который вдохновил его на создание многих картин. Многие из них посвящены и описывают красоту великой родной мне реки Волги. В 1890 году им была написана картина "Волжский размах" и  "Вид на Нижний Новгород".Это мой родной город. Я была в музее в городе Плёс в 1983 году.