Привоз

Девяткин Вячеслав Георгиевич
      




Привоз. Центральный рынок. Или просто Ринок - недалеко от серых зданий железнодорожного вокзала.Август 1976 года.
      
       Только здесь, да ещё из  подъезжающих из глубинки автобусов -  слышна мелодичная украинская речь.

Мне раньше не приходилось видеть такого огромного южного базара! Бесконечные прилавки,   похожие  на зелёные берега, – меж которых плывут человеческие реки! От острых запахов  щекочет в носу. Горы   кинзы, укропа, петрушки, тмина, лука, чеснока, салата, хрена, эстрагона…

Неожиданно вспыхивает  золотистый  свет - от  абрикосов,  дынь, персиков, винограда, груш и кукурузы!..
 
Дальше  стоят немыслимых размеров корзины с бордовыми и розовыми  помидорами, -  от  тёплого и сладкого  духа которых, в животе начинаются спазмы…

Люди просто не выдерживают – покупают помидоры, тут же ополаскивают их, сыпят  крупную соль и, не видя ничего вокруг, с аппетитом едят!

       И что удивительно, торговки смеются и  радуются, как дети, когда вы едите и нахваливаете выращенные ими сочные  плоды! Ведь вы оценили их труд и купили именно у них!
 
Вот скучные государственные рыбные ряды -  с привычным набором  скумбрии, ставриды,  сардины,  трески,  терпуга…  А вот невиданная до сель рыба – океанический бычок. Огромные пёстрые тушки с жёлтым отливом, килограмма по два-три каждая. Никто почти не берёт  эту диковину.

Зато,  какое столпотворение у рыбных рядов частников – здесь только что пойманный  товар  просто ослепляет серебром и перламутром!  Ставридка – 25 штук за рубль. А когда клёв хороший, то и 35 шт. за рубль!

Загорелые рыбаки, лет пятидесяти, продают увесистые связки крупных бычков – 10-15 штук за 3 рубля.  Удивительно, - ведь куры в магазине стоят 2рубля 65 копеек килограмм. 

       Но никто не торгуется. Степенно подходят невозмутимые хозяйки, внимательно осматривают низки с рыбой,  и, забирают кукан с «бэчиками»,  протягивая свёрнутую трёшку,  даже не глядя на рыбака. Уходят красиво, неся тяжёлый кукан, почти до самой земли!
 
Шумные торговки зазывают купить свежих раков – 10 штук за 2,5-3 рубля, вяленую рыбу  ( у меня просто слюнки текут от одного запаха!).  А вот свежие карпы,  щуки, солёная хамса… Слышны колоритные названия, где поймана рыба – Аджалыкский лиман, Сухой лиман, Хаджибейский лиман, Куяльницкий лиман…

Брожу по огромному торжищу и радуюсь находкам. Вот в носу защекотало от острого запаха креветок.  Пол-литровая банка варёных «рАчков» стоит 50 копеек, а газетный пакетик – 20 копеек.

Свежие и пахнущие йодом креветки – свалены в огромных сетках.

А вот и рыболовные ряды – оранжевы от креветочной шелухи под ногами. Совсем в стороне жмутся инвалиды, какие-то бывалые люди, хрипатые ханыжки и остроглазые, бойкие рыбаки с фантастическими снастями на любую рыбу и даже «самодуры» на  картонке – по 3 рубля.

        Беру,  не глядя, – уловистую  снасть на ставридку!

С полными сумками ищу выход, да где там!  Оглушительные крики торгующих, гвалт воробьиных стай, перелетающих от рядов с тыквенными семечками к подсолнухам, гороху, кукурузе и мешкам с пшеницей…

И никакой тебе милиции – полная демократия и душевное расположение друг к другу!

Выхожу к улице Чижикова и, на конечном кругу, сажусь в трамвай - теперь до дома!