Глас крестьянина из контейнера

Елена Гвозденко
«Лариса (глубоко оскорбленная): Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь! (С горячностью.) Наконец слово для меня найдено, вы нашли его. Уходите! Прошу вас, оставьте меня!» (Островский «Бесприданница»).

Свершилось. К нам, уважаемые дамы и господа, внезапно пришла слава. На телеканале «Культура»  вышла передача «Тем временем» с Александром Архангельским, посвященная сетевой литературе и, в первую очередь, ресурсам Проза. ру и Стихи. ру: «Литературная самодеятельность: торжество графомании или победа над кланами». Заметьте, не ремарка на полях передачи, не стыдливое бурчание «профессионалов», а целая передача!  Среди участников Дмитрий Кузьмин, поэт, главный редактор журнала поэзии "Воздух", Елизавета Александрова-Зорина, руководитель литературного раздела интернет-портала, Дмитрий Кравчук, главный редактор сайтов "Стихи. Ру" и "Проза. Ру", Александр Гаврилов, руководитель "Института книги", Дмитрий Бак, профессор РГГУ, директор Государственного литературного музея.

Вальяжные эксперты не стеснялись в оценке самодеятельной прозы, в оценке нашего труда. Общий лейтмотив их выступлений сводился к определению нашего сообщества как коллектива «грамотных крестьян», «графоманов», некоего контейнера для хранения плодов творческого зуда и прочее, прочее, прочее…

Критики не скрывали сарказма в отношении Дмитрия Кравчука, который справедливо отметил, что главная цель ресурса – предоставить возможность публикации любому автору. Но его слова буквально тонули в оценочном потоке, так называемых, экспертов. Мне показалась интересной полемика вокруг того, кого же называть профессионалом.  Определение профессионала, как человека, зарабатывающего своим трудом, давно устарело. Эксперты не отрицают потоки довольно китчевой коммерческой литературы. Отказавшись от определяемого, ощутимого критерия, господа критики предложили называть профессиональной литературой «создание новых смыслов». Жаль, что  в передаче нет обратной связи. Мне так хотелось для своих грамотных крестьянских мозгов получить разъяснение этой формулировки. Мне недостаточно определения «новой геометрии текста». Что это? Новые формы текста или, возможно, многослойность содержания? Нам, крестьянам, сидящим в контейнерах, совершенно непонятна метафоричность людей, возомнивших себя литературной элитой. Они априори убеждены, что на нашем сайте нельзя встреть подлинную литературу. Просто нельзя и все… Звучит довольно убедительно, не так ли? А наши обсуждения под текстами вообще не цитируют  "в приличном обществе». Я так поняла, что нам никогда не стать этим самым «приличным обществом».

Показательно, что на призыв ведущего сделать шаг навстречу самодеятельным авторам, эти эксперты заметно дистанцировались, отгородились от нас, как от чего-то вредного и крайне неприятного, хотя неоднократно заявляли об опасности неконтролируемой самодеятельности без достаточно надежных фильтров, коими они, вероятно, себя считают.  Мне бы очень хотелось обратиться к дорогой и уважаемой окололитературной элите с вопросом – почему в последнее время из среды, так называемых профессионалов, не выросло заметного лидера? Почему международные премии по литературе обходят российских писателей? На чьих именах держится величие русской литературы?

По моему глубокому убеждению, именно в сетевой литературе сейчас и происходит рождение нового, свежего слова. Снобизм экспертов понятен. Меня смущает низкая самооценка авторов сайта. Рискую повториться, но эти игры в собственное графоманство серьезно вредят как ресурсу, так и творчеству. Мы заведомо ставим себя в довольно узкий коридор возможностей, ищем оправдание нашего нежелания роста, мол, что с нас, юродивых, взять – мы всего лишь социальная сеть, зашли поделиться рецептами. Кстати, в передаче неоднократно иронизировали по поводу наших пристрастий к кулинарии. И именно для того, чтобы показать наш литературный потенциал, у меня есть предложение – организовать конкурс именно на кулинарную тематику. Но рецепты должны быть написаны с учетом требований «новых смыслов». Думаю, среди авторов сайта найдутся поэты борща и летописцы квашеной капусты.  Я плохо ориентируюсь в организационных вопросах конкурсов. Со своей стороны могу лишь предложить призовой фонд автору понравившегося произведения в тысячу баллов.