На пороге осени

Анна Боднарук
                НА  ПОРОГЕ  ОСЕНИ

     Первые сентябрьские ещё по-летнему тёплые деньки хороши и в Сибири. Я бы так сказала: - Ещё не осень, но уже и не лето. Видно не только людям, но и растительности, насекомым и прочим живым существам нужно время для перехода к осенним холодам. Наблюдательному человеку такой переход очень даже заметен.
     Выйдешь с подъезда, пройдёшься по дворовой дорожке и вот она – первая примета. Кузнечики уже не ищут тень под листиками травы, а греются на солнышке и очень неохотно прыгают в траву, уступая дорогу великану-человеку.
     Вышла на дорогу, смотрю по сторонам, чтоб под машину не угодить и чуть было на маленькую, чёрную, мохнатую гусеницу не наступила.
     - Куда же ты, дурашка! Там опасно… Неужели ты думаешь, что по другую сторону дороги земля теплее?
     И тут испуганно отскакиваю назад. Даже земля под ногами задрожала от проезжающего мимо тяжёлого самосвала. А что же гусеница? Везучая оказалась. Пока я пережидала поток машин, гусеница, как заговоренная, переползла улицу. Вот тебе и тихоход!
     Неожиданно в голову пришла мысль: что-то этим летом мало бабочек было… В прежние годы бывало на грунтовой дороге на месте подсыхающей лужи целые базары белых бабочек. Лето нынче холодное выдалось… И разноцветные бабочки тоже не часто на глаза попадались. Всё дожди, дожди, когда ж им было летать?..
     С этой мыслью до сада дошла. Калитку открыла и в нерешительности остановилась. В голове возник вопрос: как пройти, чтоб нечаянно цветы не задеть?
     Ранней весной в уголочке теплицы посеяла бархатцы, а выросли – шафраны. Потом удивлялась: я же точно видела - на пакетике с семенами нарисованы были бархатцы. Ещё удивлялась, дескать, рассада какая высокая! Деваться некуда, шафраны так шафраны, они тоже хороши. На удобренной земле, всегда политые растения так разрослись, раскустились, что дорожка вполовину стала уже. А цветы-то, цветы! Оранжевые, лимонно-жёлтые. У меня кулак меньше цветка! И пчёлки их любят, на каждом цветке по одной, а то по две крылатых труженицы.
     Окинула взглядом огород и смешно стало. Огород словно оранжево-жёлтыми нитками прошит. Цветы я вдоль тропинок высадила. Как раз в эту пору золотой шар расцвёл, да вдоль забора неистребимый топинамбур поднялся. Ему даже кусты малины не помеха. Во, вымахал! Выше забора цветы. Ох и доберусь я до тебя, неслух…
     Только в одном месте огород цветом отличается. Изгородь, закрывающая компостную кучу, увита фиолетовыми и розовыми вьюнками. Красота-то какая! Люди думают, что там беседка для отдыха… Скамейка, где можно отдохнуть – возле огромного куста жасмина. Там ещё куст розы и ирисы самых разных цветов.
     Неожиданно на мой рукав села стрекоза. Хвостик розового цвета. А вот и с жёлтым хвостиком рядом с нею села. Маленькие какие-то они, - подумала я.  – Летом, у лесного озера я тоже стрекоз видела, так те вдвое больше этих… Скоро осень! Даже стрекозы покинули холодные озёра. Ищут места потеплее.
     - Подружки, на моём рукаве теплее?.. Ты гляди, сидят себе и не пугаются. – Потом уже обращаясь к себе самой сказала: - Ты, милая, будешь тут пугалом стоять, так на тебя и ворона сядет…
    Посмеялась над собой и осторожно ступая пошла к крыльцу. Стрекозы только на пороге дома покинули мой рукав. В нетопленном доме холодно и сыро. Они это раньше меня почувствовали.
     - Грейтесь подружки, пока солнышко ласковое! Вон калина соком налилась, скоро грянут холода…
                03.09.13 г.