Пионерский галстук

Эрнест Марцелл
В пионеры меня приняли уже давно, а пионерский галстук  я так завязывать и не научился. Кто сам пионером был, то помнит, наверно, что берётся этот красный треугольный кусок ситца за оба конца, за шею сзади заводится и спереди сначала на простой узел завязывается, а потом уже вторым узлом подушечка, по краям которой хвосты свисают, делается. Никак не мог искусство это постичь я- то двойной морской узел выходил, то удавка, то просто кукиш дамский получался.  Сколько не тренировался перед зеркалом ( Брюс Ли мог упорству моему позавидовать)- одно несуразица какая-то выходила. Правда половина как юных так и уже матёрых пионеров в таком виде ходила, так что сразу можно было по галстуку определить кто перед тобой- маменькин сынок- отличник  или отъявленный хулиган- двоечник. Были и такие редкостные кадры октябрята-ветераны, засидевшиеся в этом звании до солидного возраста, когда в затылок начинает дышать ВЛКСМ.
И вот в один о прекрасное утро я, перед самым выходом, встал перед зеркалом и в который по счёту раз, коих была уже не одна сотня, попробовал повязать сам себе этот галстук. И о, чудо- мне удалось сделать это! Я не верил своим глазам- ибо наконец то постиг заветную тайну, к которой стремился несколько лет. Неужели это было так просто! Я специально несколько раз развязал и вновь завязал галстук и о чудо, у меня вновь и вновь получалась превосходная подушечка с залихватски свисавшими хвостами совершенно одинаковой длины! От радости я был сам не свой, и когда, размахивая дипломатом (в начале девяностых они вошли  у школьников в моду, вытеснив общепринятые портфели ) поскакал вниз по лестнице. И когда я шёл по улице, то нарочно выставлял напоказ самостоятельно завязанный галстук, и хотя, понятное дело, совершенно никого не заинтересовал этим фактом, но гордость за самого себя просто распирала меня.
«Ну, думал я: Сейчас приду в класс, а наша классная змея скажет: « Ефремов! Ты в первый раз пришёл в правильно завязанном галстуке! Тебе, наверное его кто-то повязал!»»
Надо сказать, что за исполнением уставов пионерской организации она следила подобно сотруднику КГБ и самая малейшая небрежность не могла ускользнуть от её зоркого ока, а даже за малейшее нарушение заветов Ильича следовало неминуемое взыскание. Так что я, никогда не пользовавшийся её расположением, уже заранее предвкушал приятно удивить её.
Я зашёл в школу, оставил вещи в гардеробе и, согласно расписанию, поднялся на этаж, гордо демонстрируя творение собственных рук. Налетевшие одноклассники с ходу окружили меня: «А! Ещё один пионер недобитый!»
Как так?- недоумённо остановился я.
«А вот так! Отменили пионерскую организацию!»
Не знаю как в других школах, но в нашей это известие вызвало целую бурю эмоций- по всем этажам носились несколько башибузуков, дико размахивающими злосчастными галстуками как знамёнами, орущих в адрес всех пионеров мира разные неприличные высказывания и яростно вступающие в споры с попадавшимися по дороге преподавателями. Вся укоризна их попыток осадить разбушевавшихся сторонников нового строя стандартными выражениями: «Как вам не стыдно! Ваши отцы носили галстуки, ваши деды создавали эту организацию, пионеры-герои за ваше будущее сражались!»  разбивались о яростный шквал: «Долой Коммуну!»
Тут надо сказать что наша школа в отношении дисциплины отличалась какой-то особой строгостью нравов в направлении светлого пути, указываемого партией, так что подобное поведение легко поддавалось объяснению. Я же молча снял галстук и с каким-то стыдом убрал его в карман. Так для меня умерла пионерская организация и я почувствовал себя свободным, беспартийным гражданином. А и к чёрту это всё, зато не будет ни салютов, ни сборов после занятий- словом ничто уже не могло отнять свободного времени у свободного человека! День пролетал быстро- в портреты пионеров- героев летели резинки, бумажные катышки, плевки и педагоги уже не обращали внимание, в том числе и наша классная, вообще не дававшая по этому поводу никаких комментариев, и всё бы так и прошло гладко, если бы в самом конце дня не произошло досадное недоразумение. В конце занятий- а именно на последнем урок запланирована была игра по правилам дорожного движения, а поведения именно пешеходов. Весь класс был разбит на команды и каждая команда через энное время должна представить свою сценку про злостного нарушителя ПДД с последующим разбором его нехорошего поведения.
Согласно сценарию нашей команды я должен был играть невоспитанную старуху, перебегавшую улицу где попало и провоцирующую ДТП. И я довольно мастерски изобразил этот отрицательный персонаж, используя подручные средства: обмотав вокруг пояса куртку, взяв в руки палку, на нос нацепил очки, а голову недолго думая облачил в платок, на роль которого идеально подошёл упразднённый теперь галстук. В таком виде я вышел на роль и тут же был прямо осажен криком нашей классной: «Ты что это надел! Да как ты посмел! Да что ты себе позволяешь…»
Все мои жалкие попытки оправдаться тем, что теперь нет больше пионеров, разбивались о железную стену. Публично я выглядел теперь последним недочеловеком, вероломно плюнувшим на всё святое и занявшимся гнусным обезьянничеством со всяких придурков. Долго бы ещё она выставляла меня на всеобщее осуждение как самый дурной пример и в конечном счёте втоптала бы окончательно в грязь, но тут сама судьба пришла ко мне на помощь. В самый разгар разборов моего нехорошего поведения под тяжким пинком с той стороны распахнулась дверь и в класс ввалился опоздавший на целых десять минут некто Подгорский второгодник- отъявленный представитель хулиганской диаспоры, злостный прогульщик, и систематический нарушитель дисциплины, уже состоявший на учёте в детской комнате милиции. Словом являвшийся собой красочный пример одного из самых отрицательных персонажей для всей пионерской дружины нашей школы. Его грязная сумка была закинута за спину, а на рукаве как повязка был завязан пионерский галстук на котором выведенная чернилами сияла огромная фашистская свастика.
Это что… такое?!- выдавила из себя классная при виде открывшийся ей картины.
Ничего- просиял тот: Можно войти?
Ты… что это с галстуком сделал?
А зачем он нужен. Нет больше пионеров и всё!
Нарушитель был немедленно отправлен к директору, совершенно не разделившему его политических взглядов. Однако по всей видимости американская зараза уже вовсю занимала умы всех советских граждан, жаждавших гуманитарной помощи с запада и поэтому нарушитель отделался лишь выговором, после чего испорченный галстук был публично выброшен Подгорским в мусорную корзину. Правда потом в продолжении всего урока вместо дальнейшего штудирования правил, классная рассказывала историю создания пионерской организации  в России, бесконечно приводя ставя отрицательный пример глупого дурачка Ефремова, следующего стадному инстинкту и подлеца Подгорского, бесстыдно плюющего на то, что воспитало его родителей. Настроение у меня испортилось донельзя и поэтому сразу же после уроков я двинулся в пионерскую комнату, там где ещё месяц назад я практически безвылазно сидел каждую перемену. Теперь там было совершенно пусто, только сидела наша пионервожатая- девушка лет восемнадцати по всем правилам носившая красный пионерский галстук. По- прежнему по полкам были расставлены  барабаны и горны, на стенах висели портреты Ленина и пионеров-героев, стояли стенды с партийными заветами.  Вожатая, сидя за столом писала какие-то бумаги и на ней приятно отдыхал глаз. Я в последний раз оглядел окружающий интерьер, зная что через день- другой это всё уже будет пылится где-то в богом забытой кладовке, а здесь по всей видимости станет чей-то кабинет. Тогда с в одночасье опостылевшими всем коммунистическими порядками расправлялись с быстротой молнии.
Здравствуйте Алла Сергеевна!- с какой-то робостью поздоровался я, так как знал, что она огорчится, когда увидит меня без галстука, который она весьма часто безуспешно пыталась меня научить завязывать.
Ну вот и ты покинул наши ряды!- грустно усмехнулась она.
Так ведь сейчас пионером быть уже не модно- засмеют- вздохнул я: Вы ведь тоже скоро уйдёте.
Да, но буду навещать вас.- ответила она: А в душе навсегда останусь пионеркой. Ничего же плохого не было в пионерской организации, наоборот сколько жизней было спасено с её помощью! Да, конечно много было ошибок, недочётов, но что бы так всё в одночасье! Грустно!
Слушая её я вдруг словно впервые почувствовал что мне нравится эта девушка. Конечно в то время девчонки ещё были для меня противным оппонентками, которым при всяком удобном случае следовало прописать пинка, щипнуть или облить водой, но видимо времена и нравы стремительно изменялись не только в отрицательную сторону. Естественно до благосклонным взглядам на противоположный пол, а уж тем более до первой любви было ещё как в сорок первом до Берлина, но всё же именно тогда я впервые ощутил нечто новое и совершенно неведомое раньше. И я неожиданно со стремительно застучавшим сердцем, решился на дерзость от которой у меня даже перехватило дыхание- подошёл и собственноручно развязал на вожатой галстук и снял его с её шеи.
К моему чрезвычайному удивлению никакого возмущения не последовало. Она просто покачала головой: Это что я теперь разжалована?
Нет- ответил я: Алла Сергеевна, просто я научился завязывать галстук. И если вы говорите что в душе остаётесь пионеркой, значит вам следует его вновь повязать.
И с мастерской ловкостью я повязал ей галстук- по всем правилам, сделав одинаковые хвосты, с подушечкой, и, отступив на шаг назад, отдал горячий пионерский салют.