Одарённый ребёнок

Татьяна Щеглова
Я знавала эту пару, ещё когда её сын был ребёнком. Миленький, как херувим, со светлым пушком волос на голове, Славик вызывал в людях умиление. Это чувство крепло и воспаряло  до небывалых высот, когда Славик, будучи семилетним пианистом, выходил на сцену в бабочке и коротких штанишках и играл серьёзную музыку с симфоническим оркестром. Потом поднималась на сцену и мама, он кланялся, держа её за руку  (она ещё долго самолично выходила под свет софитов, даже когда нужды в том уже не было), зал ревел от восторга, на дирижёра и первую скрипку оркестра никто не смотрел.
Так вот, глядя на эту милую пару, я каждый раз задавалась вопросом, а оправдывает ли цель средства? Ведь все эти воспарения давались бог знает как и каким кувырком. И если это – любовь, то какие в ней страсти таятся? Но об этом, помимо самих участников, маленького Славочки и его матери, Анжелики  Ивановны, знала только я, её близкая подруга и соседка.
Анжелика, сама пианистка, забросив своих учеников из музыкальной школы, выбрала из них одного –  сына,  и все свои слабые нервы и твёрдые устремления бросила на алтарь его будущей карьеры. Она часами долбила со Славиком гаммы и как  только не обзывала  своего ангельского ребёнка, работая над сонатами и этюдами. Славик в коротких паузах вопил и стенал, а если получалось – лягал мать ногой под стулом. И весь  подъезд, слыша эти крики и грубости, думал, что в доме Анжелики в этих случаях  объявлялся отец Славочки, которого Анжелика  во время их короткой супружеской жизни ненавидела прилюдно и бурно.
В материальном плане у этой семьи было не густо. Старые родители моей настырной подруги, веря в высоту поставленной цели, ужимались как только могли и делили с ней   свои жалкие пенсии. Потом эти крохи, щемясь, распределяла  уже сама Анжелика – между будущим светочем пианизма и собой, по сути -  матерью-одиночкой.  Результат этого подхода был плачевен. Когда я, движимая милосердием, повела Славика в кафе, ребёнок опозорил меня на всю округу. Ему принесли пирожное, а он минут  двадцать доказывал, что это, дескать, не пирожное, а  незнамо что. Потому что пирожное, по его глубокому убеждению  - это  хлеб, помазанный маслом. А сама Анжелика, когда я рассказала ей эту историю, заявила, что Славик в еде избирателен, и помимо  сладостей ещё много чего не выносит, например, запаха мяса  (у него аллергия), а также не любит рыбу и курицу: «Нормальным людям достаточно супа  и булочки». Но эту ересь она осмеливалась  декламировать только  мне, а не кому попало. 
Славик  рос среди  ужасов передёрнутой психики, где каждая извилина закручена  скрипичным ключом до предела, но проблемы постепенно решались. Лет с десяти он стал завоёвывать лауреатские места, и Анжела смогла выбить из городского бюджета пособие под  таланты сына. Сама она к тому времени ухитрилась закончить курсы экстрасенсов и за счёт «ахалай-бахалай» и других пассов что-то на семью подрабатывала,  при этом времени на занятия со Славиком оставалось более чем достаточно. Постепенно  Анжелика вышла из своего добровольного подполья, и её  характер узнали все. Каждый год, со скандалом, она меняла Славику педагогов. Успела перессориться со всеми чиновниками из местного управления культуры,  даже с теми, которые распределяли  пособия в том числе для её одарённого сына, и из чьих рук, она,  по сути, кормилась. Но Анжелику терпели  - Славик завоёвывал  призовые места  и даже начал выступать  за границей. 
Потом я сменила квартиру на  другой район, и общение с этой семьёй почти прекратилось. Надо сказать, я об этом не сильно  жалела. Много было своих проблем, сын пошёл в школу,  да и Анжелике, тем более, стало не до меня -  доходили слухи, что гастрольный график у юного Славика  достаточно плотный и мать сопровождает его повсюду. 
Только один раз за несколько лет я выбралась на  концерт, когда они выступали в родном городе. Славику было, наверное, лет шестнадцать, и он давно  обретался в ЦМШ – школе при Московской консерватории. Анжелика похорошела, выглядела светской львицей, довольной жизнью. В антракте она с удовольствием крутилась перед  журналистам и  цитировала зарубежные газеты. Подобно софокловской Иокасте, как бы провозглашая всем своим обликом: «жить следует беспечно, кто как может, и с матерью супружества не бойся…», простите за грубость.
 Сам Славик для интервью так и не вышел. А я заглянула в гримёрку. Восходящая звезда сидел,  зажавшись, возле окна и истекал потом.  Большие нервные руки выплясывали на коленях. Он выглядел гораздо субтильнее своих сверстников. Сначала  меня не признал, а потом, когда я ему напомнила про наш культпоход в кафе, жалко рассмеялся. Теперь он многое что знал из еды, пробовал и лобстеров, и прочие океанские диковинки  - он всё это поведал мне  за какие-то пять минут  - но, по его словам, любым яствам предпочитал пирожные, очень полюбил их с тех пор.
Опосредованная наша встреча произошла ещё через несколько лет. В одной из программ новостей показали сюжет о том, как известный пианист судится со своей матерью.  В лысеющем и рыхлом сорокалетнем мужчине  я с трудом узнала некогда субтильного Славика. Мать не показали. Но я поняла, что суть конфликта сводилась к тому, что любящая справедливость Анжелика  до сих пор претендовала на гонорары от зарубежных контрактов сына, а Славик полагал, что  всё уже отработал ей…
И вот теперь объясните мне: разве это любовь? Всепоглощающая материнская любовь или - обратная сторона известной греческой трагедии?  В нашей истории  специалисты могли бы назвать такое  её завершение  эдиповым триумфом. Но, как вы понимаете, победителей в семейных разборках не бывает. И в данном случае сорокалетний Славик, скинувший с себя тяжкие оковы этой любви,  и как бы восклицающий: «Я развязал проколотые ноги…», всё же поздновато дошёл до сути...