Истинный счастливец 2

Игорь Ко Орлов
Почему название идет с цифрой 2, а не просто как «Истиный счастливец»?

Произведение «Истиный Счастливец» уже есть и его написал святитель Димитрий Ростовский. В нем рассказывается о том, как один человек хотел увидеть истинно счастливого человека, вышел из дома и повстречал монашествующего отшельника. Этот отшельник и оказался тем самым истинным счастливцем. Хотя внешне и по образу жизни был похож  чуть ли не на юродивого. Почему он был счастлив? Он во всем прислушивался к Воле Божьей и держался Бога.

Читал эту книгу, да и множество других позитивных книг, и Антон, один из героев этого краткого повествования. Он читал книги. Он ходил на всякие позитивные тренинги. Он работал над собой. Он просто работал и зарабатывал деньги, ставил какие-то цели по жизни и достигал их по мере возможностей. Но счастья не было. Да, семья. Да, дети. Да, вроде все есть. Как у всех или в чем-то лучше или хуже.  Все, вроде есть, но счастья – будто нет. Или же оно приходит и растворяется достаточно быстро, так что думаешь –  мимолетное.

Антону было муторно на душе. Вряд ли кто-то мог помочь. Какой-то тупик и бессмысленность. Функциональность стандартных движений, да и только. Все вроде есть, функционирует. Но... Серость. Суета.

Антону было муторно, но он не выносил этого наружу, на людей. Этот такт он проявлял всегда. Пусть плохо ему - на других не надо срываться и выносить свое состояние. Но и помощи ни у кого, даже близких, семьи, не просил.  Привык к самостоятельности с ранних пор. Может быть напрасно. Но привык так.

Что же делать? Уж чего – чего, а сидеть опустив руки он не любил. Если что-то было не так, он думал и действовал. Или просто действовал, подчас интуитивно, но постфактум  – правильно.

«Беру небольшой отпуск – еду отдохнуть. Глядишь, все придет в норму и уляжется. Ведь я же был в форме» - думал Антон – «значит снова смогу вернуться к ней. Обстоятельства обязывают».


Лететь. В теплые страны. Самому. Семья поймет, отпустит. Он знал это. Супруга – "золото" по характеру, понимает. Побыть одному. Прийти в баланс.
 
«Но все-таки» - думал он, покупая билет в салон бизнес класса (деньги водились и были) – «есть ли оно счастье? Или это тот продукт, который продают в стихах, на тренингах, в романах, журналах. Есть ли сейчас, в этой непонятной жизни и действительности истинно счастливые люди. Кто они?»

И мысленно добавлял: «Помоги, Господи». Он привык обращаться к Богу, читал молитвы, посещал Церковь, хотя не считал себя особо сильно верующим человеком.

«Помоги, Господи!» - таково было воззвание Антона, без надрыва, но все же. А Бог имеет обыкновение слышать людей и внимать их просьбам. Стоит только приглядеться внимательно, чтобы увидеть ответ и ощутить Его присутствие.


Салон бизнес класса. Антон не часто летал так. Когда клиенты оплачивали – то позволял себе. А так, обычно, как и многие – просто "эконом". Но не сейчас. Не в этот раз. В этот раз ему хотелось полететь так, с шиком. Позволить себе. Деньги были – почему их не потратить на комфортный полет. И он потратил.

Антон задумчив, весь в себе. Смысл. Счастье. Что-то не так. Садясь в самолет, он еще не мог отойти от суеты той действительности, от которой  улетал в теплые края. Он сел в свое комфортабельное кресло бизнес салона. Зажмурил глаза. Взлет. Все мягко и спокойно. Самолет взмыл в воздух. Антон, суеверия ли ради, или просто привычки, любил читать в полете на высоте Молитвослов и Псалтирь. В небе, будто Бог рядом. Верно суеверие, но все же. Антон и сейчас последовал этой привычке. Утренние молитвы. Молитвы читались, как обычно, без особого усердия, но читались. Прочитал. Задумался. Отложил молитвослов в сторону. И вдруг услышал голос соседа справа, возле окошка:

- Мне кажется, Вы не соединились с Ним!
- С Кем? – озираясь направо, в недоумении спросил Антон
- С Тем, к Кому обращались – был ответ.

Рядом с ним сидел приятный человек среднего возраста, подтянутый, с приятными слегка длинными волнистыми светлыми волосами. Он не был похож ни на проповедника, ни на сектанта, ни на священнослужителя, ни на тренера-коуча. Но взгляд и манеры его были просты и доброжелательны, а глаза выражали добрую любознательность. Ни надменности, ни критичности, ни советничества. Ничего этого. Только добрая любознательность.
«Светлый» - мелькнула в уме мысль Антона.
- Дмитрий – представился дружелюбно собеседник Антона
- Антон – был ответ – А с чего Вы взяли, что я...
- Просто увидел. По привычке. Я люблю смотреть по сторонам и наблюдать вокруг. Особенно людей. Я увидел Вас, понял, что Вы делаете. Но мне показалось, что то ДЛЯ ЧЕГО Вы делаете – не было исполнено. Контакт не состоялся. Мне показалось, что Вам может быть полезно узнать этот взгляд со стороны. Так ведь видней? (Дмитрий улыбнулся доброжелательной приятной улыбкой)
«Странные какие-то слова использует – подумал Антон – «контакт, соединение»
- Если не против, можем перейти на ты – предложил Дмитрий – мне так более привычно. Как?
- Хорошо – Антон был не против – что же не так Вам… прости… тебе показалось?
- Нет соединения с Тем, к Кому обращаешься. Смысл? Вот (достал из кармана смартфон и положил на подлокотник кресла между собой и Антоном) – простой смартфон. Просто девайс не более, играть в игрушки, считать как на калькуляторе, слушать музыку.  Но вот – соединение. И тогда – получаются ответы, происходит соединение с другими людьми. Не так ли здесь? В Молитве? Тебе нужно соединении, и для него тебе нужно быть в том состоянии, что способствует этому соединению. Смысл – в этом.
- Я нигде не читал об этом. Да…Интересная метафора...доходчиво
- Я - электронщик по образованию и  специализируюсь на сфере телекоммуникаций. Мне пришла из профессионального опыта такая метафора. Я вижу - она работает. И я поделился с тобой (на лице Дмитрия улыбка, дружелюбие, но без какого-то угодничества или надменности, легко и естественно).

Антону было интересно говорить с ним. Манера общения Дмитрия была простой, позитивной и понятной. Он не был похож на многих тех, с кем Антон общался ранее. Там, в другом общении, чувствовалась искусственность, учительство, нотки надменности. Здесь, ничего такого и схожего с этим, не было.

Поговорив с Дмитрием еще, Антон  узнал, что фамилия Дмитрия – Ростовский. Интересное совпадение. Он вспомнил о святителе Димитрии Ростовском и о его «Истинном счастливце».
«Странное совпадение» - подумал Антон.
Он, также, узнал, что Дмитрий – директор небольшой телеком компании, занимается производством запчастей для сетей и их наладкой. Что у него развивающаяся компания, хорошая команда, он расширяет партнерства и думает выходить на иностранных партнеров. И что с одним из таких, потенциальных,  у него будет встреча в том городе, куда он летит. Все эти данные появились и всплыли сами в разговоре. Дмитрий не пытался рассказывать о себе. Видимо, Антону было интересно, он задавал вопросы. А собеседник его открыто и спокойно отвечал на них, не считая эти данные тайной и не хваля себя, представляя их.

Антон внимательно и с интересом слушал Дмитрия и в ответ рассказывал о себе. Они равноценно обменялись информации друг о друге, как-то легко и непринужденно. Дмитрий вызывал доверие, хотя они были знакомы всего чуть более часа.
«Доверие» - мелькало в уме Антона – «иногда оно сразу, и без подвохов. Почему? Даже объяснить не могу. Но доверие точно есть».

Антон сам задал вопрос, сам собой напросившийся, спонтанно: «Ну вот есть все – и бизнес, и семья, и команда. Но счастливый ли он – Дмитрий - человек?».

 Небольшая, совсем небольшая пауза. Антон ожидал разный ответ на этот вопрос, но все варианты, предполагаемые им все-таки сводились к каким-то оговоркам, мол, да, но…

Ответ Дмитрия был другим, однозначным:

- Да, я вполне счастливый человек. Вполне
- Ничего больше не хочешь, жизнь состоялась? – Антон как-то естественно удивился
- Скорее я иду по своему жизненному пути, иду уверенно, понимая, что иду по нему и готов ко всяким перепутьям на нем, но я всегда буду идти. Путь уже есть. Он открыт. Я иду.
- И в этом счастье?
- Да, наверное, в этом. Найти свой путь в этой жизни и следовать ему. – голос Дмитрия звучал уверенно и спокойно.
- А что это за путь?
- Путь твоей жизненной эволюции, твоего развития. Путь, где ты применяешь свои таланты и умения, делаешь дела полезные для людей. Путь, где ты встречаешь и взаимодействуешь с теми людьми, с кем плодотворно работать. С кем есть понимание и естественные близкие интересы.
- И каждый ли его находит?
- Не знаю. Мне трудно сказать. Я знаю многих, кто идут своим путем и живут так. Они – вполне счастливы.
- И так было всегда у тебя? Так было дано с детства?
- Нет. Так не было всегда.
- А можешь немного подробней рассказать об этом?
- Интереса ради и праздного любопытства? - Дмитрий словно проверял, насколько Антону действительно важно это узнать.
- Нет. Я задавал такие вопросы себе, но не находил ответа - ответ Антона был искренним, Дмитрий увидел и почувствовал это.
- Не думаю, что мой рассказ даст какие-то большие ответы, применимо именно к тебе, ведь они - про мой опыт. Но если он полезен – я готов.
- Думаю, да.

- Хорошо. Я бы сказал так. С детства я был вполне сообразительным и любознательным человеком. Так говорили обо мне. Это – не моя оценка. Я мог бы себя и переоценить. Другим может быть виднее.
Я очень хорошо учился в школе, быстро схватывал предметы, мог всегда предложить несколько вариантов решений задачи, участвовал в Олимпиадах и выигрывал. В общем не жаловался на эту часть жизни.
- Ну, то есть был не совсем обычным человеком? – спросил Антон
- Нет, вполне обычным. Были те, кто учились не хуже, и тоже были любознательны. Я не знаю, не задавался таким вопросом. Я просто делал то, что мог делать. Но тогда – да, меня выделяли. И в школе, и в институте. И я был каким-то очень организованным и правильным. Люди  уважали меня, тянулись ко мне, но я мог позволять себе вольность, критиковать, язвить. В общем проявлял свой ум так, что некоторые люди отошли и держались как-то в стороне от меня. И к концу учебы я был такой весь умный и весь такой успешный. Это отражалось в моем облике. Я стал держать большую дистанцию с людьми, и в общем как-то ушел куда-то в сторону. Возникло чувство превосходства, вдохнул в ноздри успех. Я хорошо устроился на работу, работал. Дела шли. Но не было доверия. Ко мне относились как к успешному карьеристу. Да, я и был, наверное, такой. Я вызывал уважение, да и только.
- И были сильные переживания у тебя? – спросил Антон
- Нет. У меня даже не было сил внутри на переживания – я просто думал как-то отрешенно, почему же так? Без переживаний, как-то как в пустоте.  Думал, вроде все есть. И все получается. А как-то не так. Не складывается в целом. Отношения, взаимодействия и более творческое, что-ли, проявление себя. Вот что совсем не получалось. А что было? Да, я схватывал то, чему обучали. Да, я исполнял очень хорошо то, чему учился, быстро формировал навыки. Но и все. Будто, жило во мне что-то большее, но я не мог понять что, не мог выразить это. Было муторно. Все вроде есть, а чего-то нет. И может то, чего нет – главное. Я познакомился с девушкой. Она позже стала женой. И вроде бы все нормально, но отношения ровные, без какого-то тепла. Тоже та же серая функциональность?
- И ты искал...искал как найти решение? - Антон услышал и почувствовал что-то близкое своим переживаниям, хотя, наверное, все-таки его переживания были более яркими, эмоциональными.
- Нет, скорее я просто думал об этом, но ничего не искал – занимал себя делами, чтобы переключиться от дум. Хорошее занятие – переключаться на дела, когда что-то не так. Многое лишнее уходит.
- Но может и полезное тоже? – спросил Антон

- В те годы я не думал об этом. Просто спокойно задавал вопросы себе и не находил ответы. И как-то случайно зашел в Церковь. Ехал по делам, было время, решил зайти в Церковь. Не могу сказать, что я особо верующий – в смысле активный прихожанин, соблюдающий обряды, но хотелось постоять, побыть там. Я зашел, попал на службу. Мне понравился священник. Какой-то не обычный. Я познакомился с ним. Это был отец Игнатий. Мы с ним стали общаться по жизненным вопросам. Он очень продвинутый по жизни человек. В нем есть свет и мудрость. И он не из тех священников, которые думают о том, как бы увеличить число верующих в своем приходе. Я бы назвал его этаким христианским коучем. Он не к Церкви людей приводит, а Церковь в людях раскрывает и они сами, в меру своих сил и времени, приходят потом в Церковь. На мой взгляд – это высший пилотаж духовной деятельности и учительства. Тем более, что в те годы я был весьма язвителен и непрост. Но он как-то нашел контакт. Умеет! И он, как человек знающий, подсказал мне, что стоит найти свой путь, который от Бога мой. Это и есть тот самый узкий и спасительный путь, которым стоит идти и не распылятся на суету. Он говорил, что у мирян несколько другое положение, чем у апостолов. Что мирянину нужно по-другому нести свой Крест и служить Богу. Служить Богу своим дарованием, уважать людей, любить и помогать им, и идти своим путем, Богом открываемым. Я тогда не думал о пути и, вообще, обо всем этом. Я читал другие книги. И он же, - отец Игнатий - говорил о том, что у каждого человека есть свои ошибки, свои греховности, которые мешают ему быть в соединении с Богом, полагаться на Его Волю. И подчас выявить их не так-то просто. Меня заинтересовало это. Отец Игнатий не давал мне ответ. Верно, не знал и хотел меня подключить к поиску, чтобы я сам дошел, сам мог увидеть, принести покаяние, очиститься, измениться. Я ходил к нему на исповеди, общался с ним. Я помню, как он благословил меня на Великий Пост и как весь Великий Пост был поиск, было покаяние, было изменение. И как непросто было понять свое главное упущение перед Богом, не поверхностное, а главное, глубинное. Ведь оно не очевидно, и может быть очень даже завуалированным.
- И тебе удалось найти?
- Да. И там, где меньше всего ожидал. Я никогда не опасался за свой ум, и не считал, что в нем могут быть какие-то ограничения. Но моим упущением  оказалась, как раз таки, гордыня ума. Ум-то может быть сам и не плох, да вот управляется не тем и не на то используется. И в этом –то и происходил сбой какой-то. А как найти-то? Я никогда не думал, что узелок здесь. Я – тот, кто всегда учился и быстро схватывал материал, быстро обучался новому, выигрывал Олимпиады. Я не думал, что то, что отделяет меня от Высшего, от Бога и Его  Благодати – есть мой ум.
- Но вроде бы, как раз таки ум считают орудием грехопадения?
- В книгах – да. Но как это работает в жизни? Ведь важно не только найти, прочитать и понять что-то, но и понять в чем именно, в конкретном. И не только понять, но большее: с сокрушенным сердцем и с полной силой принести покаяние, захотеть избавиться от этого. И довериться Богу в этом. Это не просто самому сделать. Тут помощь Свыше нужна. И еще какая. Чтобы понять и иметь силы принести истинное покаяние...Но удалось...Удалось найти.  У меня весь Пост ушел на поиск и борьбу с этим изъяном. Но появились силы для этого, которых раньше я в себе не обнаруживал. Это не было так, что сказал – и все ушло. Нет. Жизнь проверяла. И не получалось. Языком исповедовал, а в поведении продолжал старую линию. Но одолел. И спасибо отцу Игнатию. Меня сильно мутило и крутило к концу Великого Поста, в последнюю, Страстную, Седмицу. Но потом – вылетело. Прошло. Я почувствовал это где-то через месяц после Поста. И это было облегчение. И это было реальное изменение. Вот какова была цена усилий. Я не думал, что это так непросто (Дмитрий замолк, сделав паузу, будто переводя дыхание)
- И что было дальше? - через некоторое небольшое время с интересом спросил Антон. Он был погружен в рассказ.
- Жизнь стала меняться. Открылось новое, большое измерение в ней.
- И ты стал активным верующим и активным прихожанином Церкви? -поинтересовался Антон.
- Нет. Я не стал от этого быть чаще в Церкви. Я не впал в фанатизм. Я не стал видеть в этом какой-то сверх особый дар и предназначение. Я был тот самый исцеленный, долго мечтавший об этом, но не знавший как исцелиться. И мне, как и многим другим людям, хотелось не в фанатизм и исступление впадать, не ликовать безумно, а просто и сердечно благодарить. Благодарить от сердца Бога. И я благодарю. Этот дар, уверен, гораздо, важнее Богу. Когда исцеленные благодарят. Когда они оживают и живут уже по-другому. А значит – счастливо. Истинно счастливо. Но всякий раз, когда я сейчас бываю в Церкви – я чувствую другой трепет души. Наверное, я научился лучше соединяться с Богом и быть в контакте всегда. Я не стал фанатом прихожанином, не стал догматиком и учителем. Наверное, - это не мой путь. Он - у каждого свой перед Богом. А Бог вывел меня на свой путь. И это гораздо ценнее. И в этом – и есть, наверное, спасение. Спастись от суеты бессмысленности, от блуждания, чтобы идти своим путем и служить Богу своим, данным Им дарованием. Когда я попал на "свою землю", то и пошел своим путем, открытым именно мне. Меня не одолевали мечты о подвиге монашеском, так как этот путь не мой. Мой духовный и жизненный путь другой. Мы - разные и у каждого человека СВОЙ путь, но ЕДИНЫЕ для каждого духовные закономерности его, с которыми мы сталкиваемся, идя им. Меня Бог через отца Игнатия вразумил, как МНЕ жить и быть счастливым. Ты спрашивал – счастлив ли я теперь? Да. Однозначно – да. Я всегда в соединении с Богом, всегда полагаюсь на Его Волю и мне сейчас просто принимать решения, управлять компанией, взаимодействовать с людьми, определять новые замыслы. Ведь все это в русле Воли Бога, которую я научился опытно чувствовать и понимать.
- А как же деньги, доход? Не вредит ли это – занятие бизнесом и Бог? Вроде эти вещи разводятся? - Антону было интересно узнать ответ на этот вопрос. Для него, он не был однозначным.
- Нет. У меня нет привязанности к деньгам и алчности в их зарабатывании. Я спокойно работаю с деньгами, считая их приложением к жизни. А то самое Царство Небесное, на поверку, оказывается простой и естественной гармонией души, любви и уважением к людям, плодотворности в служении Богу тем дарованием, которым Он именно меня одарил. А также, это – следование своему пути в этой жизни. Пути, на который направляет и которым ведет Бог по жизни.
- А семья?
- Отношения в ней стали более глубокими, более сильными. Мы стали с женой лучше понимать друг друга. Она не фанатеет  от духовной жизни, но у нее есть естественный благоговейный трепет перед Высшим, есть благодарение, и есть следование тем нормам жизни среди людей, что даны Богом. Даже, когда это непросто.
- А люди, которые тебя окружают?
- А у меня, в основном те люди, которые сами потом появились и гармонично вошли в мою жизнь и компанию. Каждый из них по своему служит Богу. Это не суетные люди, а направленные, идущие. И они - на своем пути. А я со своей стороны, никогда не обманываю людей, с кем взаимодействую. Если ранее, в тот период про который я рассказывал, я мог кольнуть другого в слабость, видя ее, и считал это нормой, то теперь, видя Большее, я скорее помогу, чем буду колоть. У меня вообще отпала потребность колоть кого-то. Но понять, принять, помочь другим людям,всякий раз, когда я могу. Без одержимости, без страсти, но по силам. Если могу. Легко и спокойно. Я всегда честно сдерживаю свои обязательства перед сотрудниками, подрядчиками и партнерами. Мы можем долго вести переговоры, если мы не готовы быстро договориться. Но выработав обязательство – я соблюдаю его как закон. Именно оттого, что мне не хочется обидеть Бога своим неправильным поведением, и поступать как-то не разумно, не духовно, и я бы сказал - не по человечески. Из чувства уважения, благодарности к Нему. Даже, если мне бывает тяжело финансово – я могу пожертвовать прибылью, чтобы оплатить чей-то вклад, который нужно оплатить или оплатить предварительно согласованные обязательства. И я делаю это легко и свободно. Ведь деньги - приложение. Счастье не в них, а в Царстве Божьем, что внутри нас, в соединении с Богом, полагании на Его Волю, которая всегда - главная. Я стараюсь понимать и чувствовать Волю Бога, в меру возможностей. Я прошу этого в молитвах своих. Я крепко держусь за Бога.

- Да – молвил Антон задумчиво, выслушав рассказ Дмитрия.
Они сделали паузу. После этого рассказа не хотелось говорить на другие темы и просто говорить.

Антону сейчас было важно услышать все это. Там, в самолете, он многие вещи схватил на поверхности, как мог пока. Лишь к концу отпуска, побыв один, отдохнув и настроившись на волну понимания, он понял многое, что могло бы иметь место к его жизни.

Они обменялись с Дмитрием контактами. На всякий случай. В аэропорту разъехались каждый в свою сторону. Антон взял на случай и адрес Церкви, где служил отец Игнатий. Но Дмитрий сказал то, что Антон и сам думал: «может и тебе будет полезен разговор и общение с отцом Игнатием, а может нет. Не то, ЧЕРЕЗ КОГО мы вразумляемся на открытие и изменение важно, но то, чтобы ОТКРЫТЬСЯ к изменениям. Сначала сам попробуй, посмотри».

Такие же мысли были и у Антона. И он, к концу отпуска, понял, что Бог дал ему даже большее, чем он просил перед отъездом. Он не только увидел реального истинного счастливца, но и задумался над тем, как и ему обрести это. Ведь путь свой хоть и узок, и не просто его найти, но он не закрыт. Именно для него - Антона.
Он не только смог увидеть счастливого человека, который живет не где-то, а рядом, в таких же условиях реальности, но и стал искать и искренне верить, что счастье может войти и к нему. Это уже не виделось несбыточным, но реальным.

И Бог подсказал. И он нашел.