Женские архетипы вишудхи. Общая характеристика

Екатерина Бычковская
Пятая чакра - вишудха, «чистота», расположена на уровне ямочки под горлом и связана с  горлом,  шеей, ртом, ушами  и щитовидной железой. Стихия чакры - эфир,  то есть субстанция, в которой смешиваются воедино земля, вода, огонь и воздух.  Цвет –  небесно-голубой.

В древнейшем трактате  йога Патанджали сказано, что те, кто пробудил этот центр, обретают сиддхи: умение создавать двойников, становиться невидимым, заглядывать в прошлое  и будущее и определять пути судьбы. Открытие вишудхи  отвечает за ясновидение, сверхчувствительность и способность к  передаче мыслей на расстояние. Пробуждение  вишудхи делает возможным  истинный самоанализ: перед человеком впервые во всей полноте открывается его внутренний мир. Пятая чакра  также служит началом  непредвзятого взгляда на мир внешний. Человек начинает отождествляться со всем человечеством независимо от расы и места рождения. Пробужденная горловая чакра позволяет  быть в гармонии с жизнью – внутренней и внешней.

 Все люди наделены речью, на физическом уровне все пользуются голосовым аппаратом, но большинство людей используют речь  только для выражения потребностей  предыдущих чакр.   Они говорят муладхарой, манипурой,  свадхистаной, анахатой. Это нормально и необходимо. Но открытие вишудхи ведет дальше – к разговору на «Истинной речи», где каждое слово – Имя.

Нарушения в работе пятой чакры приводят к расстройствам сна, аппетита и  «чувства реальности». Такие люди оказываются на грани вымысла и действительности. Их фантазии невольно выплескиваются в обыденный мир, а сам человек не в силах отличить воображаемое от реального.
Отрицательным, опасными  проявлением этой чакры является  также склонность превращать духовные озарения в догмы, фанатизм. В разговоре такие люди не прислушиваются к мнению собеседника, они на сто процентов правы. Отсюда возникает  пафос и фальшь, неискренность перед самим собой, сарказм, склонность к осуждению других, к сплетням, а также - зависимость от чужих мнений.
Блок вишудхи – подражательность: быть  как все. Быть посредственностью – находиться посередине, в толпе. Это – застревание на мосту, остановка, не-позволение себе выразить себя, не позволение себе двигаться, быть в потоке. Вишудха чакру называют «дверью к свободе», но это также и дверь к жизни - если вы делаете не то, что говорите, и говорите не то, что думаете, то и живёте тоже не вы.


 ОСТОРОЖНО, ПЯТАЯ ЧАКРА!


 Вишудха, творчество: любить прекрасную даму или быть прекрасной дамой?  Женские архетипы  вишудхи  в нашей системе «карт богинь» - Муза, Сарасвати (богиня индуистского пантеона), Прекрасная Дама и Сапфо - часть личности, всегда присутствующая в душе творческой женщины. Та, которой почему-то удобнее любить не мужчину, а другую женщину, и – тем самым – себя!  Одиночество художника, одиночество Нарцисса, и влюбленная в него не менее нарциссичная нимфа Эхо…
Искусство –  искусственность, нереальность, противоестественность, искушение. Но, если мы хотим подниматься вверх, к мудрости, через это искушение придется пройти.

Вишудха, энергетический центр, отвечающий за творчество, речь, проявление своей индивидуальности в некотором роде  является аналогом нулевой, инициирующей чакры. Это тоже чакра перехода  - мост между животным и божественным в человеке. Любить могут и животные, возможно, даже сильнее, чем люди. Но не один зверек не способен ни создать произведение искусства, ни им восхититься. Горловая чакра- мост между животным и божественным в человеке, и проход по нему очень опасен. Это - почти Калинов мост над рекой Смородиной.

Интересно, что на уровне вишудхи  возникает возможность искажения отношений  между мужчиной и женщиной – они уже не подвластны животному, природному, где самец и самка сопрягаются, чтобы произвести потомство.
Женский и мужской гомосексуализм,  аскеза, отрицание плотской любви,  духовная полигамия и полиандрия – со всеми этими явлениями можно столкнуться при изучении архетипов, связанных с горловой чакрой.

Творчество – наиболее энергозатратная деятельность. Это труд, это устремление вверх – постоянное!  Пятая чакра помогает сердцу высказать свои чувства, а сердце бьется всегда.  Если же творческая энергия ослабевает, заменяется автоматизмом, возникает скука  и (или) саморазрушение.

Любовь из анахаты поднимается вверх, становясь любовью к своему делу. Скука губит любовь. Творческие люди живут по сути всегда в состоянии  активного транса. Доминанта, фокус внимания таких людей всегда – впереди и наверху. Недаром  художников часто сравнивают с детьми – когда ребенок играет, он играет  самозабвенно он весь в игре.   Нет противоречий, нет внутренней борьбы, нет или-или, есть только и –и. Игрушка для ребенка  стопроцентно живая, но при этом  ребенок не путает ее с действительно живыми существами. Это -  парадоксальное и необходимое  свойство игры.
«Homo ludens», «человек играющий», назвал такое состояние философ   Йохан Хейзинга.

 Чудесно жить и творить легко, играючи…Но игра – опасна. Опасно - заиграться. Остаться – там. Гениальность и безумие очень близки, грань между ними – тонка и остра.


«Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей...


...Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, -
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь....


...Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!»

Н. Гумилев.

…Вишудха, переход через мост.  Патрулирование своих границ в вечном страхе перед другими. Строительство Вавилонской башни или рытье вавилонского колодца... Эта чакра требует очень много терпеливого внимания, для того чтобы силы, которые мы тратим на  внутреннюю борьбу  могли быть направлены на  внешний мир.

 ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ, ГРАНИЦЫ И ПОГРАНИЧНИКИ.
 
Что такое творчество?  Творчество в узком и широком смысле: творчество поэтов и композиторов и творчество любого, говорящего на языке?  Ведь говорение и думанье словами – уже творчество, то есть – создание иллюзий. Мы можем сказать (или написать) – «корова», но никакой коровы нет! Мы можем сказать «рыжая корова» - и создать рыжую корову. Скажешь – «черная корова» - и возникает черная. Это чудо! И мы – его творцы.
Творчество – соперничество с Богом, с Творцом. К  чакре творчества, вишудхе, относятся проблемы Эго и легенда о Вавилонской башне.
Эго … Многими «просветляющимися» слово «Эго» воспринимается как бранное слово. Существует мнение, что от него, мол, нужно «избавляться»…. На самом деле, эго, как и любую психическую структуру, надо интегрировать, сделать как можно менее изолированной от других структур психики. И тут мы подходим к вопросу о границах.
Эго замыкает психический аппарат человека на самом себе, создавая иллюзию изолированности. "Я" сосредотачивается на своих потребностях и способах их удовлетворения. Тогда  перекрывается восприятие более тонких структур: внутренней энергий, энергии других людей, энергии земли, растений, природы. Одним из побочных эффектов изолированности является Одиночество. Если это чувство не покидает вас надолго, начните совершать бескорыстные поступки, во благо других живых существ. В результате границы Эго расширяются, и чувство Одиночества исчезает. Вот несколько условных уровней расширения Эго, или уровней ответственности:

1. Я, Мне, Мое.
2. Я и моя семья: дети, родители.
3. Я и мои близкие: семья, друзья.
4. Я и люди, с которыми я соприкасаюсь.
5. Я и общество, в котором я живу.
6. Я и Планета - Человечество
7. Я и Живая Вселенная (стадия  истинного растворения Эго)

Если внимательно присмотреться, то мы увидим что все люди функционируют на разных уровнях Эго, иногда расширяясь и снова сужаясь. Конечно, расширяться непросто, надо, как барон Мюнхаузен, тащить себя за волосы. Но! Чем шире ответственность, тем больше энергии дается человеку, ресурсов, возможностей, сил, вдохновения.  И если вам скучно, одиноко, вы  потеряли смысл, непонятно куда идти и что выбрать.... начните совершать поступки не для себя, помогая другим людям, природе, обществу.  И мир расширится, то, что было границами, станет соединительными линиями.
« Мы снова говорим на разных языках» -  пел Высоцкий. Проблемы вишудхи – это проблемы с взаимопониманием. Фактически язык общения может быть одним. Психологически же… Свои люди – это те, которые говорят с тобой на одном языке… Все прочие, в обыденном понимании – чужие. Они – не такие, как я, «не я». Именно «я» создает границу «свой-чужой».  Создает изоляцию. Делает из нас вечных пограничников, патрулирующих границы «себя»…
С другой стороны: умение говорить с каждым на его языке (умение, приписываемое почитаемому католическому святому Францизску Асиззкому)  таит в себе опасность.  Опасность потерять себя… Стать иллюзией, призраком, актером, твердящим чужие слова. Потерять самоидентификацию, столь дорого нам доставшуюся в подростковом возрасте…
Согласно Вильгельму Райху, основоположнику телесно ориентированной терапии,   яремная ямка, расположенная в основании шеи – зона самоидентификации. В основании шеи – моста наверх, к Божественному -  лежит Эго, «Я». Когда человек   творчески занимается любимым делом, он говорит: «Я нашел себя. Это – моё!»
И  тут можно   подробно  поговорить  о  Вавилонском столпе,  рассмотрев его как телесную  метафору. Башня от Земли (тела человека) до Неба (головы) – что это, как не шея?
Легенда, изложенная во второй главе «Ноах» Книги Бытия не уникальна. Подобный сюжет встречается, прежде всего, у самих вавилонян: легенда о столпе записана клинописью на плитах,  находящихся  ныне в Британском музее. Отголоски того же предания сохранились у египтян и у греков:  миф об аккадах, возымевших гордую мысль при посредстве великой башни проникнуть в жилище богов. В  Новом свете  подобные легенды  встречены  у мексиканцев и у индейских племен: сказание о вавилонском столпотворении -  сюжет архетипический.
Вот его библейская версия:

Потомки Ноя расселились в земле Сеннаар ( Шумер) и решили построить на реке Ефрат город Вавилон   и башню высотою до небес. Она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли». Задумал башню царь Нимрод (по др.-евр. букв. «восстанем»), «сильный зверолов перед Господом» (Быт.10:9,10), жестокий и гордый Богоборец и, видимо, человек с сильным Эго.

 Строительство было успешным и, глядя, как растет башня,  господь Саваоф возмутился дерзостью людей.   Он повелел ангелам «смешать их язык».  И вавилоняне, до того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках; началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. Теперь слова «вавилонское столпотворение» стали обозначением всякой бестолковой сутолоки,  беспорядка  и нескоординированности.

"Сходит Яхве, чтобы взглянуть на город и башню, что выстроили сыны человеческие. Говорит Яхве:
"Да! Один народ, одна губа у всех:
вот, что начинают они делать!...
Сойдем же! Смешаем там их губы,
и человек не поймет более губу ближнего своего".
Рассеивает их Яхве оттуда по лицу земли всей.
Бросают они строить город.
Над которым возглашает он свое имя: Вавилон [Bavel], Смешение,
ибо смешал там Яхве губу земли всей,
и оттуда рассеял Яхве их по лицу земли всей."

Вишудха – тело и дух, верх и низ, Земля и Небо. Метафорическая  Вавилонская Башня оказалась  частью человеческого тела, шеей.  Слово «искусство» родственно слову «вкус» (тут же: «искушение», «искуситель» - связь с Люцифером, Лукавым – Трикстером, Несущим Свет). Вкус пищи –  это  понятие животное, земное, но также: «хороший вкус» - тут речь идет о высшем, об Искусстве.
 В древнееврейском языке слово «губа» (как видно из приведенного выше отрывка) значит  и часть лица и - «язык», в смысле  «верхнем», то есть способ описания мира и коммуникации.

В русском языке  точно так же слово «язык»  - и «верхнее» и «нижнее».  Это тот кусок плоти, что расположен во рту (и не только у человека, но и бессловесных тварей, братьев наших меньших), но также – речь человеческая и божественная, Божественный Глагол. Мир это - текст, Бог - это  текст, и человек - это тоже текст, умеющий текст создавать.________________________________________

В "Бытии" сказано, что Вавилон (Babel) означает «смешение»,  но в восточных языках "Ва-" (Ва-) означает отец, а "Вил" (Bel) означает Бог, Вавилон означает град Божий.
"За дело, построим себе город и башню.
Верхушка ее - в небесах.
Сделаем себе имя,
дабы не были мы рассеяны по лицу земли всей".
 
За что наказывает их Бог? За то, что они хотели дать самим себе имя. Обозначить свое «Я». Бог противопоставляет им свое им имя Божье, изначально непроизносимое,  и побеждает. Но…

 «Он предназначил их переводу, он подчинил их закону необходимого и невозможного перевода, с маху, своим собственным - переводимо-непереводимым - именем он высвободил универсальный разум (каковой уже не будет подчиняться империи одной частной нации), но одновременно и ограничил саму эту универсальность: прозрачность запретна, однозначность невозможна. Перевод становится законом, обязанностью и долгом, но с долгами уже не расквитаться. Подобная несостоятельность оказывается помеченной в самом имени Вавилона - которое сразу и переводится, и не переводится, принадлежит не принадлежа к языку и влезает к самому себе в неоплатный долг, к самому себе как другому. Вот в чем, вероятно, вавилонское действо.»
 «И он не переставал вымаливать перевод своего имени, даже его запрещая. Ибо Вавилон непереводим. Бог оплакивает свое имя. Его текст - самый священный, самый поэтический, самый первородный, так как он создает некое имя и себе его дает, и все же он остается ущербным в силе и самом богатстве, он вымаливает переводчика.  Вот это-то и называется впредь Вавилоном: закон, наложенный именем Бога, который тем же махом и предписывает, и запрещает вам перевод, вам показывая и от вас утаивая его пределы»
Жак Деррида. «Вокруг Вавилонских башен».
 
Проблема перевода… Словесное общение – это перевод себя на универсальный язык с которого собеседник переводит (опять же!) на свой. Да и само слово «перевод» отсылает нас к узкому, опасному месту: «переведи меня через….»

Карты женской колоды, соответствующие вишудхе, это - Сапфо, Прекрасная дама. Муза и Сарасвати, индийская богиня творчества, супруга творца мира Брахмы.О них подробнее можно узнать в закрытых источниках информации. Пишите и я объясню, где и как.