Цискаридзе и крепостное право

Валерий Николаевич Полетаев
Премьер балета Большого театра Николай Цискаридзе с 1 июля будет уволен из Театра, в котором проработал больше 20 лет.
Прогулял спектакль? Пришёл на работу в нетрезвом состоянии?  Потерял профессиональную форму?
Нет, нет и нет! Исключительно наоборот, в апреле 2013 года получил звание "Народного артиста России».
Что же сделал этот замечательный артист, имеющий огромный успех и заслуженную славу?
Дал несколько  откровенных интервью в прессе!
И всё – дирекции Большого театра он больше не нужен!
 
Предыстория конфликта.
Цискаридзе пришел в Большой в 1992 по приглашению главного балетмейстера Юрия Григоровича. Сначала - репертуар кордебалета, после - сложные и ведущие партии как в классических "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Жизель", так и в современных балетах. После того, как знаменитый Ролан Пети специально для Цискаридзе поставил роль в "Пиковой даме", он занял положение премьера. Карьере танцовщика не мешала педагогическая деятельность - в Большом Цискаридзе ведет свой хореографический класс.
Конфликтные отношения руководства театра и артиста начались еще в 2011 году, когда Николай Цискаридзе раскритиковал реконструкцию театра, заявив, что не ожидал столь плачевных итогов работы стоимостью в 21 миллиард рублей. Вместо старинной лепнины — пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской, исчезли бронзовые дверные ручки и бронзовые канделябры, вместо них появились "железяки, подкрашенные золотой красочкой", в фойе вместо дубового паркета сделали скользкое венецианское покрытие, в коридорах вместо деревянных полов положили кафель, и перед выходом на сцену артисту балета невозможно погреться, а в новых репетиционных залах "нельзя поднять балерину, потому что она будет биться головой о потолок", заявил артист. Самого Цискаридзе на открытие главной сцены не позвали.
Цискаридзе неоднократно заявлял, что напряженные отношения вызваны в первую очередь его критикой в адрес руководства Большого. В ноябре 2012 года ряд признанных деятелей культуры направили президенту России Владимиру Путину коллективное письмо с просьбой назначить Николая Цискаридзе на должность директора главного театра страны. Авторами письма выступили 12 человек: актер Владимир Андреев, тренер Ирина Винер, режиссер Галина Волчек, педагог Большого Юрий Владимиров, хореограф Михаил Лавровский, знаменитая балерина Мария Леонова, оперная певица Елена Образцова, тенор Зураб Соткилава, режиссеры Марк Захаров и Олег Табаков, а также актеры Алиса Фрейндлих и Геннадий Хазанов.

Почему необходимо вступиться за артиста балета и гражданина России Николая Цискаридзе?
Потому что за всеми выговорами, приведшими к увольнению артиста, стоит банальное сведение счёта хозяина со своим работником, посмевшим нелицеприятную критику в адрес своего начальства.
Перед нами чистая, хрестоматийная ситуация крепостных  отношений артиста и руководства театра, холопа и барина, Цискаридзе и директора Иксанова.
Если Народный артист не может принимать активного участия в жизни своего театра, то что говорить о рядовых его деятелях и сотрудниках?
Если за критику руководства можно уволить яркого, талантливого артиста, признанного мастера, звезду российского балета, то кто защитит рядового специалиста и профессионала в любой отрасли народного хозяйства?
Крепостное право отменено ещё в 1861 году, но крепостнические отношения по-прежнему опутывают искренние движения души россиянина и тормозят, как это ни грустно, развитие России.

Многие, не имеющие отношения к театру люди, удивятся моим заметкам: частный случай, мало ли увольняют людей по разным поводам? Что же, за всех вступаться? А, если и вступаться, то за малых и сирых, не способных себя защитить. Цискаридзе же - звезда! Как-нибудь и сам себя защитит...

В том-то и дело, что нет! Артисты - одни из самых зависимых людей! Актёр - одна из самых незащищённых профессий! 
Именно расправа со звездой, признанным премьером, талантливым танцовщиком и смелым, независимым, порядочным человеком, даёт нам повод острее задуматься о своей судьбе в нашей многострадальной и противоречивой стране, где подвиг такая же норма, как трусость, подлость и предательство.
 
Этот частный факт расправы со смелым и честным человеком – ещё один, наверное, тысячный сигнал, что Отечество не возрождается, а гибнет, ибо без смелого и творческого участия члена коллектива в жизнедеятельности своего родного коллектива невозможно развитие всего общества!
Всё так и останется на словах: вождя, генерального секретаря, президента, премьер-министра и других, красиво говорящих лидеров страны.

Без личного движения каждого человека к добру не будет движения страны к нравственному прогрессу!

Хоть сколько нефть будет стоит! Хоть сколько пышных слов будет сказано с высоких трибун!
Но если люди будут бояться начальника - крепостничество будет и дальше цвести яркими красками и своими ядовитыми парами отравлять всё живое "от Москвы до самых до окраин"...

Защищая большого артиста Николая Цискаридзе от произвола руководства Большого театра, мы, в сущности, защищаем себя, своё право по-своему и на своём месте участвовать в жизни своего коллектива, да по сути, и в жизни всей нашей многострадальной страны...