Восстание в посёлке

Игорь Афонский
Сейчас это красивый, развитый город с многонациональным населением. О тех событиях в 1959-60 года напоминают только старые здания, построенные в то самое тревожное время. Тогда это был вполне большой посёлок Самаркандский. Что связывает его название с Самаркандом? Не знаю, вероятно, что ничего особенного. Просто ссылали в него, на временное место жительства всех неугодных государству людей. И поверьте, люди были вполне достойными. Ссылали  семьями, народами, и в одиночку. Очень большая была корейская община. Чеченская. Поляки, литовцы. Немцы из Поволжья. Евреи. Греки. Татарские семьи с полуострова Крым. 
Сейчас это название осталось только за Самаркандским водохранилищем. Его ещё можно обнаружить на старых советских картах. Итак, район Востока, «Соцгорода» и Старого Города. Это сплошные дома одного типового проекта, тут их называют «болгарскими». Несколько кварталов и улиц. Улицы с широкими проездными дорогами, проспекты.  Пятиэтажки,    квартиры с высокими потолками. Такие дома «в народе», ещё называют «сталинскими».
Название тесно связанно с болгарскими строителями, которых пригласили строить этот город. Надо отметить, что в поселке уже были и школа, и другие здания различных учреждений, но всё остальное только строилось, планировалось.  В период военной эвакуации в это место привезли несколько заводов с Западной части РСФСР. Но по сути, они очень быстро пришли в упадок, изжили себя, как говорится.  В районе Старого города работал свой металлургический комбинат с мартеновским цехом, его потом закроют, переделают.
Жизнь строителей была очень не простой. Как можно жить в палатке? Летом, ещё можно, но зимой?  Если только обшить досками, укрепить от ветров и снега крышу, настелить пол. В палатках стояли «буржуйки», это такие печки с очень большой площадью нагрева, но они не могли бы спасти в настоящие, казахские морозы. Опыт военного поколения подсказывает, что  нужно рыть землянки. Так и делали. Ещё строили временные бараки.  Потом их было так много! Целые улицы, аккуратных, смотрящих в одну сторону двухэтажных, деревянных зданий. Без туалетов,  и порой без водопровода. Всё это потом довели, а сначала воду привозили в бочках. Некоторые бараки потом обшили, отштукатурили, они остались надолго, как подсобные строения, или использовались по другому назначению.   Короче, людям из солнечной Болгарии не могли предложить ничего лучшего. Но судя по рассказам местных жителей, именно болгарских строителей снабжали лучше всех в городе, у них был свой  источник распределения.
Как начались беспорядки? Вероятно, резко ухудшились поставки продовольствия! Когда в магазинах и лавках перестали поступать продукты, то начался повальный мор! Болезни! Этот факт подтверждают многие источники. Говорили, что неравноправие в распределении  послужило отправной точкой для бунта. Нужно учитывать, что контингент работающих на всех стройках был не всегда обычный. Уголовники, ссыльные – это одна сторона медали.  Они – то и воспользовались данной ситуацией! Мародеры и погромщики!  Да, таких было большинство, а других людей тут, казалось, что и не было. Хотя, в местном музее на фотографии можно увидеть бригадира, который руководил рабочими  занятыми рытьём канала. Нуру отвели, запрудили. Построили отличную дамбу, электростанцию. Этот человек был казах, вероятно, что и бригада была набрана из коренного, местного населения. При строительстве канала использовалась разная техника, но большинство работ было выполнено по старинке, мотыгой и лопатой.  Землю таскали на тачках, в носилках. Так и осталось это в памяти, на тех музейных фотографиях.  Несколько человек,  в старых халатах, подпоясанных скрученными кусками материи, в национальных шапках, тюбетейках. Это была временная работа, летняя.  Работы, связанные с землёй. Зимой мерзлую землю рыть невозможно, её просто не прогреешь. Тут могли люди приезжать, «отшабашить» и вернуться в родные аулы и кишлаки.  Но и этих людей нужно было кормить! Заботится о них!
Склады подверглись нападению в первую очередь. Их разграбили. Те, что успели отбить у оголтелых погромщиков, охранялись сознательной частью населения. Рабочие создали свои дружины. Они выходили на улицы, на совместное патрулирование. Но этого было мало! О них, как бы забыли, безвластие! На самом деле, всё вокруг посёлка просто кипело! Посёлок окружали войсками.
Вывозили болгарских друзей на родину. Смутьянов и погромщиков без суда и следствия, вывозили эшелонами, как впрочем, и многих жителей.   Это было страшное время. Семьи теряли кормильцев, родственников. С многих жителей брали подписку о неразглашении.
Потом был объявлен  клич! Казахстанская Магнитка! Комсомольцы, добровольцы! Переселенцы, опять же бывшие товарищи ссыльные, кому ещё нельзя вернуться в родные края, на прежнее своё местожительства.
Потом об этом факте умалчивали. Многие прожили целую жизнь, так ничего и не знали. В других семьях об этом говорили шепотом, на кухнях. Но смена состава очень повлияло на жизнь в будущем городе, он (город) перестал думать об этом, шёл в своё счастливое «завтра»! И был прав!  Казахстанская Магнитка пережила свой сказочный расцвет в период советской власти. Сейчас наступили другие времена, другие периоды его «рассвета»!
P.S. В старом городском музее есть хорошие экспозиции, посвященные  и «афганцам», и ветеранам ВОВ жителям этого города, и переселенцам, и ссыльным товарищам, и комсомольской строительной поре. На мой вопрос: почему не посвящена ни одна экспозиция этому периоду  времени? Работник музея сообщила, что этой темой занимается один младший сотрудник этого Музея, что все консультации в Музее платные!  Платить за информацию, о которой я итак знаю, мне не хотелось, а если у них есть что – то интересное, так они всё и сами выложат, если надумают!  Впрочем, разного рода публикаций  в прессе много! Стоит только хорошенько поискать.