Глава 1. 13. Двух коней

Марина Лебедь
  Маня всё чаще намекала  Анатолию о  том, что нужно оформить их отношения.  Анатолий в таких случаях переводил разговор в шутку,  давал смутные обещания или  искусно уходил от ответа. Он полагал, что инициатором в таком вопросе  должен быть мужчина и только мужчина. Это его, мужское дело – делать предложение или нет. Тем более, в последнее время  его  все чаще обуревали сомнения в том, а нужно  ли ему вообще жениться  на Мане?  Как женщина она ему нравилась  не меньше, а даже в чем-то и больше, - его по прежнему влекло  к ней,  но  логическое мышление и здравый смысл  подсказывали,  что так будет не всегда. Общеизвестно, что  чувства через несколько лет совместной жизни   из страсти переходят в  обычную  привязанность. Что же тогда останется?  - думал он. Они совершенно разные. Он  женится, а  в итоге рядом с ним окажется чуждый по складу ума и характера  человек - это будет настоящей жизненной катастрофой.

   И все же Манечка  хорошая: ласковая, терпимая, добрая. Хозяйка прекрасная.  Может быть, жениться? Нет, не готов он принять взвешенное решение. 
Все эти раздумья привели его к выводу, что основная проблема  их отношений в отсутствии общности интересов.  Может быть, их можно создать?

- А ты умеешь играть в шахматы, Маня? – спросил он ее однажды.
- Да,  двух коней.
- Дебют двух коней, ух ничего себе!
  Анатолий лихорадочно быстро расставил шахматы. То, что девушка называла игрой двух коней, на поверку оказалось не дебютом.  Оказывается, она просто не знала,  как по шахматной доске   передвигаются кони: они так и простояли в начальных позициях всю игру. 

   Анатолий понял, что  пытаться приобщить Маню к своим интересам все равно, что целовать камень,  но он не унывал, ведь может быть множество других общих тем! Он  раскроет  перед Маней мир своих идей, расскажет о нем  простыми словами. И тут ничего не получилось: Маня не могла уловить смысл его рассуждений, лишь смотрела рассеянным, непонимающим взглядом. В чем дело?  Может быть в том, что девушка практически ничего не читала? 
 - Прочти  хотя бы одну художественную книгу! Вот, - Анатолий подал Мане «Слова» Сартра,  -  совсем не сложная,  блестящая по стилю  автобиографическая повесть, - о детстве прекрасно написано, тебе понравится.
- Некогда мне, Толя, ты же видишь, я вечно в работе. Да и не хочу, ведь что бы быть  хорошим человеком, не обязательно читать.

  Анатолий продолжал настаивать. Маня с неохотой согласилась. Мужчина  радовался: теперь он будет руководить её образованием.  Маня читала долго, почти месяц,  наконец, с видимым облегчением, отдала книгу.
  - Все, -  прочитала.
-  Ну как? – Анатолию не терпелось узнать ее мнение.
- Не знаю, - девушка зябко повела плечами, - писатель маньяк какой-то.
И все, больше в руки книги она не брала.

   Анатолий считал, что полезная интеллигентская привычка -  перед сном   читать хотя бы по одному стихотворению,  пробовал декламировать вслух –  не проходило и двух минут, как глаза Мани слипались.  Анатолий  смотрел на спящую девушку и думал о  том,  что сфера его интеллектуальных предпочтений  для неё  недоступна.

  Душевные помыслы Мани, простые и неискушенные, были ему  понятны, но его собственные были для неё недоступны.  Он окончательно убедился - переделать девушку невозможно и  решил  попытаться воспринимать её такой,  какая она есть.  Ведь Маня  любила его, была добра и заботлива.

   Так и повелось: Маня  делилась  впечатлениями, планами, нехитрыми воспоминаниями -  Анатолий  слушал, соглашался. Умственных усилий для этого нужно было совсем немного, но  ему становилось скучно. Мужчина  уже не мог смотреть на девушку иначе, как взглядом собственного превосходства.

  А Маня, будто почувствовав перемену в отношении,  все чаще спрашивала, любит  ли он её?  Эти вопросы смущали и раздражали Анатолия, но он отвечал, что,  да, конечно,  любит, но она говорит не о том.   Пытался  объяснить ей, что их телесная близость  возникла спонтанно, и только от их усилий зависит,  сохранятся чувства или нет, но девушка  будто не слышала Анатолия:  твердила о своей преданной любви и все чаще напоминала об  обещании жениться.

 «Если бы я любил её, мне бы не было с ней так скучно,  - думал Анатолий, -    жить с ней всю жизнь? Какая тоска! Глупенькая и толстая, - убийственная комбинация, хоть бы что-нибудь одно, но сочетание этих двух качеств невыносимо. Какая мрачная перспектива долгие годы терпеть общество   деревенщины, не способной  к  проявлению малейшей фантазии?! И это в то время, когда вокруг полно интересных девушек, способных развеселить и  удивить. Не то, что бы я мечтал видеть в качестве подруги ручную  домашнюю  клоунессу,  -  хотя бы девушку с инициативой  и чувством  юмора».   
Анатолий  погрузился в сомнения и мучительные раздумья, потерял покой и сон, и, как следствие, стал хуже играть в шахматы – в общем, все пошло не так.

   Так дальше продолжаться не может.  Нужно расставаться.
  Но как это лучше сделать? Ведь брошенная девушка  хуже Везувия.  Нужно, что бы Маня  сама захотела меня бросить.   Грубить, обижать её – это уж совсем низко. Не пойдет!  Показать своим поведением, что она мне надоела, избрать тактику монотонности:  холод в словах, отстраненность, сухие, односложные ответы. Тоже не вариант: девушка со смекалкой быстро поняла бы ситуацию, но не Маня. Тогда остается собраться с духом и сказать прямо, что  не вижу смысла  продолжать наши отношения».

  Перед  майскими праздниками Маня пришла к Анатолию,  они договорились провести выходные вместе.  Он пил  чай, а Маня ходила по квартире, занимаясь мелкими хозяйственными делами, о чем-то спрашивала - в голосе  девушки Анатолий слышал заботу и нежность. Затем  села  рядом, нежно погладила его  волосы,  попыталась  взять за руку. Мужчина  отстранился. Почувствовал себя манекеном: бесчувственным и равнодушным. Собственная   холодность и ему самому показалась странной.  Посмотрел на неё отстраненно - глупая, необразованная, слишком толстая девушка. На Мане был розовый халатик с рюшками и  такого же цвета шлепки с большими помпонами, в волосы вплетена капроновая розовая  ленточка. «Господи, какой  раздражающий цвет - и зачем она только принесла ко мне домой свои  тапки?» 

  И вдруг, в мгновение ока, он  увидел перспективу этих праздничных  дней. Вместо того, что бы полностью отдаться подготовке к важным соревнованиям, он должен терпеть присутствие этой девушки, что-то говорить,  отвечать на ее вопросы, поддерживать унылые, скучные разговоры. Книгу читать и то интересней! 
  А меж тем, на это общение уйдет время, которое он мог посвятить изучению любимого дебюта – защите Каро-Канн.  И так будет продолжаться  и в следующие выходные и в другие свободные дни. Представить это было нестерпимо. Анатолий  не мог больше ни раздумывать, ни медлить.

  Он понял,  что мечтает очутиться в ином  месте, полном тишины и уединения. Там где нет Мани... 
Как же собраться с духом и сказать ей об этом?  Только бы не вышло безобразной сцены!
- Нам нужно поговорить, Маня.
  Девушка напряглась, почувствовала неладное.
- Я не могу с тобой встречаться, тебе не нужно приходить ко мне.
Маня  не сразу поняла смысл сказанного, её зрачки расширились. Какое-то время она смотрела  пристальным  и напряженным взглядом, затем переспросила.  Анатолий повторил, уже более раздраженным тоном. Девушка вздрогнула, как от удара плетью, её лицо  побледнело.
- Но почему, Толечка, что я сделала не так, в чем провинилась?  Анатолию стало жалко Маню. Но он  решил продолжить. Он должен продолжить!  Не может же все это тянуться бесконечно.
- Тебе не в чем себя упрекнуть. Это я  виноват перед тобой, но ничего не поделаешь – нам нужно расстаться. Думаю, я просто не способен на длительные отношения. 
  Маня прикусила губу, на ее глазках сверкнули слезы, но она сдержалась и не расплакалась.
- Ты не такой! Ты нежный, ласковый  и заботливый! И я люблю тебя – и буду любить всегда! Ты для меня единственный мужчина на свете.
  Анатолий стиснул зубы: «Господи, неужели не будет конца этому неприятному разговору».
- Зачем ты мучаешь меня и себя бессмысленными признаниями?
- Я ведь тебе не только тело, я тебе всю себя отдала! Толя, не хочу без тебя жить! Не смогу так: сегодня с тобой, завтра с другим....
 - Не нужно ничего говорить, Маня, все уже решено – мы должны расстаться. Так будет лучше для нас обоих.
 Маня подошла к Анатолию,  заглянула в глаза.
- Хорошо, я уйду.
Она собиралась долго, целую вечность. Наконец, вышла. 
- Я хочу попросить тебя об одном одолжении.
Анатолий кивнул.
- Говори.
-  Устрой меня на работу в свой шахматный клуб. Мне нужна постоянная работа, с трудовой книжкой и соц.пакетом. Я учиться хочу, заочно.
- Да кем же я тебя устрою, без образования, без шахматного разряда? – искренне удивился мужчина.
- Кем угодно!  Уборщицей, вахтером, ночным сторожем, - Маня смотрела на Анатолия умоляющим взглядом.
- Ты не проживешь на такую маленькую зарплату.
- Да я и не собираюсь бросать малярные работы.
- Как ты все успеешь, учебу, работу и подработки?
- Я сильная. Выдержу, - в тоне голоса Мани появилось уверенность, - умею преодолевать трудности.
- Как ты себе это представляешь, - засомневался Анатолий, - как мы будем видеться, после того, что  у нас было?
- Здесь в городе, у меня не так много знакомых. Мне  просто нужна работа, больше ничего. Я не создам тебе малейшего неудобства. Пожалуйста, Толя.
  Маня заплакала.

 - Ну, хорошо, хорошо, -  У Анатолия засосало под ложечкой, он органически не переносил  женских слез, - я  что-нибудь придумаю. Уже несколько лет я  совмещаю свою основную, тренерскую работу с методической. Сейчас у меня появилась перспектива  неплохой частной подработки, а от своей ставки методиста хочу отказаться. Работающая в настоящее время вахтером   Алина  выразила желание занять должность  методиста. Таким образом, все устроится.  Поговорю с Феликсом -  уверен, он согласится на такую тройную рокировку. 
 - Спасибо Толя. Я знаю, ты добрый человек. Самый прекрасный мужчина на свете.

  Маня  ушла. В доме воцарилась  полная тишина.
  «И зачем я только пообещал ей работу, - в глубине души Анатолия таилась тревога, -  не получилось бы из всего этого нехорошей истории. Нужно было сделать так, что бы больше никогда не встречаться».

  « Отчего мне так не везет в личной жизни, просто хронически не везет? -  размышлял он, - моя беда в том, что я   увлекаюсь девушками, которые нравятся мне лишь внешне...Решено! Теперь буду знакомиться только с умными, интересными девушками. Хотя... Опять возникает проблема: умные, но некрасивые меня не привлекут. А смогу ли я сам понравится и красавице и умнице? Сомневаюсь... Чувствую, так и проживу бобылем - Анатолию  стало грустно, - нет, так дело не пойдет.  Долой хандру! Нужно настроиться  на позитивную волну и дальше, вперед. Я  молодой, свободный человек и  у меня еще все впереди. Отныне никаких обязательств, никаких серьезных отношений».

  Анатолий  сел за анализ вариантов дебюта. Он наслаждался своим одиночеством и тем, что может работать без малейших помех.