Окно на стене

Борис Кривошеев
   Окно на стене нарисовано мелом. Дверь вроде бы настоящая.
   Я дернул ручку. Липкая и холодная. И, конечно же, заперто. На уровне глаз – листок с кривыми буквами: «Не стучите, ибо вам не отверзится».
   Допустим. Что дальше?
   Комната небольшая, метра три на три. Тусклый свет сочится из запыленного плафона ровно по центру потолка. Нарисованное окно – напротив двери. Больше ничего.
   На мне рубашка из грубой ткани и короткие, по щиколотку штаны. Судя по всему, я не брит дней пять. Ничего не помню. И ничего не понимаю.
   Я присел перед дверью. Из-под щели лениво тянет прохладой. Наклонился и принюхался: пахнет деликатной затхлостью и каменным полом. Похоже, я в старом доме. Нужно простучать стены.
   Стены отозвались однообразным придушенным стуком. Бесполезно, выход отсюда один – через дверь. Я еще раз подергал ручку. Интересно, в чем это она?
   Мелькнула мысль, что со мной уже такое было. Или что-то такое уже снилось.
   Я отошел и сел в углу, привалившись спиной к стене. Вышибить дверь у меня не получится. Выломать замок – тем более. Буду просто сидеть и ждать.
   Попытался вспомнить, кто я. Пришлось копаться в памяти как в могиле ночью под проливным дождем. Что-то смутное мелькает перед глазами, но ухватиться не за что. Кажется, я был сотрудником в какой-то крупной организации.
   Почему я здесь? Почему я заперт?
   - Здравствуй, Виктор.
   - Кто это? – я подскочил на ноги и бросился к двери. Голос шел с той стороны. – Кто здесь?!
   - Никого. Только ты, и никого больше.
   - Выпустите меня! Слышите? Немедленно!
   - Тебя никто не слышит. Не трать силы и нервы, это упростит тебе задачу.
   - Какую задачу?! Я хочу выйти отсюда, и все! Понятно?
   - Вот в этом и состоит задача: выйти отсюда. Все очень просто.
   Я осторожно опустился на пол и попытался заглянуть в щель под дверью. Ничего.
   - Кто со мной говорит?
   - Никто.
   - Это имя?
   - Пожалуй, нет. Правильнее было бы сказать должность.
   Я сел по-турецки и медленно промассировал виски. В голове тихо и нудно гудело.
   Голос из-за дверей был спокойный и уверенный – явный признак врача или психолога. Кого-то, кто умеет подчинять чужую волю своей. С такими сложно иметь дело. Нужно действовать очень и очень аккуратно.
   - Ладно, - сказал я. – И в чем суть игры?
   - Игры? – усмехнулся Никто. – Это не игра, Виктор. Это – жизнь.
   - Сути не меняет. Как именно я могу отсюда выйти?
   - Я же говорил: все очень просто. Тебе нужно всего лишь угадать как ты сюда попал.
   - Ты меня запер!
   - Это не верно. И слишком просто. Прояви фантазию, Виктор! Ты заперт в тесной комнате – почему? Зачем? Как это могло произойти? Прислушайся – что тебе подсказывает твой разум? Напряги воображение, Виктор, подключи логику…
   - Хватит! Я все понял. Дальше что? Я должен излагать тебе версии?
   - Именно! Ты очень сообразительный, Виктор.
   - И что? Какие ограничения?
   - Ммм… Почти никаких.
   - Почти?
   - Да так, мелочь: если ты не дашь правильный ответ в течение суток, ты утонешь.
   Пол подо мной вдруг дрогнул. Я поднялся на ноги.
   - Что происходит?
   - Посмотри сам. Я приоткрыл шлюзы.
   Из-под стен тихо наплывали темные лужи.
   - Вода будет прибывать со скоростью метр кубический в час. Через сутки здесь все будет под водой.
   Я посмотрел на щель под дверью – оттуда тоже текло.
   - Версия первая, - крикнул я. – Ты из тех долбанных придурков, что насмотрелись второсортных триллеров про закрытые помещения. Заманил меня в этот гребанный подвал, чтобы поиграть в Доктора Зло: я самый крутой на свете суперчел, я дергаю за ниточки глупых людишек, и они мечутся в клетках как перепуганные крысы, готовые откусить себе яйца, лишь бы спасти свои никчемные жизни. А сам сейчас сидишь в своей вонючей квартирке заштатного программиста и смотришь на меня через свою дешевую китайскую веб-камеру. Правильно?
   Никто ответил не сразу.
   - Даже не знаю, что и сказать. Насколько мне известно, все веб-камеры – китайские.
   - Я угадал? Да? Открывай дверь!
   - Нет, ты не угадал. Думай еще.
   - Эксперимент, да? Мне ввели препарат, отшибающий память, и теперь смотрят, что я буду делать?
   - Послушай, Виктор, давай договоримся на будущее: версии без подробностей не принимаются, даже если в общем они близки к истине. Давай больше деталей, нюансов. Это важно.
   - Значит, эксперимент?
   - Я этого не говорил.
   - Хорошо. Я – доброволец, согласившийся на участие в этом мудаческом эксперименте. Допустим, суть в том, что бы изучить реакцию психики на… Я понял! Клаустрофобия! Вы ищете лекарство от клаустрофобии! Ведь страх замкнутого пространства базируется на осознании: я осознаю себя, я осознаю пространство, соизмеряю, и мне становится страшно. Но если убрать из сознания саму идею соизмерения себя с пространством…
   - Тебе страшно, Виктор?
   - Нет.
   - Почему же ты хочешь выйти отсюда?
   - Потому что у меня есть свои собственные дела.
   - Какие?
   - Я вспомню, когда выйду.
   - А почему ты уверен, что снаружи что-то есть? Может, эта комната – весь мир, который существует. Откуда ты знаешь?
   С минуту я обдумывал эти слова. Пытался припомнить, что там, снаружи, но в голове только туман.
   - Вода, - сказал я. – Она течет снаружи, значит, там что-то есть.
   - Ты думаешь, вода не может возникать сама по себе? Из ничего?
   - Конечно, не может! Это же противоречит законам физики.
   - Физики чего? Физике какого мира это противоречит, Виктор?
   - Только не нужно подводить меня к мысли об иллюзорности бытия!
   - Почему?
   - Это непродуктивно. Мир есть, пусть даже и сто раз иллюзорный. И доказательство тому то, что мы понимаем друг друга. Ты, как и я, знаешь, что такое китайские веб-камеры, клаустрофобия и все такое прочее. Мы оперируем едиными культурными концептами, значит, мир существует, путь даже и в чисто описательном смысле.
   - И что с того, Виктор? Ты разве помнишь, откуда у тебя вообще взялись эти «культурные концепты»? Можешь ли ты поручиться, что они не вложены в твой мозг мною – поэтому-то они у нас одни и те же?
   Я посмотрел под ноги. Уровень воды поднялся сантиметров на пять. Сколько мы тут уже болтаем? Полчаса или больше?
   - Так что, моя версия по поводу эксперимента?..
   - С клаустрофобией – мимо. Сам подумай: ты ведь не боишься замкнутого пространства, хотя и осознаешь саму возможность подобного страха.
   - Я хочу есть.
   - Потерпи. Ты же способен обойтись без еды хотя бы один день?
   - А пить?
   - Это шутка? У тебя уже очень много воды, а скоро будет еще больше! Это чистая вода, можешь смело пить.
   - Сволочь!
   Я прыгнул на дверь, ударил ногой и тут же шлепнулся в лужу.
   - Черт! Сука! Открой мне дверь, скотина!
   - Виктор, уясни себе простую мысль: отсюда есть только один выход, который я открою, только если ты разгадаешь нашу загадку. Попробуй проявить фантазию: думай, предлагай. Любая чушь, все, что приходит в голову. Время не стоит на месте, Виктор. Оно бежит, как вода сквозь щели.
   - А если я буду молчать? Заткну уши и перестану отвечать на твои гребанные вопросы?
   - Какой у тебя рост, Виктор? Метр восемьдесят? Давай посчитаем: вода втекает со скоростью одиннадцать сантиметров в час. До горла она доберется за…
   - Пятнадцать часов, - сказал я, уткнувшись лбом в стену. – Почему именно я?
   - Бессмысленный вопрос, не находишь? Любой на твоем месте спросил бы то же самое, подразумевая, надо полагать, что кто-нибудь другой сыграл бы роль жертвы намного талантливей. Так, что ли? Ты здесь – и это данность. Исходи из нее, а не копайся в условном наклонении.
   Я закрыл глаза. Хорошо, давай сыграем в генератор случайного бреда.
   - Я астронавт, вернувшийся с дальнего астероида. У меня обнаружен загадочный вирус, лекарства от которого до сих пор нет. Меня заперли в этой дурацкой комнате, чтобы изолировать от внешнего мира, а ты, бесстрастный мудила, пытаешься выяснить, не оказал ли вирус какого-нибудь аномального воздействия на мой мозг. Может, это разумный вирус? Или не вирус, а паразит?
   - Думаю, в такой ситуации тебя было бы проще сразу убить.
   - А вы пытались, но у вас не вышло! Я не могу ни утонуть, ни сгореть, ни умереть от голода или жажды. Я бессмертен!
   - И что? Мы бы просто выслали тебя в сторону солнца. Неуправляемый контейнер: даже если не сгорел бы, то уж точно бы не вернулся.
   - Ерунда, я обладаю способностью перемещаться в пространстве…
   - Попробуй.
   - А с тобой не скучно, - скривился я.
   - Не могу сказать в ответ то же самое.
   - Хорошо, может, мы изменим тактику? Я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать да или нет. Например: я преступник?
   - Нет. В смысле, мы не будем менять тактику. Условия тебе известны, и они неизменны.
   - Ладно.
   Я отошел к нарисованному окну и с разгона прыгнул на дверь. На этот раз удар получился что надо: я приземлился на ноги, подняв фонтан брызг. По субъективным ощущениям, дверь была не такой уж и крепкой.
   - Не трудись, Виктор, дверь выдержит.
   - А мы посмотрим.
   Я прыгнул еще раз.
   - Перестань, Виктор! – голос за дверью дрогнул. – Если ты не прекратишь, я сильно уменьшу отпущенное тебе время.
   - Давай-давай, уменьшай!
   Очередной прыжок.
   - Виктор, я не хотел этого делать. Сокращаю общее время до двенадцати часов.
   Я остановился.
   - Понятно, - сказал я. – Это не я больной, это ты – больной. Точно! Или же ты поганый гребанный врач, и тебе нужны мои органы для какого-нибудь богатого кретина!
   - К чему тогда вся эта комедия, Виктор?
   - Не знаю. Возможно, для операции нужны ткани перенасыщенные адреналином. Или еще каким гормоном. Ты ведь просто изводишь меня, значит, тебе это зачем-то нужно.
   - Хм…
   - Или нет! Ты выматываешь меня, чтобы я пришел в нужную тебе кондицию. Я – гладиатор! Ты выпустишь меня на арену, чтобы жирные говнюки с толстыми кошельками могли меня легко победить, всадив мне в живот короткий меч…
   - Еще раз хм… Ты скатываешься к фаллическим фантазиям на гомосексуальные темы, Виктор. Тебя самого это не пугает?
   - Нет. Но имей в виду: когда я отсюда выйду…
   - Можешь не продолжать. Пока твои шансы по-прежнему близки к нулю. Знаешь, мы сделаем перерыв. Хочешь узнать, что у меня на обед? Сегодня будет индийское карри. Ты любишь карри?
   - Ублюдок.
   - Совсем наоборот.
   - А! Я понял!
   - Расскажешь после обеда, хорошо?
   - Нет! Сейчас! Ты – точно врач! А я – твой пациент. Я погиб, мое тело мертво, но мозг еще живет. Ты – нейрохирург, ты пытаешься создать ту пресловутую бочку, которая заменит мозгу внешний мир. Теперь ты нащупываешь у меня наиболее сильные эмоции, чтобы точнее локализировать области для своих электродов. Эта комната – самое начало, простейшее виртуальное вместилище, которое ты способен создать без моей помощи. И твоя задача заставить меня вырваться из этой комнаты, чтобы я осознал смерть тела, но сохранил рассудок. Так? Ведь так?
   Никто молчал.
   - Так или нет?
   - Нет. Я пойду все-таки пообедаю.
   - Почему нет? – заорал я. – Что неправильно?
   - Все неправильно, - спокойно ответил Никто. – Самое сложное было бы создать виртуальное тело, а не виртуальный мир. Если бы я начинал с комнаты, ты бы просто неподвижно лежал и не прыгал бы на двери, как взбесившаяся горилла.
   - Ну, все!
   Брать разбег стало труднее - вода поднялась уже сантиметров на тридцать, - но я двигался как заведенный: к окну, разбег, прыжок, удар, всплеск, обратно к окну – и все заново.
    - Виктор, прекрати!
   Плечо ныло от тупой боли, меня трясло – то ли от холода, то ли от экзальтации, - но дверь вскоре стала шаткой, как молочный зуб.
   - Я еще сокращаю время! – орал Никто после каждого удара. - До восьми часов! До шести часов!  До трех часов!
   Хрустнуло.
   Я замер: плечо или дверь?
   - Не прикасайся больше к дверям, - просипел Никто. – У тебя осталось всего полтора часа.
   Вода уже поднялась по пояс.
   Я посмотрел на дверь. Ее перекосило, а чуть ниже ручки торчал вывороченный угол замка.
   Несколько ударов рукой, и дверь открылась.
   За ней была глухая узкая ниша. Совершенно пустая, если не считать еще одного тусклого светильника и аппарата громкой связи на стене.
   - Ну, и чего ты добился? – усмехнулся Никто. – Здесь нет выхода. Но я могу поднять стены над полом. Ты боишься смерти, Виктор?
   - Я боюсь идиотов. Никогда не знаешь, чего от них ждать.
   - У тебя полтора часа, - напомнил Никто. – Шансы еще есть, но вода бежит слишком быстро.
   - Хорошо, - сказал я. – Я убил твою жену, детей, двух собачек и разносчика пиццы, а подставил тебя. Чтобы обеспечить себе алиби, я симулирую амнезию, а ты надеешься заставить меня проговориться. Только у тебя ничего не выйдет: я действительно ничего не помню.
   - Но ты же помнишь про разносчика пиццы?
   - Что?! Про какого разносчика?!
   - Ладно, ладно, я пошутил. Ты пошутил, и я тоже. Думай еще. 
   - Я не хочу больше думать! Убери к черту эту долбанную воду! И немедленно выпусти меня! Слышишь?
   На этот раз мне никто не ответил.
   Или так: на этот раз мне Никто не ответил.
   Я стоял по грудь в воде и смотрел на аппарат громкой связи. Молчание было оглушающим.
   - Может, он хочет, чтобы я научился дышать под водой? – пробормотал я. – Он ведь просто пытается поставить меня в безвыходную ситуацию, правильно? Зачем? Чтобы во мне проснулись уникальные способности? Почему нет? Давай попробуем!
   Я вдохнул полной грудью и погрузился с головой в темную, свинцового оттенка воду.
   Дышать под водой? – мелькнуло в мозгу. – Проще простого!

   *

   Плафона на потолке больше не было. Зато там было нарисованное мелом окно.
   - Почему окно на потолке?
   - Так удобнее, - ответил снизу голос. – Кстати, я починил дверь. Не говоря уже о том, что спас тебе жизнь.
   - Ну, да. Я так и думал, что ты не хотел меня убивать. Весь этот спектакль был только для того, чтобы я сочинял идиотские сюжетики про недоумка, которого заперли в тесной комнатке и заливают водой для поддержания в творческой форме.
   - Именно. Ты молодец, Виктор.
   - Понятно. И часто ты со мной такое проделываешь?
   - Примерно раз в полгода. Ты быстро пишешь, Виктор, но еще быстрее исписываешься.
   - Я тут ни при чем. Сейчас все кругом пишут. Строчат, как заведенные, и все об одном и том же. Где в таких условиях брать сюжеты?
   - Да, тебе тяжело, - рассмеялся Никто. – Но зато у меня есть непыльная работа, Виктор. Правда, в последнее время ты становишься предсказуемым. Нужно будет придумать что-нибудь поэкстримальней.
   - Например?
   - Ну, не знаю. Может, оставить тебя в пустыне без воды и одежды?
   - Ты извращенец... э?
   - Виктор.  Меня тоже зовут Виктор.
   - Конечно! Я так и подумал.