Пришвин Михаил Михайлович - с нами!

Александр Алексеевич Кочевник
Выступление на V литературно-краеведческой конференции.
Г.Сольцы Новгородской области  26 сентября 2012 года.

Уважаемые Дамы и Господа, дорогие друзья!
Сегодня мы вновь собрались в Сольцах, и поводом для этого послужила память о замечательном человеке – Михаиле Михайловиче Пришвине.
Все, кто сейчас находится в зале, заинтересованы его творчеством и самой личностью этого удивительного человека. Так или иначе, Вы знакомы с его биографией. Читали его рассказы. Поэтому я не буду зачитывать доклад с методичным перечислением цифр его жизни и озвучивать длинный перечень произведений. Чтобы это узнать, достаточно кликнуть в любом поисковике интернета слово «Пришвин» и в Вашем распоряжении будут сотни статей разной степени достоверности.

В прошлом году на открытии музея-квартиры Михаила Михайловича Пришвина мы прослушали интересную экскурсию и ряд выступлений инициаторов создавших этот маленький уютный уголок, где нас ознакомили с информацией, что связывает нашего любимого русского писателя с Солецким краем.
Хочу поддержать эту традицию и рассказать, как Пришвин входил в жизнь моих современников в середине прошлого века и субъективные заметки, как я сам познакомился с его творчеством, и что близко мне по душе.

С дошкольного возраста моим любимым занятием было слушать рассказы и сказки, которые мне читали дед с бабушкой и папа с мамой. Причём, они любили в промежутках рассказывать и об авторах произведений. С тех пор, наряду с широко известными классиками литературы, мне стали знакомы имена М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Н.Н.Миклухо-Маклая, которые были связаны с моей Родиной - Новгородским Краем. Причём, бывало, отец восторженно рассказывал, как он вместе с Виталием Валентиновичем ехал на поезде из Окуловки в Любытино, и они увлечённо проговорили всю дорогу.
Однажды многозначительно сообщил, что всемирно известный путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в двадцати километрах «отсюда» и подарил мне «взрослую» книгу о его путешествиях.
Наивное осознание, что мой родной папа, уходя на работу, может быть встречается там с писателем, и они обсуждают судьбу мышонка Пика или Лесную газету, которые он мне читал, было очень приятно.
А знание что великий путешественник Миклухо-Маклай жил где-то совсем рядом со мной, может быть здесь за соседним домом, создавало впечатление непосредственной причастности к людям, пишущим такие толстые книжки и вызывала благоговение с зачатками гордости за земляков.
Как-то, зимой вернувшись с работы, отец сообщил скорбную весть, что умер Михаил Михайлович Пришвин. И тогда я узнал от мамы, что, оказывается, её родной дядя Иван Сергеевич Романов был с ним хорошо знаком и даже упоминался в одной из его записей в дневнике, как поэт-самородок из среды Талдомских башмачников-гусарочников и цитировались его стихи.
Хотя в том возрасте понятия о времени и пространстве, рождении и смерти у меня ещё не было, но, печаль родителей, дала мне ощущение потери какого-то очень близкого родственника.
В школьные годы знакомство с Пришвиным продолжилось не только по школьной программе младших классов, а благодаря моей первой учительнице Антонине Сергеевне Фёдоровой, которая в дальнейшем получила почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Она очень часто проводила занятия внеклассного чтения и природные путешествия, темой которых были и произведения Михаила Пришвина.
Нельзя не отметить значение и Всесоюзного радио. Я очень любил слушать различные инсценировки сказок и разных других произведений для детей. С завидной регулярностью транслировались "Лесная газета" Виталия Бианки и множество рассказов Михаила Михайловича Пришвина.
В шестом классе моим классным руководителем стала Екатерина Михайловна Журавлёва – самозабвенный педагог-литератор. Она создала в нашем классе драматический кружок, в репертуар которого входили инсценировки коротеньких произведений Михаила Михайловича. Там, несмотря на мой маленький ростик, мне пришлось однажды играть роль самог0 любимого писателя, потому что у меня были похожие очки. А парик соорудили из отбелённой пакли…
Все эти наивные спектакли воспринимались сверстниками, хоть и со смехом, но очень доброжелательно.
Овнешнять перед одноклассниками мою некую причастность к Великому писателю я считал неуместным. Не хотелось прослыть хвастуном. Но сознание того, что мой дед был знаком с любимым писателем, грело мне душу. Вдобавок первый рассказ Пришвина, который был опубликован в 1906, в журнале «Родник», назывался «Сашок». Именно так ласково называла меня мама.
Благодаря Пришвину я очень рано узнал про женьшень, Светлояр и легендарный град Китеж. Тогда же научился обращать внимание на всяких букашек, ползающих под ногами, прислушиваться к лесному шуму, пению птиц, лягушачьему гвалту на пруду…
С возрастом я созрел до чтения автобиографического романа Михаила Михайловича – «Кощеева цепь», который помог мне проникнуться его фантазиями и мыслями. Осознать его метания и жизненные вехи становления.
Характер у него был! И непростой!
Были и конфликты и жажда любви, и искреннее стремление к справедливости, но без фальшивого эпатажа на публику.
С раннего детства маленький Миша отдавался своим фантазиям и мечтам. Ему самому с собой никогда не было скучно. Это свойство помогло ему в период заключения, куда его по судьбе угораздило попасть в период самоопределения.
Зато в зрелом возрасте он смог сказать:
«Теперь у меня есть всё: созданное мной дело, любимая жена и дети. Я один из самых счастливых людей на земле…»
А, благодаря его ярким описаниям образов современников, и мы можем проникнуться любовью к людям, кто его окружал. К богатой русской природе. И самое значимое произведение, приоткрывающее взгляд на жизнь вековой давности – его дневники, благодаря которым мы можем окунуться в ту далёкую эпоху.
Я счастлив, что в продолжение его жизни в Солецком крае создан прекрасный музей-квартира нашего русского писателя.
И дай Бог, чтобы он развивался дальше, а Пришвинские чтения стали долгой и доброй традицией.
Благодарю за внимание!


На снимке: Внучка М.М.Пришвина, Наталья Петровна Бирюкова, 30 сентября 2012 года.
возложила цветы у памятного камня, где неподалёку в деревне Песочки жил Михаил Михайлович.