Рецензия на спектакль Девочки из календаря

Михаил Берсенев
Рецензия на спектакль о зрелых женщинах «Девчонки из календаря»

   Что может сподвигнуть женщину раздеться? Ну, мужчина. Ну, гигиена: перед походом в душ. Ну, доктор в поликлинике. А женщину, воспитывающуюся в пуританском обществе, где любые проявления фривольности строго осуждаются общественностью? Тут сложнее. Однако чтобы женщины раздевались ДЛЯ ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ, это - нечто совсем удивительное.
 
   Театральная Москва и Независимый Театральный Проект, вслед за Лондоном и другими столицами мира, с энтузиазмом восприняли, судя по количеству зрителей, идею обнажиться группе достопочтенных женщин не ради «обнаженки», а ради чего-то высокого, человеческого, архиважного. Ведь сломать свои и чужие предрассудки, выйти на тропу войны с убийцей № 1 в мире, все это оказалось непросто, но очень даже возможно. Просто нужно выбрать свой путь…

   Антипуританская комедия «Девочки из календаря» на сцене Театра Киноактера в Москве поразила меня миксом жанров. Режиссер – постановщик спектакля Александр Устюгов  создал не просто комедию в прямом смысле, но и нечто большее, потому что в ней поднимается тема неизбежной смерти от страшного заболевания всех времен и народов – рака. Когда персонажи спектакля читают со сцены письма от простых людей, что пришли в адрес участниц «Девочек из календаря» в графстве Йоркшир Англия, то не смех подкатывает к горлу, а горечь.  В тех скупых на эмоции строчках столько горя и неизбывной тоски, бессилия перед смертельной напастью, что смеяться вовсе не хочется.

    Рак  навис жутким мечом над одним из персонажей  – Джоном (актер Александр Сирин). Тут в пору вести речь о трагедии, однако, почему вокруг такой хохот? Почему и сам я сидел и чувствовал, что уголки глаз омываются слезами не горя, а веселья? Нет, тут и комедия, несомненно! Спектакль «Девочки из календаря» не предназначен для лиц младше 18 лет, и это верно, потому что элементы эротики в действе есть. Думаю, сей микс жанров из драмы, убойной комедии, легкой эротики во многом и объясняет, почему проект вышел таким необычным, успешным. А если еще сюда добавить вдумчивый подбор актёров на роли,  разноплановость их внешности, манер, характеров, стильное музыкальное сопровождение, то в итоге мы – зрители - и получаем вкуснейший пирог для театрала под названием «Девчонки их календаря».

    Перед зрителем на сцене разворачивается действие практически моногамное. Сборище женщин от среднего до пожилого возраста из английской глубинки. Какие там развлечения? Гольф, сплетни, да выпивка. «Порядочные женщины без повода не пьют!» - это про них, про этих женщин. Я бы их всех назвал «озорными бухариками». Да, как представительницы пуританского общества они стараются и вынуждены во многом делать правильные вещи. Пару раз в неделю играют в бадминтон в положенное время, пекут бисквиты. Делают календари с фотографиями мостов и церквей Йоркшира. Рассуждают о технологиях выращивания брокколи. И если бы не смертельная болезнь мужа одной из героинь Энни (актриса Аня Каменкова),  то все бы так и двигалось в одном и том же направлении. Скучновато и уныло. Но болезнь Джона переворачивает все. При этом по мере спектакля вскрывается двойное, тройное дно показной пуританский добродетельности. У каждой провинциалки в спектакле есть свой «скелет в шкафу», своя маленькая история, тайна и каждая из них в чем-то примечательна.

 Самую мощную экспрессию, как мне кажется, показывает на подмостках жена Джона Энни (Аня Каменкова). На ее примере я вижу, как удивительно нежно и преданно женщина может любить своего супруга, как при жизни, так и после нее. Брэнда (Елена Бирюкова) являет на сцене чудеса перевоплощения. То она этакая строгая Мери Поппинс в больших роговых очках и непримечательной одежде, как сама английская погода, то вдруг преображается в настоящую феерическую леди. Самая эротичная дама Силия (Анна Якунина) реально несет сексуальность в действие, но похоти как таковой ее тело не вызывает, потому как актриса мастерски и в чем-то по-клоунски комично преподносит свою обнаженность. Суперактивная и пробивная Крис (Галина Петрова) является как бы моторчиком всего происходящего. Пожилая дама Джесси (Александра Назарова) и вовсе искрит остроумнейшими замечаниями и высокой подвижностью, комичной вертлявостью. Милейшая старушка! Здорово!
 
  Гротеск и феерия свойственны данному спектаклю, но и основа его тоже в этом плане не подкачала! Эффект разорвавшейся бомбы произвело в английском обществе в 1999-м году решение нескольких домохозяек из провинции сняться для благотворительного календаря обнажёнными. Каково, а! В основе пьесы лежит реальная история, что уже приближает зрителя к правдивости. Но автор пьесы Тим Ферт не просто хотел нас поразить реализмом. Спектаклю «Девочки из календаря» присущи и черты притчи, философичности. Здесь заняты зрелые женщины, добропорядочные домохозяйки, и об этом возрасте удивительно глубоко рассуждает Джон.  Он говорит, что зрелость – лучшая пора в жизни женщины. В это время она подобна подсолнуху, что тянется к солнечному свету и если его получает, то распускается, словно броский подсолнечник, чтобы дарить тепло и радоваться жизни. Пусть уже недолго, но все же ДАРИТЬ. Драматург Тим Ферт  – мужчина, но хорошо понимает женщин. Свои рассуждения он вложил в уста Джона и тут мы получаем уже не просто «ржач», а некий умственный кроссворд, над которым стоит порассуждать.
 
  Я смотрел спектакль «Девочки из календаря» и меня очень заинтересовали костюмы персонажей. У нас так не одеваются! Костюмерам постановки можно сказать «спасибо!» за столь ненавязчивую и в то же время очень изящную демонстрацию покроя и цветовой гаммы одежды, присущей британским провинциалам. На сцене Театра Киноактриса, выдержанной в строгом сине-бардовом цвете, подобный маскарад из костюмов начиная от «недотраханного кролика» Рут (Марина Дюжева) и кончая поразительным пиджаком молодого рекламщика Лоренса в исполнении Коли Сирина вызывает неподдельный интерес. Лицезрея одежку персонажей, чувствуешь, будто реально оказался на миг в английской глуши.
 
  На фоне удивительно тонко подобранных костюмов лично я выделил  особенный момент в ткани пьесы. Речь идет об одной сцене, которая чем - то напоминает гоголевского «Ревизора». Краткая предыстория: у пуританских домохозяек Йоркшира к на самом деле не было даже мысли о возможности позировать фотографам голыми! У них вовсе не было намерения никак шокировать ни публику, ни страну, ни тем более целый мир. У них это в голове не укладывалось вообще.

   И вот когда одна из женщин неожиданно предлагает им всем – таким правильным и достопочтенным англичанкам – фотосъемку в голом виде, тут и наступает самая запоминающая сцена. Они замирают, как будто медуза Горгона взглянула в их глаза и навек превратила в камень. Сложность ведь не в том, чтобы сбросить лифчик и показаться всем без него. Снять с женщины лифчик, хотя и требует определённой ловкости рук и ума, но все же это сделать достаточно легко.
  А в «Девочках из календаря» все иначе. Героиням нужно ПЕРЕСТУПИТЬ через себя,  нужно наступить «на горло собственной песне», нужно «сломать» себя ради повышения продаж и увеличения благотворительных сборов. Эта сцена – как открытие новой мысли, как возможность заглянуть за всегда закрытую наглухо дверь на чердаке. Это невозможно сделать и возможно одновременно. Если будете на «Девочках», обратите особое внимание на эту сену, которую я бы отнес к изюминкам всего действа.
 
  Спектакль «Девочки из календаря», честно говоря, полностью женское шоу. Там все держится на слабом поле. Полу. На них…Короче, на женщинах. Но это вовсе не значит, что мужчинам в зале делать нечего, а лучше идти в буфет и пить виски (там продают и мартини, и вино)! Заряд положительных эмоций, возможность заглянуть в потаённую дверь маленького человека из глубинки, иначе в чем-то посмотреть на окружающих нас русских женщин – все это становится реальностью после выхода из зрительного зала, когда занавес закрылся и начинается обычная московская жизнь. Но вот уж кому я НЕ рекомендовал бы посещать «Девочек из календаря», так это детям. Оставьте их дома с няней, бабушкой, а сами отправляетесь поглядеть, как забитые домохозяйки из захолустья переворачивают мир.