Церковь, партия и грудь

Мария Кутузова Наклейщикова
     Sleepless nights but happy eyes!

     *       *       *

     "Религия - тормоз пятилетки!"; "Религия - яд, береги ребят!"
     (антирелигиозные плакаты СССР)

     Раньше было: «КПСС – ум, честь и совесть нашей эпохи».
     Ум пропили, честь потеряли, совесть сгноили… Эпоха закончилась!?
     (антипартийный анекдот времен Перестройки)

                Вечная триада

     В России принято постоянно отлучать народ от чего-то или от кого-то. Будто народ - непослушное стадо баранов (впрочем, так оно и есть, считают некоторые мудрые наблюдатели). То церкви взрывали в первой половине двадцатого века, то клеймили великую партию несостоятельностью в конце второй половины...

     Впрочем, и в двадцать первом народ придумал нечто интересненькое – причем такое, дабы наверняка затронуть интересы всех социальных слоев – и верующих, и партийных, а именно: на высшем государственном уровне изобрели… отлучение от груди!

     И именно автору этих строк пришлось испытать на себе прелести новой методики (воспитания населения? Евгенических извращений почище законов Милонова*) в процессе решения личной жизненной ситуации.

     А именно: после рождения ребенка мне было негде жить. Да – я сумасшедшая мама, которая забеременела, уже расставшись с молодым человеком, и решила-таки рожать свое ненаглядное дитя. Папа ребенка, к слову, решил обезопасить себя на случай возможных требований (у меня и мысли такой не было) и уныло промямлил, что «он бы не хотел иметь отношение к (своему? Он посмел и в этом усомниться!) ребенку, а потому попросил отныне не беспокоить его» (такими пустяками?).

     Простите мне мой сарказм, но я не ожидала такой реакции от человека, самого изрядно пострадавшего от семейных перипетий своих родителей, но об этом как-нибудь потом.

     К слову, моя (уже не наша!) дочь сейчас улыбается мне; она лежит на коленях, «кушает маму» и так смешно растягивает губы, что я смеюсь в ответ!

     Итак, мне было негде жить, поскольку во время беременности я снимала жилье, и неожиданно от нас с соседкой потребовали съехать – в свою квартиру возвращалась наша хозяйка, и сразу после родов вопрос встал ребром.

     Я не очень волновалась по этому поводу, потому что у меня была договоренность о бесплатном проживании с ребенком в течении года в городском социальном центре, гордо именуемом Центр помощи матери и ребенку.

     Я искренне не знала, во что ввязалась.

                Мы лучше знаем!

Бог дает тебе ребенка,
Значит, льет ему в ладошку
Ложку чайную сгущенки
И вдовесок хлеба крошку.

Бог дает тебе ребенка;
Это значит - доверяет
Твоему уменью тонко
Ощущать, что он желает.

Если бог дает ребенка,
Это значит, он печется,
Чтобы был счастливым кто-то,
Кто лишь изредка смеется.

Дарит бог тебе младенца...
Ты все сможешь, все сумеешь!
Счастье дремлет в полотенце -
Потревожить сон не смеешь.
(«Ребенок от бога»)

     Помог перевозить вещи в социальный центр мне наш руководитель творческого объединения, случайно узнавший о моей решимости родить ребенка и поднять его на ноги в жизни самостоятельно. Он процитировал мою подругу: «Ну ты даешь!» с той разницей, что вместо «ты» прозвучало «вы».

     Мы трудолюбиво упаковали мое скромное барахло, объемные сумки с детскими пеленками и подгузниками, игрушками и санитарными принадлежностями, наконец, мы завалили все заднее сиденье старенькой машины Виктора Борисовича (рискуя навлечь на себя материально облаченный гнев сотрудников ГИБДД) и поехали в наше новое место обитания. На целый год!

     Забегая вперед, скажу, что вместо целого года мы выдержали на новом месте… целых три дня! И то, что для следующего переезда я обратилась к давнишнему другу А.С., объясняется тем, что мне было неудобно снова беспокоить нашего мастера.

     Знакомство с заведующей состоялось заранее – еще на седьмом месяце, она мне понравилась – женщина спокойная и рассудительная, так что я предвкушала приятное общение также с сотрудниками центра.

     Центр помощи матери и ребенку был задуман Администрацией города в поддержку одиноким мамам, решившим самостоятельно рожать и растить детей. Условия размещения в Центре предполагали явку уже родивших женщин с не более чем одним малышом.

     Центр помогал таким мамам исключительно предоставлением бесплатного койко-места сроком на год, а также постоянным патронажем социальными работниками, педиатрами и при необходимости даже психологами. Меня изначально все устраивало в комплексе предоставляемых Центром услуг.

     Однако, в самом начале проживания в прекрасном месте (5 минут от метро, рядом сквер для прогулок, кругом развита инфраструктура и прочее), я почувствовала нечто странное – будто я попала в место полного лишения свободы – мамы и малыша.

     Меня сразу удивило следующее. Едва мы с Виктором Борисовичем выгрузили мои вещи и закинули их в совместную комнатку для нескольких мам, та самая рассудительная заведующая буквально вырвала девочку из моих рук:

     - Как вы держите ребенка! Разве можно так рано приучать к рукам! Потом не отучите…

     Я и пикнуть не успела, как вместо раскладки вещей по местам, вокруг нас с дочкой уже собралась толпа ахающих и охающих сотрудников, всплескивающих руками и обсуждающих «маму, чрезмерно балующую ребенка».
 
     Дочь сразу почувствовала неладную атмосферу и – впервые! – стала истерить.

     В первый же день нам показали, куда что сложить, познакомили с распорядком дня и я уже собралась отдохнуть – да и уже пора была кормить ребенка, но нам сказали, что лежать и даже спать было возможно только поздно вечером, ибо в утренние, дневные и вечерние часы в Центре часто бывают комиссии, проверяющие его деятельность. Поэтому мамочкам запрещено спать в дневные часы, невзирая на их состояние.

     Это была первая ласточка. Однако, фигурально выражаясь, я мысленно помахала птичке рукой, подумав, что на этом список требований закончится.

     Однако – поскольку первый день прошел в суматохе, вторая новость открылась ближе к ночи. Само собой, в Центре постоянно находился дежурный. Собственно, сам Центр являл собой четырехкомнатную квартиру в обычном многоэтажном доме на первом этаже, этот напичканный техникой рай для мам и детей в кризисных ситуациях (стиралка, микроволновка, телевизор) никогда не оставался без присмотра.

     Соответственно, неусыпному контролю подвергались и все проживающие. Например, в кухне нас контролировала мини-видеокамера под потолком, а ночью, как я уже сказала, в помещении был дежурный сотрудник. Помимо этого, каждый день кто-то осуществлял патронаж – социальный работник, психолог или педиатр.

     Ну и собственно, намаявшись за день, я вечером с радостью расстелила кровать и, положив сбоку дочку, приготовилась спать. Тут же в комнату влетела дежурная и с возмущением сказала, что «с детьми спать вместе на одной кровати запрещено». На мой вопрос – а как же рекомендации ЮНЕСКО и неотъемлемые права родителей, а самое главное – счастье ребенка (читайте книгу Жана Ледлофф**), я в ответ получила только негодующе-недоуменный взгляд – мол, нашлась тут новатор воспитания, блин!

     Не спать с ребенком я не могла, поскольку твердо решила в свое время, что буду всячески поддерживать телесный контакт с ребенком. Вот кормить малышку лежа разрешалось – только не спать, поэтому я все проведенные в Центре ночи злостно симулировала: ночью лежала рядом с ребенком, радостно ощущая, как она спокойно сопит ночью («мама рядом»), ощущая мои сердцебиение и дыхание, запах и неуловимое ощущение счастья от близости с доченькой…

     Однако каждую ночь и не по одному разу к нам в комнату (из четырех комнат две были служебными – для заведующей и проходная, а в двух остальных спали соответственно по две мамы с детьми) приходили с проверками моего поведения сотрудники и тогда я, даже если засыпала, немедленно просыпалась и делала вид, что кормлю дочь.

     Естественно, за все дни, что мы провели в Центре, я не спала ни одной ночи. Пребывала урывками в состоянии забытья – и только. 

                Три незабываемых дня

Эта жизнь - напополам:
В доме - творческий бедлам.
В сутках времени разлад,
Там в тазу пеленок склад,

Вещи свалены в углу,
Детский коврик на полу.
В маминых глазах испуг:
Всё-то валится из рук.

Все вверх дном; желанья нет
Выходить в огромный свет...
Человечку десять дней -
Я все думаю о ней.
(«Рождение дочки»)

     Третья радость ожидала нас уже на второй день в виде затычки для моего ребенка, а именно: в ответ на писк малышки, требующей грудь, мне бодро посоветовали игнорировать её плач (я как раз улеглась кормить маленькую) и воткнуть в ротик соску-пустышку. Моему возмущению не было предела – я также решила обходиться без этого «титькозаменителя» (см. советы Н. Разахацкой***). Поэтому к моему образу «сумасшедшей мамы» прибавился еще один штрих. Заведующая стала посматривать на меня с тихим ужасом и подозрением; и это стало взаимным…

     Четвертый сюрприз заключался в попытке выйти погулять с ребенком – надо было также сходить в магазин и завести медкарту в детской поликлинике за углом. Светило солнце – для конца августа в Питере стояла волшебная погода. Было под тридцать в тени и чуть больше на солнце. Аромат высаженных на клумбе под окном пионов завораживал и манил на прогулку.

     Знали бы мы, что нас ожидает! Пятеро тучных теток опять набросились на нас с криками, как там прохладно – я и пикнуть не успела, как десять рук напялили на малышку:

-детские трусики
- боди
- носочки (!)
- кофточка (!!!), и – что меня просто убило:
- чепчик (!!!).

     Исчерпывающе. Эмоции у меня явно зашкаливали и, нервно откашлявшись, я подхватила малышку в слинге и мы поспешно удалились гулять. Вслед нам неслись крики: «Как вы носите ее в слинге? Возьмите коляску!!!». К счастью, я уже уходила поспешными шагами. В нашей жизни не будет колясок, разлучающих маму и ребенка.

     Уже на улице мы поспешно сняли лишнюю одежду, а девочка в остервенении метким дрыгом левой ноги скинула ненавистные носочки.

     Пятая ласточка прилетела, обернувшись штатным психологом на соответственно третий день пребывания в славном (лечебном) общественном заведении. Тетка подсунула мне старые тесты (половину я помню еще с первого курса института и потом ЗНАЛА, как надо отвечать, вторую часть я прошла недавно на курсах семейного консультирования, которые закончила во время беременности).

     Классические «кружочки» и традиционные анкеты, в том числе тест на фрустрацию (думаю, ее уровень у меня в те дни зашкаливал). Я лихо прошла все тесты – психолог внутренне свистнула, странно посмотрела на меня (видимо, слухи о ненормальной мамаше уже распространились по учреждению) и удалилась в служебное помещение для анализа. «Как в Америке, блин!», с досадой подумала я.

     Вернувшись через два (!!!) часа, психолог поставила мне типа диагноза «чрезмерная зацикленность на ребенке» и посоветовала «постепенно отвыкать от постоянного пребывания с ней». Офонареть! Это на четырнадцатый день жизни ребенка!..

     В этот день я поняла, что еще одну ночь в имитации раздельного сна я не выдержу. Более того, я почувствовала, что дочь начинает истерить, когда толпа незнакомых посторонних людей начинают кудахтать вокруг нее и наперебой давать идиотские советы.
     Скоро истерить начну я – и тогда хана материнскому молоку, которое может пропасть от подобной нервотрепки.

     Отпросившись погулять (а любой выход из Центра сопровождался обязательным уведомлением сотрудников и заведующей), я в горести бродила в близлежащем парке – и в этот момент позвонили друзья. Они переводчики, объездили весь Ближний Восток и родили там прекрасную дочку, также сторонники естественного воспитания – они возмутились до глубины души царящими в Центре порядками, и с места в карьер предложили:

     - Бери дочку и приезжай к нам на ночевку!

     Надо ли говорить, что я согласилась?

     Не помню, под каким предлогом мы с ребенком отпросились на ночевку к друзьям – кажется, списала всё на семейные обстоятельства. Более того, утром следующего дня я вернулась, написала заявление о нашем окончательном отъезде из зловещего Центра – опять-таки, "по семейным причинам" – и, дождавшись приезда одного замечательного человека – уехала со всеми вещами, с ребенком и остатками хорошего настроения.

     Сотрудники Центра смотрели на отъезжающих нас и качали головами: на улице снова было под тридцать – а ребенок был не в теплом комбинезоне. И без чепчика… 

Чтобы правильно расти,
Надо маму завести.
Мама - очень зверь полезный,
Лучше прямо не найти!

Если ты захочешь кушать -
Стоит только заорать,
Прибегает мама тут же,
Будет титьку предлагать.

В титьках просто и легко
Возникает молоко.
Стоит только присосаться -
Прямо в рот течет рекой!

Если ты поел немало,
Но еще не хочешь спать -
Чтобы мама не скучала,
Можно снова заорать.

Мама на руки возьмет,
Мама песенку споет,
Мама сказочку расскажет,
Спляшет, мячик принесет!

Если спать захочешь все же,
Лучше рядом с мамой лечь -
Пусть поспит немного тоже,
Маму надобно беречь!

К боку теплому прижмись,
Сладко - сладко потянись,
Перед сном, что мама рядом,
Непременно убедись.

Если ты глаза откроешь
И увидишь - мамы нет,
Ты, конечно, рев устроишь,
Разорешься на чем свет.

Прибежит она бегом,
Истекая молоком.
Мама - зверь домашний очень,
Не уходит далеко.

Хочешь быть счастливым самым,
Значит слушай мой совет:
Заводи скорее маму -
Лучше мамы зверя нет.
(Из просторов Рунета, ноу комментс) 
   
     Итак, мы были свободны и счастливы. Теперь я открыто смотрела на свое маленькое чудо – как она играючи брала грудь и сонно пыхтела в любое время суток, наслаждаясь молочными реками; девочка развивалась не по дням а по часам (тьфу-тьфу!), она уже улыбалась мне и даже раз махнула рукой дедушке, когда сидела на моих коленях, пока я общалась с родными по Скайпу.

     И я все так же часто рыдаю от счастья, что она у меня есть. А дитя что? Гулит, агукает и титьку просит.

     «Пиши, пиши... Сколько еще прольется из этого ручейка в нашей жизни, <>  Спи... Еще темно и мрачно в этом городе. Шаги на улице и снова тишина... А рядом она, такая маленькая и прекрасная... Все чувства, радости и тревоги в ней. Та, которой дышишь и живешь... Незримая и внутренняя связь останется навек, пока дыханье губы тронет...            Доченька...»
(С.П., из переписки)
--------------------

* Милонов  В. В. – совершенно невозможный депутат, однако же, существующий в реальности - популярный в народе безудержной инициативой принятия бредовых законов (о запрете пропаганды гомосексуализма, о необходимости служить в российской армии женщинам, о запрете фото- и видеосъемки в метро, против преподавания в школе теории Дарвина и многих других).
     Автор закона об «административной ответственности за пропаганду гомосексуализма и педофилии», по этой статье он безрезультатно пытался привлечь к ответственности Rammstein, Мадонну и Леди Гагу.
     Его предложение «отменить гомосексуализм хотя бы до 2015 года» признано «сомнительным достижением в области шоу-бизнеса» и отмечено «наградой» «Серебряная калоша» в 2012 году; другая подобная награда «Золотая клизма 2012» присуждена за «неутомимую пропаганду гомосексуальности» от «Альянса гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ»  (Википедия).
     Общественность посвятила ему немало юмористических пабликов, вроде: http://vk.com/forbiddenmilonov, http://lurkmore.to/.
     На мой же личный взгляд – не то чтобы у депутата не было толковых законов (ну или хотя бы попыток их создать), просто Милонов обладает феноменальной способностью из любого самого прекрасного начинания или замысла создать полный бред, который еще долго смешит народ и заставляет страдать тех, кто принимает этого юмориста всерьез.

** Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности». Золотая книга о счастье для родителей и детей, на мой взгляд!

*** Наталья Разахацкая «Грудное вскармливание. Советы кормящей маме». http://am-am.info/. ВСЕ вопросы о естественном кормлении.