Кругом виновата

Анна Боднарук
                КРУГОМ  ВИНОВАТА

     Помню, я ещё в младших классах училась и всё удивлялась тому, как  это быстро у мальчишек получается? Напроказят, сельчане пожалуются учительнице. На первом же уроке Елизавета Даниловна начнёт говорить о неприятном случае. Ещё до конца не успеет рассказать, а уже несколько мальчишеских голосов наперебой выкрикивают: «Это не я-а!» Одноклассники оглядываются на них. Понятно, что среди них есть и свидетели некрасивого поступка. Вот им-то мальчишки из-под парты и показывали кулаки. Дескать, если скажешь, будешь идти домой, я тебе… Сами же сердито оспаривали слова учительницы, яростно доказывая свою невиновность. И даже стоя в углу – изображали страдальца.
     По жизни я была не из бойких, ни нагрубить, ни в чужой огород залезть – мне и мысль такая в голову не приходила. Меня преследовала другая беда: непонятным образом, за чужую вину меня совесть мучила. «Как же так? Я же могла оказаться в ту минуту в том месте, где всё это происходило и может быть сумела бы отговорить его от этой неудачной задумки…» - корила себя, по-человечески жалея наказанного.
     Были случаи, когда я в самом деле пыталась отсоветовать, только толку – чуть. Мало того, меня сверстники поднимали на смех и всё равно делали по-своему. Наказывали их за это или «с рук сходило», а у меня внутри «кошки скребли». Казалось бы: не виновата, так и сиди спокойно. Так нет: уши горели и какой-то внутренний холодок гнездился в груди.
     Далеко ушло в прошлое моё детство. Многие давно забыли о таких «пустяках», а я почему-то помню. Вспоминаю и краснею. Видно годы характер не изменили. Так же чувствую себя виноватой за чужую вину. А если вышло так, что сама не успела или не догадалась сделать, то готова сгореть от стыда…  И совсем не обязательно – моя вина перед людьми или кого-то. Вот взять, к примеру,  вчерашний случай.
     Прихожу в сад. Только в калитку вошла, а уже кругом виновата. Тыква, как гигантский спрут, растянулась по огороду. Тяжелая плеть фасоль к земле пригнула. Другая плеть, как по кочкам по капустным кочанам разлеглась. Третья на куст смородины взобралась. Опять же – я виновата! Недоглядела, допустила такое непотребство… Сильным ливнем ветку яблони сломало. Я виновата! Надо было догадаться, что под тяжестью плодов ветка хрустнет. Заблаговременно подпереть надо было…
     А тут и вовсе мне никакого оправдания нет. Весной в теплице высаживала помидорную рассаду. Несколько корешков осталось. Просто выкинуть жалко было. Воткнула их в землю, конечно же там, где в огороде свободное место нашлось. Поначалу подходила к ним, поливала, полола, окучивала, подвязывала к колышкам. А однажды баночку, из пластиковой бутылки вырезанную, после поливки в спешке, чтоб не потерялась, на колышек надела, да и забыла за неё.
     Зачастили дожди. Поливать уже не надо. Мне и не до ума наведаться в тот конец огорода, других дел хватало. А вчера, просто случайно забрела туда и застыла от удивления. Помидорный стебель рос-рос вверх вдоль колышка и… в баночку залез. Ему расти надо, а – куда? Его, бедолагу, скомкало там в гармошку. Может бы он и вылез из заточения, да как на грех – помидорина в горлышке баночки завязалась. И так разрослась, что заполнила всю горловину, да ещё со стороны щёчка выпирает. Ох и намучилась я, пока высвободила ту помидорину. И жалела, и ругала её, а себя-то в первую очередь корила. «У помидорины глаз нет… полезла куда пришлось, а ты-то зрячая…» Смех и грех, да ещё куча потерянного времени.
     И так, на что не посмотрю – везде что-то исправить надо. Вовремя не сделаю – проблема вырастает в мою большую вину. Вечером я, как после наказания, еле ноги домой волоку. А дома своя работа и опять моя вина, что на всё сил не хватает… Вот и получается – я по жизни во всём виновата, а сказать – «Это не я…», духу не хватает, да и некому… Что ж тут поделаешь, такой нескладной уродилась, так и живу.
                26.08.13 г.