На экране

Александр Победимский
      
       (из "О культуре своими словами")
      

        Если не считать «А зори здесь тихие», то два фильма о войне сказали больше, чем остальные вместе взятые: 
-  «Чистое небо»  –  ни пуль, ни снарядов. Проносится состав с солдатами мимо платформы, где должен был остановиться, но не остановился. Иступленные крики женщин, ожидавших недолгой встречи;
-  «Летят журавли»  – только один выстрел. Прошли годы, а зрители, вместе с главной героиней фильма, не верят, что ее любимый уже никогда не вернется.

****
      Имя главного героя фильма «Александр Пархоменко», командира Красной армии, навсегда останется в людской памяти. Но только благодаря гениальной Фаине Раневской, в маленькой роли мадам, которая одновременно поет, играет на пианино, что-то выпивает мелкими глотками,  жует,  держит в зубах папироску и приветствует новых гостей.
В разговорах иногда кто-нибудь вспомнит это и спросит:
-  Где… в каком фильме…? Не могу вспомнить.
-  Как в каком? «Александр Пархоменко».             
-  А, ну да! А кто такой Александр Пархоменко?
-  Ну…этот…который в фильме… где Раневская одновременно поет, играет на пианино и т.д.

****
      Россия одержала еще одну победу над Наполеоном – во французском фильме его роль сыграл если не Хазанов, то его почти двойник.

****
      Смотрел фильм и время от времени засыпал. Очень понравился сюр из чего-то увиденного на экране и во сне. Куда там Сальвадору Дали и Филлини! Когда-нибудь изобретут  приставку к компьютеру, записывающие сны. А пока что – мне жалко вас, не видевших мой сон и еще больше себя, не запомнившего его.

****
      Старые советские фильмы  о девушках с характером, с гитарой и без адреса смешались в сознании во что-то одно.

****
       Грузинский фильм 50-х годов. Всё было бы прекрасно, если бы пели и пели, а не болтали то и дело на колхозно-завхозные темы.

****
       Почти весь сюжет фильма – в кабине электровоза. Теперь артисты, занятые в сериале, смогут работать, если не машинистами, то, во всяком случае, их помощниками.

****
       Утром, 1-го сентября, выждав момент, когда дети сядут за парты, по ТВ показали фильм «Первоклассница». После школы, дети посмотрели «Комиссар Мулен», «Инспектор Кресс», «Женщины любви».

****
Похоже, что сегодня многих наших киноартистов готовит спецназ.

****
       Артисту больше всего удавались роли сантехников. Всё как-то при деле. Режиссеры, продюсеры и спонсоры ценят его работу. Домой приглашают, на дачу –  канализацию прочистить, заварить трубы.

****
Американский фильм «Оnegin». На свой лад, прозу своей жизни переложили Пушкина, а наши перевели, как могли то, что у тех получилось. Примерно так: «Ё-моё, дядька мой помирает. Срочно зовет к себе. А больше ничего не мог придумать? Вот наказание. Когда ж, в натуре, черт его поберет. Ладно. Так и быть. Смотаюсь. Приму наследство». 
Приехал. Послушал, как Ольга поет «Ой цветет калина в поле у ручья». Музыка Дунаевского, слова Исаковского. Прозвучала примерно так: «Oh! That`s flowering калина in the field …». Аккомпанировавший ей Ленский, закрыв крышку рояля, встал с невесть откуда взявшейся гитарой в руках. Потом Онегин выслушал признание Татьяны, послал ее куда подальше, застрелил Ленского и уехал за границу.
Долго ли, скоро ли и вот он в Питере и сразу же – «с корабля на бал». Спрашивает у Гремина: «Что там за телка в, малиновом платье, которая со всеми мазурку танцует под «Полонез Огинского»?  (Режиссер с продюсерами слышали, что в «Евгении Онегине» есть какой-то полонез, ну и … А у Татьяны в фильме – действительно, малиновым оказалось платье, а не привычный для наших глаз и ушей берет, в котором она «с послом испанским говорит»). «Дык это жена моя Татьяна» - отвечает тот.  Евгений сразу же признался ей в любви. Та послала его по давно знакомому адресу. 
И опять ушам своим не верю – вальс «На сопках Манжурии». Конец фильма.
        Да, кстати! Столько необычного, что не обратил внимания – были ли у Татьяны или Ольги татуировки?

****
  Фильм о молодом московском искусствоведе, больше похожего на чиновника, которому предстояло,  плюнув на билет в Большой театр, отправиться в срочную командировку, чтобы у деревенского «наивного» художника забрать  работы на парижскую выставку. Выезжать – сегодня же. Узнал об этом по телефону. Поднял трубку, а там представились: «Это звонят из ВЗНУИ, - и расшифровали ему, на всякий случай, (вдруг он не знает, что это такое и не поедет) – «Всесоюзный заочный народный университет искусств». Конечно же, отправился, раз кто-то из заочного университета послал.
        Там, в деревне, ему сразу всё понравилось. После танцев проводил девушку. На сеновале познакомились. Ее зовут Даша. Оказалось, что она  - заочница текстильного института с факультета  моделирования одежды. Он в нее еще больше влюбился. Хотя, были некоторые колебания, сомнения. Но это касается любви, а не цели командировки. Как художник художнику, признался ей, что живопись местного коллеги – замечательная, достойна международной выставки в Париже. Увидев эти работы, ему захотелось снова почувствовать себя художником. Вспомнить, как стоял, бывало, перед мольбертом с кистью в этой руке…или в этой?...нет, все таки в этой.
Заторопился. Упаковал работы. Хозяин предложил ему свою самую любимую работу – обнаженную Веронику. Все равно приходилось ее прятать от жены, которую звали как-то по-другому. Но москвич вежливо поблагодарив его, отказался и поспешил к поезду. Оно и понятно – столько тащить. Автор расплакался и не пошел провожать. Давно все, кроме  искусствоведов, знают, что «художника может обидеть всякий».
На платформе его провожала Даша. Опять сомнения. Преодолев их, он вскочил в поезд. Открыл дверь в пустое купе и вдруг, окончательно понял, что ему не хватает Даши, деревни и сеновала. Вышел в тамбур, рванул дверь и на полном ходу выпрыгнул из вагона вместе с чужими работами, разлетевшимися в разные стороны. Они в этот момент казались особенно красивыми. А! Хрен бы и с ними, и с выставкой, и с Парижем и ВЗНУИ (или как его там).

****
Фильм «Трактористы», знаю с детства, но только сейчас обратил внимание на такие мелочи, как:
-   типичная для советских фильмов, горластая и суетливая тетка говорит, якобы, на украинском, а ее дочь, трактористка Марьяна, как и все остальные персонажи фильма, украинцы – на чисто русском, без единого акцента;
-    Клим, которого назначили бригадиром трактористов, сразу же пообещал научить их стрелять, пользоваться противогазом и водить танки (которые в этом колхозе, наверняка, есть). Бригада обрадовалась и закричала «Ура!». Клима, как и режиссера, нисколько не смутило, что он только что из армии, а большинство трактористов, судя по лицам, уже отслужили; 
-  Марьяна соскакивает на полном ходу с подножки автомобиля и, почему-то, не делает ни одного шага по инерции;
-  впрочем, не только одна на весь фильм пожилая украинка говорит на, «условном» украинском. То же самое пытается делать лысый толстяк-весельчак председатель колхоза, который чуть ли не через слово добавляет ласковое «Забодай тебя комар!». В конце он произносит речь на свадьбе Клима и Марьяны, то и дело, не забывая про комара. В конце тоста воскликнул: «Да здравствует товарищ Сталин!». И почему-то не  добавил с теплотой и любовью: «Забодай тебя комар!».
Однако, я уже сказал, что это  - мелочи и знаю этот фильм с  детства. И люблю его.

****
Один из первых советских сериалов «Офицеры» когда-то смотрел с интересом. Одно время он превратился в перпетум мобиле. Только на каком-то канале заканчивается последняя серия – на другом начинается все сначала. Включил, когда басмачи несутся за красным командиром, красавцем в кубанке. Он как обернется!... да как выстрелит из нагана!...так очередной басмач и кувыркается в каракумском песке. А те палят и хоть бы хны. Наконец и он, на полном скаку, в жутком падении, летит в тот же песок и ту же пыль. Лежит без сознания, потом медленно поднимает голову. Крупным планом – интеллигентное умытое лицо Василия Ланового.  Кубанка на его голове не сдвинулась ни на миллиметр.

**** 
         Старый черно-белый фильм. На экране назрела дуэль двух мужиков. Одному лет под сорок, другому – за пятьдесят. Оказалось, что одного зовут Тибальтом, а другого – Ромео. Первая мысль  – это пародия. Но нет. Все на полном серьезе. Ромео убивает Тибальта (с таким, пожалуй, и я бы справился) и убегает быстро-быстро, насколько позволяет возраст актера.
Затем на экране какая-то тетка, ровесница Ромео. «Я, - говорит,- похожа на девочку, ждущую ухода дня и наступления ночи…». Еще что-то говорила. А я ее морщины разглядывал.

****
        Остатки огромного бюджета, выделенного Сергею Бондарчуку на создание эпического фильма «Борис Годунов», пошли на съемку «Кин-Дза-Дза» режиссером Данелия.
«Бориса Годунова» не помню.
****
Новости по ТВ:
 -  землетрясение в Японии; 
 -  американская кинозвезда родила двойню на два месяца раньше срока.
        Возможно, что это –  результат землетрясения в Японии.

****
Всю первую серию телега ехала слева направо, вторую – справа налево.

***
Из исторического сериала дети узнали как делается царевич.