Светлая радость охоты

Вячеслав Булгаков

Интересное всё-таки явление – стихи. На первый взгляд, обычные слова. Но сложенные в определённой последовательности, звучат совсем по-иному. Хорошие стихи несколькими словами могут сказать больше, чем многостраничная проза. Хотя, по сути своей, написаны теми же буквами, теми же словами. Стихи в чём-то похожи на музыку, где из семи нот композитор способен сложить тысячи мелодий.

В наши дни суровой реальности, кажется, именно стихи способны в думах людей выполоть ростки озлобленности и отчаяния, и посеять семена оптимизма, радости, восторга жизни. Только светлое, лирическое отношение к жизни способно прокладывать дорогу в будущее.
«Годовые кольца...»* – книга стихов питерского поэта Владимира Семёнова способна высветить в человеке самые добрые, радостные чувства. Вечные понятия, такие, как любовь к Родине, к земле, к любимому делу, к женщине, при прочтении стихов Семёнова приобретают иное ценностное отношение к ним. Хотя стержневой темой почти во всех стихах автора является его страсть – охота, но за каждой строкой поэта стоит множество смыслов...

Опять про охоту, про осень пишу –
Я этим болею, я этим дышу, 
За это страдаю, за это борюсь,
За это люблю бесприданницу Русь...
И если всё это отнять у меня,
Жизнь станет костром без тепла и огня.

В этом небольшом законченном стихотворении сказано так много и так ёмко, что добавить практически нечего. Каждый человек в разных жизненных обстоятельствах находит своё и только своё счастье. И это хорошо, ибо это ощущение не должно быть общим для всех. У Владимира Семёнова оно своё:

Я славлю охоту – забаву мужчин,
Я свой ей в азарте и страсти,
Мне нет до сердечной печали причин;
Охотник, – считай это счастье!
_______________
*Годовые кольца жизни, охоты, любви. СПб: «Невская жемчужина», 2011. – 330 с. – 500 экз.         

Тем более что:
Охота не для слабеньких и хилых,
Охота не для трусов и хапуг, –
Она берёт с рожденья до могилы
В полон того, кто для Природы – друг.
И тут же –
Охота – это вечный всплеск любви!

Страсть охоты в большей мере, наверное, свойственна именно русским людям, которые, как писал М. М. Пришвин, – и зайца убьют, и за зайца убьются. Были времена, когда в России охота спасала от голода народ и помогала выстоять стране. В наше время – иные ценности. Но генетически, страсть благородная и светлая – охота, осталась в каждом мужчине.

Сколько в охотнике веры и воли –
Что поднимает чуть свет его страсть
И заставляет в болоте и в поле
Нить бесконечную троп своих прясть.
Или:
Охота вновь берёт меня в полон,
И мне от страсти никуда не деться,
Пока на землю смотрит небосклон,
Пока в груди ритмично бьётся сердце.

Читаешь стихи Владимира Семёнова и отчётливо видишь удивительную картину:

Вода в речушке пахнет норками,
Бобрами, утками и мхом,
Я утром с ледяными корками
Ведром её таскаю в дом...

Или в другом стихотворении:

На стоге сена ожидаю лис.
......
Сижу на стоге вроде канюка,
Разглядываю снежные заносы,
Снег в рот впиваю вместо коньяка,
Метёлки трав сосу, как папиросы.


Иногда пара строк стихотворения даже у неодухотворённого читателя способна вызвать чувство удивления:
И лишь волнушка в розовой розетке
Хранит живой воды на полглотка.

Даже, казалось бы, в чисто созерцательных строчках, выхваченных из контекста стихотворения, виден неравнодушный к природе автор:

Мне никуда не деться –
Я просто не могу
До смерти наглядеться
На строчки на снегу.
Хотя, казалось бы:
Глазами льва, букашки и удава
На жизнь земную надо бы смотреть,
Где кто-нибудь всегда имеет право
На чью-то жизнь, свободу или смерть.

Нельзя сказать, что в стихах Владимира Семёнова лишь один «восторг души». Нет, во многих – боль за поруганную природу, за «умирающую» русскую деревню и страдание за Родину:

Борюсь с собой
Со временем жестоким...
... Стремлюсь ввязаться в бой,
Чтоб строчкой уколоться,
И бьюсь с самим собой...
А с кем ещё бороться?!

Или о деревне, где автор провёл своё детство и отрочество:

Российская деревня,
Для нас – родная мать...
Когда-нибудь её разор:
По сыновьям, по внукам
Ударит бред отцов,
Ведь жизнь – она гадюка,
Замкнёт своё кольцо.

Каждый охотник, идя на охоту, стреляет, добывает дичь, или стремится её добыть. Однако можно согласиться и с этими строками поэта:

Я – хозяин, мне не надо
Больше, чем могу я съесть,
В лес ходить – душе отрада,
Не для всех такая честь.

И как всякий охотник Владимир Семёнов поступает так, как ему надлежит поступать и как советует ему душа поэта:

Свою листая книгу бытия,
Шагаю взглядом по годам – страницам.
С тех пор, как стал охотником, и я
Отмериваю жизнь свою по птицам.

Не остались без внимания автора и «мелкие» шалости охотников, да и тех – из другого племени, но не любящих природу, бездушных:

Дымят прошлогодние бурые травы,
Людьми подожжённые ради забавы.
Сгорают в огне и дома, и домишки
И рыжей лисицы, и серенькой мышки;
Гнездо глухаря и гнездо перепёлки
Сжирают бездушные красные волки...
А осенью смотрим вокруг очумело, –
Мол, дичи не стало, земля опустела...

По своему интересен, ироничен и одновременно проникнутый любовью к Родине небольшой цикл стихов Владимира Семёнова под названием «Ивания».

Но всё же в основе своей произведения этого самобытного талантливого поэта пронизаны оптимизмом, светлыми чувствами, настраивают читателя на радостное отношение к жизни, красоте природы и к любимому занятию – охоте:

Как радостным цветочком – незабудкой,
Я был вознаграждён кряковой уткой, –
     За то, что на пролёте отстоял,
     За то, что сбил «шестёркой» наповал,
     За то, что у костра слезу ронял от дыма,
     За то, что под дождём сентябрьским вымок,
     За то, что от любимой вдаль умчался,
     За то, что с дивным краем повстречался...
И уточку несу не как мишень я –

Как страсти и охоты украшенье!
И следом строки:
Наверно, как в любой работе,
Плоха она иль хороша,
Ружьё не главное в охоте,
В охоте главное – душа!

Одной из звучных струн души автора была собака. Причём, Семёнов оказался «однолюбом» – всегда держал только лаек:

Из всех пород люблю я больше лаек –
Пушистых северяночек лесных.

Так случилось, что одна из них носила имя Белка. На речке, что в Псковской области, Владимир Алексеевич построил избушку, а охотился он с ружьём, которое называлось «Белкой». Вот что написал он о той речке:

Выгнувши спину, речушка скакала,
Чтоб до Шелони добраться родной...
Речек подобных в России не мало,
Только у сердца – всего по одной!

Тогда им были написаны и эти строки:

Я б сюда в эту глушь никогда не приехал,
По лесам, по болотам я ног бы не бил,
Коль не дикая страсть, не мужская потеха,
Если б Родину до смерти так не любил...

И ещё о природе и жизни:

Всё повторится не однажды –
Природа в вечном ремесле...
Не задохнуться бы от жажды,
От жажды жизни на Земле!

И теперь уже о стихах в книге «Годовые кольца...»:

Очистил голову, как комнату от пыли,
Собрал стихи, чтоб они вместе были,
Согнал их воедино, будто в стаю...
Они передо мной, я их читаю.
Я их собрал, как гончих для охот,
Ошейник отстегнул, – Ату, вперёд!..

Такова поэзия Семёнова – чистая, светлая, звонкая, как песня жаворонка.

Санкт-Петербург, март 2013 г.