Дух идолопоклонства

Александр Азовский
Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: "Народ сел есть и пить, и встал играть" (1Кор. 10:7).

Слова "идеал" и "идол" похожи. "Идол" происходит от  греческого "эйдель", то есть "изображение". Библия предписывает не  делать себе кумиров и никаких изображений. Мы любим фетишизировать вещи, падки на амулеты и талисманы. И вместе с тем  мы склонны  идеализировать и даже  "идолизировать" некоторых людей: государственных деятелей,  музыкантов,  религиозных вождей. Их объявляют "Моисеями", "Павлами" и даже "Христами".  Многие люди прилепляются к любимым телеведущим и проповедникам. Подражают им,  имитируют их голос, манеры. Это опасные привязанности. Люди несовершенны, они могут запятнаться и рухнуть, и тогда их поклонники обречены на разочарование.

Когда-то апостол Павел воспротивился такому нездоровому явлению в коринфской церкви, когда там прихожане  дошли даже до разделений, являясь сторонниками каких-то человеческих личностей – Павла, Кифы (Петра) или Аполлоса (1 Кор. 1:12-13). Только за Христом одним надо идти. "Верующий в Него не  постыдится",– утверждал апостол Пётр (1Пет. 2:6). Ведь  люди сами предназначены быть храмами Духа Святого. "Какая  совместимость храма  Божия  с  идолами?  Ибо  вы  храм  Бога  живого"  (2 Кор. 6:16).

Всякое идолопоклонство оскорбительно для Бога и  чревато,  в случае, если идол сокрушается, не только духовным опустошением, но и физической гибелью.
Сколько было самоубийств после смерти Есенина! Как трагически закончили своё идолопоклонство члены секты "Народный  храм"  в Гайане и "Ветвь Давида" в США, "Белого братства" в Украине! Как много  людей  были  шокированы,  когда  был   разбит  идол коммунизма в бывшем Советском Союзе! Им нелегко было отрешиться от нелепого  идолослужения,  поэтому некоторые предпочли добровольно уйти из жизни.

Вспомним, какая участь постигла лжепророков Ваала,  разочаровавшихся в своём идоле – "боге солнца".
"...и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услыши нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали" (3 Цар. 18:27).
Пророк Илия предпринимает последнюю  попытку  вразумить  этих  фанатиков. Кто-то может обвинить Божьего пророка в смехотворстве,  поскольку он пользуется юмористическими приёмами, используя иронию для  доведения до сознания своих оппонентов абсурдности их нелепых  притязаний. Но сомнительно, что обвинители Илии имеют хотя бы один процент той серьёзности, которой обладал этот муж  Божий. 

Нашего Спасителя тоже нелепо обвиняли в "смехотворстве", когда Он сказал: "Девица не умерла, но спит". Реакция слушателей была неадекватной: "И смеялись над Ним".  Им  это заявление представлялось  чем-то вроде первоапрельской шутки. В проповеди  апостола Павла  в  афинском ареопаге тоже увидели  смешное,  и "...услышавши  о  воскресении мёртвых одни насмехались, а другие говорили:  об  этом  послушаем тебя в другое время" (Деян.17:32).

По-настоящему смеётся тот, кто это делает последним.  Что же сделал Илия? "В полдень Илия стал смеяться над ними, и  говорил:  кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или  занят чем-либо, или в дороге, а, может быть, и спит, так он  проснётся" (3 Цар. 18:27).
Увы, там, где идолопоклонникам следовало бы  осознать  юмористическую позицию Илии, они  надели  на  себя  тоскливую  маску серьёзности и с пасмурными физиономиями стали кричать громким голосом, и  кололи  себя...,  так,  что  кровь  лилась  по  ним"  (3Цар. 18:28). До чего доводит фанатизм! Можно сказать, эти люди не поняли  юмора  Илии.  И это им дорого обошлось: они погибли.
Один  умный мыслитель сказал: "Человеку, который не понимает юмора, я бы  давал инвалидность". В этом смысле лжепророки были  инвалидами  1-й группы.

Слепая привязанность к идолам создаёт  "воров  в  законе" и других преступных авторитетов, которых именуют «честными» в своём роде. И в христианской среде  могут появиться такие идеологи, которых возводят в степень "абсолютных авторитетов" и чуть ли не обожествляют их. Их наделяют даже статусом "непогрешимости" (правда, не личной, а догматической), или объявляют "святейшими".

Что же  останется от идолов? В книге Откровения Иоанна (18:16-19) читаем о Вавилоне: "...горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и  порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и  жемчугами! Ибо в один час погибло твоё богатство". Можно себе только представить, какой резонанс оставляет сооружение идола в душах его поклонников. Вот почему апостол Иоанн призывает: "Дети! Храните себя от идолов", а апостол Пётр разъясняет путь к освобождению: "Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни  поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам,  похотям,  пьянству, излишеству в пище и нелепому идолослужению..." (1 Пет. 4:3).
Идолы живучи, особенно живые, человекоподобные  идолы.  Как тяжело было расставаться многим людям с памятниками "вождю Октябрьской революции" (сокращённо: ВОР). Но если мы ставим жертвенник Богу, то от  идолов следует отказаться совершенно.

Когда Иаков пришёл в Вефиль, то есть, в Дом Божий, то сказал дому своему и бывшим с ним: "Бросьте богов чужих, находящихся у вас и очиститесь". "И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в  руках, и серьги, бывшие в  ушах  у  них.  И  закопал  их  Иаков  под дубом..." (Быт. 35:4). "Закопать" – значит, отречься от греховного прошлого, сокрушить истуканов, предать забвению, похоронить в могиле забвения ветхого "Адама", столь  привязанного к идолам и "верою вселиться Христу в сердца ваши..." (Еф. 3:17). Иисус Христос по праву должен занять престольное место в нашем сердце, а дух идолослужения должен быть изгнан оттуда.

Увы, враг душ человеческих и тут делает последнюю попытку подменить настоящего Христа лжехристом. Похоже, что нечистые духи стоят за всеми идолами. Все  они – одного поля ягоды и, как говорится, один похлеще другого. Хочется верить, что Господь поможет христианам разобраться, какой  дух чистый, а какой нет.

Но совет апостола Павла актуален, как никогда прежде: "Не будьте идолопоклонниками". Что  нужно  для  того,  чтобы благоухать? "Но благодарение Богу, Который всегда даёт  нам  торжествовать во Христе и благоухание познания  о  Себе  распространяет нами во всяком месте. Ибо мы  Христово  благоухание  Богу  в спасаемых и в погибающих. Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен  к сему? Ибо мы не повреждаем Слова Божия, как многие..." (2 Кор. 2:14-16).

В этом году мы вспоминаем, как 1025 лет назад было преодолено идолопоклонство на Руси. К 1000-летию этого события, в 1988 году я написал стихотворение, которым хочу завершить это эссе.

Русь увязла в языческой тине,
Поражённая гордостью адской.
И тогда появился Владимир –
И страну объявил христианской.

Как Илья на вершине Кармила,
Поразив лжепророков Ваала,
Князь Владимир дал битву кумирам –
И их свержено было немало!

И Перун с пьедестала был сброшен,
И поплыл истукан по теченью,
А народ себя взвешивал строже,
Христианскому внемля ученью.

Расставаясь с мышлением плотским,
Люди все – от князей и до черни –
К берегам выходили днепровским,
Принимали святое крещенье.

Покоряла и смелых и робких
Красотой христианская вера:
На Руси шёл процесс перестройки,
Как дыхание свежего ветра.

Истуканы с различным названьем
В жажде крови и власти едины.
Надо их сокрушить до развалин,
Как поверивший Богу Владимир!

Нужно нам – при содействии Божьем –
Прекратить поклоненье кумирам,
Рвать все связи с языческим прошлым
И служить Искупителю мира!

Продолжая великое дело
Во втором уже тысячелетье,
Будем помнить, что дух больше тела,
И что в небе для верных – наследье!

Хватит пить из безбожных бокалов,
Хватит мыслить о вечном неясно!
Наша цель – сокрушить истуканов:
В этом сила и смысл христианства!