Крушение надежд

Игорь Скоробогатый
           Прошло три года. В стране снова царило безвластие. Великий Нил, равнодушный к смене правителей, так же невозмутимо нёс свои воды к морю, а жрецы вновь собрались в храме Баст. Не пригласили лишь представителя города Алебастронполиса, родного города военачальника Хоремхеба, главного претендента на царский престол.
     Встречу открыла настоятельница храма Баст, всемилостивая Майя.
     – Вы знаете о последних событиях в стране, – напомнила она. – Последний раз мы собирались, когда умер фараон Тутанхамон, а сейчас, всего лишь через три года, скончался его преемник, фараон Айе. Трон освободился вновь.
     – Не везёт нашей Анхес, – раздался сочувственный вздох, – в двадцать два года она в третий раз осталась вдовой.
     – Да, не везёт царице, – согласились присутствующие.– Ни от одного из фараонов у неё нет детей.
48
     – Предвидя это, – напомнила Майя, – в память об Аменхотепе III и его божественной супруге, великой царице Тийе, при которых Египет процветал, а храмы благоденствовали, с помощью великой Баст мы спрятали среди кошек и сохранили для царствования внука Аменхотепа ІV, сына одной из его дочерей. О его местонахождении ведомо лишь преподобному Небамуну да секретным записям, спрятанным в подвалах нашего храма.
     – Мудрый Айе возвратил уважение к нашим богам, но сейчас он на пути в царство Осириса,* – зашумели собравшиеся.
     – И сейчас, после его смерти, когда к власти рвется безродный невежа Хоремхеб, настало время вернуть Египту законного наследника, – закончила Майя.
     – Имя… Назовите его имя, – закричали собравшиеся.
     – Пока будущий фараон является безымянным котёнком, – ответила настоятельница храма. – После превращения в человека, мы предлагаем назвать его в честь знаменитого предка, хозяина наивысшей пирамиды, да славится его имя на небесах, в честь фараона Хуфу.*
     – Достойное имя, – выдохнул зал.
     – Вы знаете, что сегодня седьмой день месяца атир (августа), – напомнила Майя. – Это праздничный день.
     – Этот день считается удачнейшим из удачных, – подтвердили голоса из зала.
     – Сегодня боги на небесах и люди на земле торжествуют победу Ра над врагами, – продолжала Майя. – Человек, рождённый в этот день, доживёт до глубокой старости и, окруженный почетом и уважением, умрёт среди многочисленных детей и внуков. Этот день считается благоприятным для беременных женщин и неблагоприятный для мышей. Это наш праздник, и настала пора расколдовать наследника престола. Это должен был сделать пророк храма Амона, преподобный Небамун, но вчера его постигла необъяснимая смерть.
     – Пророк предсказывал чужие судьбы, а в своей разобраться не смог, – ехидно улыбнулся толстяк из города Буто.
49
     – Предвидя покушение, – нахмурилась Майя, – пророк оставил нам тайну своих заклинаний. Записи хранятся в подвалах нашего храма. Они помогут отыскать и расколдовать нужного нам котёнка, и наследник фараона сможет занять свой престол. Сейчас наша послушница принесёт записи преподобного Небамуна.
     – Они спрятали наследника среди кошек? – удивился один из присутствующих.
     – Они его превратили в кошку? – спросил другой. – Это невозможно.
     – Говорят, что для Баст невозможного не бывает, – прошептал третий.
     – Я слышал легенду, в которой говорится, что подобное уже имело место, – добавил его сосед.
     – Тише, тише, – зашипели со стороны. – Дайте послушать Майю.
     – И, пока вернётся жрица, я вам расскажу историю наших питомцев, которых олицетворяет великая Баст, – продолжила Майя. – Нам дано заглянуть в прошлое и будущее, о чем гласят записи в летописях и в священных книгах нашего храма, а также в предсказаниях знаменитого оракула из страны Пунт. В них говорится о деяньях богини праздников, радости и веселья, великой богини Баст.
     Наша Баст всё видит, слышит и знает, одно из её имён: «грозное око Ра». Наши питомцы заслуживают величайшего почтения. Их даже разводят при королевских дворах.
У многих народов домашние кошки являются олицетворением великой богини Баст и пользуются всеобщим почитанием. Много о них сложено мифов и легенд.
     Согласно персидской легенды, кошка появилась от чихания льва, поэтому, как и царь зверей, она величава, грозна и независима; а в легендах нашего народа бог солнца Ра изображен крупным котом Гелиополисом, кошка же является дочерью солнца.
50
     – Да, это так, – подтвердил представитель города Гелиополиса.
     – Далёкие северные народы утверждают, что кошки являются служителями Фрейи – богини плодородия, любви и красоты, – продолжала Майя. – Их богиня, славящаяся волшебными кошачьими чарами, разъезжает по небу в повозке, запряженной двумя крупными, наподобие рыси, котами.
     А в предсказаниях оракула из страны Пунт говорится, что много веков спустя Муэзза, кошка пророка Мухаммеда,* заслужит почитание и любовь своего господина. Однажды, уходя, не желая беспокоить благородное животное, пророк обрежет края своего плаща, на котором отдыхала его любимица. В память о Муэззе, всем кошкам будет разрешен свободный вход в мечеть.
     – Кот входит в число двенадцати животных, имя которых носят годы календаря страны Катхей,* – добавил кто-то из зала.
     – Да, это так, – вновь подтвердил представитель города Гелиополиса.
     – Считается, что кошки приносят удачу, – рассказывала Майя. – Но недавно оракул сообщил, что через восемь столетий наступит день, когда чрезмерное поклонение кошкам обернётся для египтян большим несчастьем. Готовясь к штурму одного из египетских городов, персидский царь Камбиз посадит кошек на щиты своих воинов, и осаждённые сдадутся без боя; они побоятся ранить или убить священное животное.
     В нашем храме жрецы основывают свои предсказания на поведении священных котов, в архиве хранятся записи о…
     Отворилась дверь, и, в сопровождении снующих под ногами кошек, вошла жрица, посланная в архив. Её испуганные глаза выдавали чрезвычайное волнение.
     – Что случилось? – воскликнула настоятельница, прервав беседу. – На тебе лица нет.
     – Ваша милость, – ответила та, едва ворочая языком, – разрешите сказать…
     – Говори же, что случилось, – не на шутку встревожилась Майя.
51
     – Случилось несчастье,– разрыдалась молодая жрица. – В последнее время мыши расплодились в огромном количестве. Они съели наши священные книги. И теперь мы не знаем, кто является царским ребёнком.
     Сообщение девушки прозвучало подобно грому среди ясного неба.
     – Вот это да! – зашептались по углам. – Они не уберегли наследника престола.
     – Они не знают, какая кошка является царским ребёнком, – догадались другие.

     Настоятельница Майя стояла ни живая, ни мертвая. От волнения её руки слегка вздрагивали, а прежде смуглое лицо покрылось неестественной бледностью. Но вот, сделав усилие, она взяла себя в руки.
     – Вы слышали о чрезвычайном происшествии в нашем храме, – сказала Майя, обращаясь к собравшимся, – поэтому, до выяснения обстоятельств, прошу всех покинуть зал. Когда что-то прояснится, я вас приглашу.
     Поминутно оглядываясь, обсуждая на ходу необычную новость, приглашенные покинули храм.
     Лишь за последним из гостей затворилась дверь, зазвенел гонг, оповещая о срочном сборе обитателей храма Баст.
     Пригласив Верховный совет храма, Майя закрылась с ними в совещательной комнате, а огромный зал стал заполняться тысячеликой орущей армией кошек. Вбежав, они рассаживались по строго заведенному порядку.
     По правую руку богини расположились черные колдовские кошки. С левой стороны уселись трёхцветные красавицы, а в центре – голубоглазые сиамцы, отсутствующие хвосты которых говорили о благородстве их рода. Полудикие абиссинцы заняли место у дверей, заблокировав входы и выходы.
     Можно было начинать.
     – Вы все слышали о происшествии в нашем храме, – начала Майя, выйдя к собравшимся жрицам. – Богиня Баст спрятала
52
наследника престола между кошками, и одна из них является царским ребёнком. Но мыши съели храмовые книги, и мы не знаем, кто является будущим фараоном.
     – Ой, кажется, это я, – прошептала голубоглазая белая кошечка, распушив хвост.– Взгляните на меня! Это я! – воскликнула она громче.
     – Ты? – удивился стоящий рядом трёхцветный молодой красавец. – Взгляни на себя. Ты же кошечка, а не кот. Это я могу претендовать на царский престол. Это я! – завопил он что есть мочи.
     Поняв, что появилась возможность возвыситься, каждая воспитанница захотела обратить на себя внимание.
     Через минуту тысяча глоток вопило: – Ма–у–а–а–ва–а… Это я…я…я…я…
     В полумраке помещения сверкали тысячи глаз, тысячи хвостов охлёстывали себя по бокам: – Мы требуем, чтобы…
     – Что? – Настоятельница задохнулась от возмущения. – Вы – бездельники, которых полон храм, смеете что-то требовать? Дармоеды! Мумии ваших славных предков почетно хранятся в подземельях обители, вас воспитывала и лелеяла сама богиня – великая Баст, а чем вы её отблагодарили? Как вы допустили, что мерзкие мыши расплодились и съели наши записи? Позор!!!
     – Маау, – приуныли собравшиеся. Хвосты виновато опустились вниз.
     – Вы недостойны быть детьми Баст, и решением Верховного Совета храма нынешнее поколение наших воспитанников в полном составе изгоняется из обители, – огласила настоятельница вердикт.
     Изгоняемые кошки растерянно смотрели друг на друга.
     – Но Баст милосердна и даёт вам последний шанс. Слушайте её наставления! Слушайте и повинуйтесь! – крикнула настоятельница, направляясь к статуе богини.
     «Слу–шай–те и по–ви–нуй–тесь», – гулко отозвалось в высотах храма.
     Будто по команде, все головы повернулись к Баст.
53
     Одетая в зелёное платье, женщина с кошачьей головой сидела на своём пьедестале. В её маленьких остроконечных ушах висели бирюзовые серьги. В руках она держала музыкальный инструмент систр. Миндалевидные, обычно ласковые, глаза богини сегодня смотрели осуждающе.
     – Так вот, – продолжала Майя, – вам нужно восстановить утраченное доверие. Для этого кошки должны стать самым лучшими и самыми нужными созданиями на земле. Напоминаю о вашем главном оружии.
     – Это когти–и–вау–у–у, – заорала половина слушателей.
     – Нет, это зубы–у–вау–у–у, – кричала другая половина.
     – Это не когти и не зубы, а тихое мурлыканье, – возразила Майя. – Такого оружия нет ни у кого. Ваша сила – в вашей нежности. Надо вести себя так, чтобы ни один человек не мыслил без вас своего существования. Вы должны быть в курсе всех событий на земле, должны сообщать Баст обо всех безобразиях, творимых людьми, чтобы богиня смогла вовремя вмешаться и предотвратить зло.
     От имени богини повелеваю: идите к людям и завоёвывайте утраченное доверие. А это возможно лишь хорошими делами. Идите к писателю, композитору и художнику, станьте их незаменимыми помощниками, станьте их тенью. Пусть они пишут песни, рисуют портреты и сочиняют правдивые рассказы о нашем кошачьем народе. В вас должно воплотиться всё таинственное, что есть на земле. Своими чарами вы должны околдовывать людей, должны им помогать, лечить и не давать скучать, участвовать в их радостях и горестях, охранять человеческий род от посягательства злобного Сета.
     И твёрдо помните, что одна из вас, независимо от породы, масти и пола, может принадлежать к роду фараона, поэтому вы все должны вести себя подобающим образом, вызывая уважение людей.
     Мы не знаем, в какой стране и в каком столетии объявится царский ребёнок, но он обязательно объявится. Он будет под защитой нашей богини.
54
     От имени великой Баст, – завершила Майя, обращаясь к присутствующим жрицам, – я назначаю ребёнку ангела-хранителя. Он пройдет по жизни рядом с несчастным наследником.
     Повинуясь невидимому механизму, статуя богини сдвинулась в сторону, и на ступеньках убежища показался большой черный кот. Внимательно разглядывая, он обошел присутствующих, на секунду задержался перед голубоглазой кошечкой, затем прошел на середину храма и медленно растворился в воздухе.
     – Мау-у-у, это тень великой Баст, – догадались кошки и, поджав хвосты, покинули обитель.



Примечание:
– Осирис – бог умирающей и воскресающей природы, главный судья загробного мира и царь мертвых.

– фараон Хуфу – (древнеегипетское имя фараона Хеопса) - второй фараон ІV династии, правящий в 27 веке до н.э. Его гробница в Гизе, построенная в форме пирамиды, достигает 146 метров высоты.

– Пророк Мухаммед – мифологизированный образ основателя ислама и мусульманского государства. ( ок. 570 – 632)

– Страна Катхей – древний Китай.


Продолжение следует:http://www.proza.ru/2013/10/01/1030