Наши дети

Вера Быстрова
      
               

   Самый интересный детский возраст – от трех до пяти лет. Они задают много смешных вопросов, а их ответы на вопрос, - бывают очень неожиданными и вос-принимают они окружающий мир по–своему. У меня две дочери. Одна старше другой на 16 лет. Я завела тетрадь, в которой записывала все, что мне казалось интересным из вопросов и ответов моих детей.
   Когда старшей было 3 года, она уже чисто выговаривала все буквы, рассказывала стихи и любила, когда я ей читала книжки.
   Ехали мы с ней в трамвае. Она сидела у окна и водила пальцем по замерзшему стеклу. Чтобы ее отвлечь от этого занятия, я задала ей вопрос:
               - Доченька, как бы ты поступила, если бы сейчас вошла старушка с тяжелыми сумками, а места все заняты? У нее больные ноги, ей тяжело стоять.
   По мере того, как я описывала эту картину,  у ребенка стали слезы появляться на глазах и она, почти плача, сказала:
               -Бабушка, идите сюда, я встану. Садитесь, бабушка! Я постою.
   Прошло много лет. Еду я в трамвае с младшей дочкой, которой 3,5 года. Она сидит у окна, вертится и постоянно дергает за косынку, впереди сидящую старушку. Та, естественно, возмущается:
               - Что за воспитание! Мамаша, называется, сидит себе и не реагирует.
   Чтобы разрядить обстановку, я задаю дочери вопрос:
               - Доченька, а что бы ты сделала, если бы сейчас вошла старушка с тяжелыми сумками, а мест нет? Ножки у нее болят. Ей так трудно стоять.
               - Пусть ляжет в проходе! – так громко выкрикнула она, что нельзя было не обратить внимания. Многие пассажиры  стали возмущаться:
               - Это современные мамаши,  рожают, а воспитывать не умеют. Ребенок скажет какую-нибудь глупость, а родители смеются.
   Мне пришлось выйти раньше на две остановки. Я дождалась следующего трамвая. Сели на свободные места. Впереди сидела женщина в белом костюме. Мой ребенок – вообще вышел из-под контроля. Она стала сандалии вытирать о белый костюм, впереди сидящей женщины.
Та только  молча поворачивалась, но ясно было, что ей не нравится.
               - Прекрати немедленно! – прикрикнула я на дочку.
               - Прибью - негодницу!
               - Меня бить нельзя! Я беременная!
   Я готова была провалиться сквозь землю. Хорошо, что уже наша остановка была. Я пробиралась сквозь битком набитый трамвай, тянула за собой эту безобразницу. Выходим из трамвая, а у нее в корзиночке три помидоры лежат.
               - Откуда они? – спрашиваю уже с криком.
   Она без всякого стеснения ответила:
               - У бабушки в корзине было много, а у меня ничего.
   Оказывается, когда мы пробирались, она успела прихватить помидоры из корзины старушки.
               - Да, разве я этому учила?
   Дети впитывают взрослые выражения, как губка впитывает воду. Чаще могут их употреблять, не понимая смысла. Этой поездкой я была очень расстроена. Нервы уже на пределе, быстрей бы до дома дойти. А тут еще она идет и шаркает по асфальту сандалиями.
               - Прекрати шаркать, иди нормально, а то стопчутся сандалики и начнет пяточка стаптываться. Ты этого хочешь? – говорила я уже повышенным тоном.
   Она все равно продолжала так идти, пока ее внимание не привлек  впереди иду-щий инвалид на костылях без одной ноги.
               - Мама! Мама! – закричала она. Смотри, как у дяди ножка стопталась!
   Мужчина шел и не обращал внимания, а я вся издергалась. Схватила ее за руку и быстрым шагом рванула в проулок, где уже до дома было близко. Наконец-то дошли.
               - Следующим разом ты сам будешь гулять с дочкой, а с меня уже хватит! – говорила я мужу.
   Он только улыбался. А дочь не унималась:
               - Мама! Откуда люди взялись?
               - Наверное, от обезьяны – ответила я.
   Я знаю, что ты от обезьяны, мне папа говорил, а я ведь родилась.
   Я строго взглянула на этого идиота – папу:
               - А твой папа вообще произошел от гиббона.
   Вот так, когда мы между собой перекидываемся оскорблениями, дети принимают это всерьез. Пришла за ребенком в садик, а воспитательница  сообщает, что моя дочь всем детям сказала:
               - Моя мама обезьяна, а папа гиббон. А я кто тогда? Все дети родились, а я?
   Пришла дочь из садика. Решила с ней провести беседу и объяснить доходчиво, что дети рождаются от людей.
               - А звери от кого рождаются? – спросила любопытная  дочурка.
              - Мама, а у кошки кто родятся?
              - У кошки? – котята
              - У кролика? – крольчата
              - У утки? – утята
- А у леопарда - леопердята? - сделала она умозаключение.
   Я еле сдержала смех, но когда мужу рассказала, - укатывались со смеху.
Однажды дочь подошла к бабушке и спрашивает:
               - Бабушка! А что такое давление?
               - Это, внученька, когда сильно болит голова, а глаза как будто вперед выдавливает.
               - Хорошо, что не внутрь, а то бы выковыривать пришлось, - посочувствовала внучка.
   Старшую дочку в возрасте 3,5 лет вела в садик через заброшенное футбольное поле.
Там ворота были разломаны, одни палки остались. Одна торчала большая, а другая вдвое меньше. Вдруг ребенок останавливается и задумывается.
               - Доченька! Ч то ты остановилась? Я на работу опаздываю, идем быстрее.
               - Я думаю: Одна палка выросла, а другой еще расти да расти.
 Эта дочь была ласковая, эмоциональная и с добрым сердечком. Она всех жалела. Любила животных. Приносила домой, кормила. Кого притащит, тому и повезет.
   Однажды я заболела. Лежу с высокой температурой:
               - Доченька! Принеси мне воды!
   Она тут же принесла и говорит:
               - Я вырасту большая, а ты будешь старенькая, тогда я буду за тобой ухаживать. Буду все делать: варить кушать, убирать в комнате, стирать белье ( по мере того, как она представляла себе всю эту работу, голос опускался на тон ниже, а к концу обещаний - даже слезы засверкали на глазах) потом буду мыть полы.  Да? А ты будешь только лежать себе и ничего не делать?
   После всего обещанного и высказанного она резко повернулась и вышла из комнаты.
   Как – то ехали с ней в троллейбусе. Лозунг висел через весь проезд: «Вперед к победе коммунизма!» Дочь спросила:
               - Мама! Что это за слово с этой стороны?
               - Вперед! – ответила я.
               - Значит с другой стороны – Назад?
   Как говорят: «Устами младенца гласит истина», так и выходит, что топчемся на одном месте, никакого просвета, а мы все ждем и надеемся на лучшие перемены. Сами - то что? Мы захватили такой период, когда государство о нас заботилось. Было бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и хоть жили не в роскоши, но была уверенность в завтрашнем дне. А сейчас давление поднимается от мыслей, что будет с детьми? А что будет с внуками?  Пусть мы допускали ошибки в воспитании, а сейчас воспитание идет через телевизор и ИНТЕРНЕТ. Многие программы переполнены негативом, где показывают драки, убийства, насилие и секс, разборки среди бандитов, грабеж и т.д. Чему научится молодежь?
   И уж тогда от 3-х до 5-ти, если вести записи за своими детьми, услышать можно и такое:
               - Когда ты, старая, коньки отбросишь? Что-то тесно жить стало.
   Или:
               - Где, старуха, бабло хранишь? На кой они тебе? Все равно скоро сдохнешь!
   Страшно подумать, но мысли такие появляются.