О предназначении человека. Его место и роль в Мире

Иван Шаталов
                Вместо предисловия.
                (взгляд православного христианина)
Стоял жаркий, летний вечер. Какие часто выпадают поздним летом. Солнце, не сдерживаемое ни единым облаком,  палило во всю мощь. Асфальт был нагрет так сильно, что от него исходил жар. Высокие здания, стоявшие по обе стороны улицы, не давали простор ветру, отчего становилось особенно невыносимо. Люди, бредущие по улице, чувствовали себя словно в закупоренной банке. Словно рыбы, выброшенные на берег, многие хватали ртом воздух.
 Вдобавок ко всему, картину дополнял нескончаемый поток машин, беспрестанно отравляющий воздух своими выхлопами. Не имея возможности никуда деться, этот газ стоял над городом, медленно оседая вниз, прямиком в лёгкие горожан. Шум оживлённого города также вносил свою лепту. Каждый второй автомобилист обязательно включит магнитолу на полную мощь, где-то недалеко «рубит музон» из мощных колонок какой-нибудь забегаловки. Обгоняя друг друга в погоне за пассажирами, протарахтели мимо два автобуса, уже загруженные под завязку. Наверняка в автобусе ещё хуже чем здесь! Именно поэтому я иду пешком. Пройдя ещё один квартал, отметил, что дорогу перегородили два автомобиля, лишь вскользь задевшие друг друга. Но за ними уже образовалась пробка. Теперь людям понадобится может быть час, а то и более, чтобы выбраться из неё.
Я поспешно преодолел остаток пути вдоль оживлённой улицы и с наслаждением свернул в один из старых районов города, находящихся на его окраине.  Очень скоро количество машин стало уменьшаться, а через пару поворотов поток прекратился совсем. Я сбавил ходьбы, почувствовав упоительную тишину. Уродливые многоэтажные монстры сменились обычным одно- и двухэтажными деревянными строениями. Солнце уже не так палило, ведь по обе стороны росли многочисленные деревья, к тому же и воздух был приятнее, чем в самом городе.
Я шёл дальше. Уже очень скоро миновав и этот участок пути, пошёл вверх по узкой тропинке. Растительность стала куда гуще, временами, пройдя через небольшую лужайку, приходилось окунаться в очередной «зелёный оазис», здесь был приятный тенёк, шум травы, листьев и пение птиц неподалёку. В конце пути, справа показалась река, солнце играло на её поверхности множеством лучей. От самой воды веяло прохладой и умиротворением. А благодаря высокому холму, с которого я вышел к реке, открывался неповторимый вид!
Я посмотрел в сторону города: отсюда отчётливо было видно, как над ним нависает шапка смога. Иногда даже доносились отголоски шума городской суеты. Напрашивался очевидный вопрос: чем меньше присутствие человека, тем лучше окружающая действительность. Если так, то зачем вообще нужен человек. Если везде, где он появляется, природа приходит в дисгармонию, не лучше ли, что его не было вовсе? Ведь тогда мир был бы идеальным! Однако, не всё так просто. Создавший этот мир ничего не творит понапрасну, и тем более того, что было бы вредоносным. Но раз так, то какова миссия человека на Земле?         

                I
                О предназначении человека.
Согласно христианской версии, весь мир был создан Богом по Его величайшей милости, так как Он желал изливать свою любовь. Господь создал тварный мир за шесть дней, и каждый день творил всё более и более сложные создания – от материй (вода, земля, небо, день и ночь и т.д.), небесных тел, до более сложных творений. Например, даже животный мир был создан не сразу, а ступенчатым образом – от низших её представителей к высшим:
«И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной.
И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И был вечер, и было утро: день пятый.
И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1: 20-25) [1]
    В христианской среде существует два направления в понимании библейских текстов: т. н. аллегорическое и буквальное. Первые – эволюционисты, вторые – креационисты. В силу ряда причин, автор более склоняется ко вторым, однако, прямого отношения к нашей теме этот вопрос не имеет…
     Продолжим, создав Землю, флору и фауну, Создатель замыслил поставить над ними владетеля – своего наместника на земле, которому Он отдаст в подчинение всех созданных Им земных существ:
         «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по Земле» (Быт. 1:26) [2]
Другими словами, Господь хотел создать того, кто стал бы венцом Его творений, так сказать, драгоценным камнем, по сравнению с которым – всё остальное, сотворённое до него – лишь оправа, призванная достойно хранить столь дорогое творение.
Для лучшего усвоения мысли, следует сделать упор на слова: «По образу Нашему, по подобию Нашему», Уже здесь явно выражено то, что Бог по своей сути – не однолик, он имеет Три ипостаси, которые, тем не менее, связаны друг с другом неразрывно.
Вопрос о Троичности Бога чрезвычайно сложен, особенно для людей, незнакомых с догматическим богословием. Догмат о Троице учит, что есть Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Дух Святой. Бог-Отец – первопричина всего, именно Он задумывает творение. Бог-Сын – это Христос, Он вечно рождается от Бога-Отца и является творящей силой, осуществляя задуманное Отцом. Наконец, Бог Дух Святой исходит от Бога-Отца и наполняет и одухотворяет всё созданное. Чтобы лучше понять, кто же такой Бог, приведём цитату:
«Хорошо визуализирует учение о Пресвятой Троице пример со свечками. Берём три свечки. Сначала зажигаем одну потом от неё одновременно зажигаем две других, соединяем их и оставляем гореть вместе. Сколько Огней? Один. Сколько горящих свечей? Три. Это яркий пример, из которого легко понять, что Троица – один Бог» [3]
Уяснив, что представляет собой Бог (Троица), становится понятными слова: «По образу и подобию Нашему» То есть, Создатель возжелал передать человеку не только видимое сходство с Собой, но также и наделить его такими же свойствами. Когда смысл этих слов становится более-менее понятен, целесообразно задуматься о другой части фразы: «…сотворим человека…и да владычествуют они…» - (выделено – Авт.).
И здесь сразу возникает множество вопросов: если Господь был намерен создать только одного человека, одного своего наместника, зачем Он сказал о нём во множественном числе – они? И наоборот: если предполагалось, что это не один человек, а их будет множество, тогда почему Он называет его «человек» - в единственном числе?
Кто-то скажет: Он назвал его так, имея ввиду весь будущий род человеческий…
Но ведь мы точно знаем, что Господь действительно, создал всего-навсего одного человека, и при этом сказал: «…да владычествуют они…»!
Дав ему имя Адам, Господь поставил его наместником в Эдеме, где он должен был жить, развиваться и облагодетельствовать и приукрашать весь Рай своими делами. К нему Господь привёл всех животных, чтобы видеть, как человек их назовёт – это уже был один из первых актов исполнения своего предназначения. Признак богоподобности по своему существу – власть над животными.
     Дав имена всем животным, человек опечалился:
     «И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:20) [4]
       Видя это, господь решил утешить человека:
«И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию.
      И создал Господь из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку» (Быт. 2:21-22) [5]
 Если Господь знал о том, что человек будет чувствовать одиночество и страдать от этого, почему же Он сразу не создал ему жену? Очевидно, здесь тоже всё не так просто – в этом Его промысел. Он намеренно ждал того момента, когда человек сам этого захочет, когда он возрастёт настолько, что ощутит какую-то необъяснимую тоску, дисгармонию. И в этом снова прослеживается его подобие Отцу: Он также желал изливать свою любовь и милость, и для этого создал мир, животных и человека. Человек же, повторяя Его путь, тоже, вскоре стал ощущать потребность в излиянии своей любви. Ещё до создания, человек искал её, неслучайно, давая имена, он искал себе помощника, и тем печальнее было ему от осознания, что такового нет.
   Видя, что человек возрос и готов к новому этапу своего становления, Господь и творит из его ребра жену. Как же отреагировал на это мужчина?
  «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа.
   Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт. 2:23-24) [6]
   Из первой части текста видно, что человек признал в жене часть себя. И это очень важно, поскольку, таким образом, он, наконец, становится подобен Богу в полном смысле. Ведь только теперь он стал таким же триединым: он, она и любовь между ними. Как и Бог-Сын вечно рождается от Бога-Отца, Ева была рождена из ребра Адамова. А любовь, окутавшая их обоих была подобна Святому Духу, оживотворявшему всё чего он касался.
   В любви же первого человека к жене сомневаться не приходится – вторая часть его изречения говорит сама за себя!
   Таким образом, происходит создание Человека – мужчины и женщины. Мужчина был создан как образ и подобие Бога, как Царь мира, женщина – по необъяснимой тоске, непреодолимому чувству одиночества мужчины, его смутным терзаниям и тщетным поискам равного себе существа, с которым он мог быть вместе.

Теперь перейдём к деталям, требующим дополнительного осмысления:
  Вопрос первый: могло ли так случиться, что человек не стал бы искать помощника? Можно предположить, что Господь предусмотрел и такой вариант. То есть, изначально человеком сочетал в себе как мужские, так и женские свойства. Иными словами, он даже не был мужчиной, а именно – Человек (яркий пример – наличие сосцов на груди мужчины). С появлением женщины Человек разделил свои свойства на два пола: часть их была передана женщине, часть – мужчине. Могло ли такое быть – остаётся неясным, но в любом случае, именно после создания женщины человек обрёл не только образ божий, но и стал богоподобен по своим свойствам и предназначению.

   Вопрос второй: есть мнение, что Бог, якобы, создал не Человека, а обезьяну, которая, прыгая по веткам, миллионы лет превращалась в человека. Насколько такое может быть?

Думается, это неправдоподобно.  Ведь если Бог создал человека по своему подобию (дав ему свойства, присущие Себе), тогда выходит, что человек, эволюционируя от низшего к высшему, также повторяет путь Бога. Получается, что и Бог тоже куда-то растёт, совершенствуется, и раньше Он был менее совершенен и могущественен, чем сейчас?
  Таким образом, теория эволюции противоречит всему остальному: не правы Вселенские Соборы, утвердившие апофатические и катафатические свойства Бога (всеблагой, совершенный, всеведующий и т.д.).
 Кроме того, когда человек искал себе помощника, он был обезьяной, или человеком? Если был обезьяной, то почему мы не наблюдаем такого полёта мысли у современных обезьян, почему они не могут говорить, давать животным имена (и не своими звуками, а словами, так, как назвал их Адам и как теперь их называем мы с вами)?
Если же это уже был эволюционировавший через миллионы лет человек, то…простиет, а каким образом он размножался без женщины? Процветала педерастия, которая давала потомство? Кто додумается утверждать, что так оно и было?
 А если кто-то и додумается, на том, основании, что, мол, первый человек сочетал в себе и мужское и женское) тогда следующий вопрос: Господь создал только одного человека, все остальные пошли от него, иначе не были бы одной природы. Как же тогда один человек мог расплодиться, чтобы начать эволюционировать? Уж что-что, но гермафродитом он не был явно.
Эти, и множество других противоречий не дают мне возможности рассматривать теорию эволюционного развития Земли и человечества хотя бы в качестве альтернативы.
  Пусть простят меня читатели за такое большое отступление, но необходимо было сразу покончить с этой «теорией», чтобы потом не возвращаться к ней в дальнейшем.

 Итак, женщина появилась на Свет как объект любви и заботы. В какой-то мере она являет собой настоящий венец творений Господа, будучи сотворена уже после первого человека. Если исходить из того, что Бог создавал всё творения по восходящей сложности, то создание женщины после мужчины ставит её на место того самого драгоценного камня. Во всяком случае, в том, что именно с её созданием человек, наконец, обретает гармонию, сомневаться не приходится. Вместе, они могли осуществить то, для чего и были созданы – познание Мира, сложности его устройства. Возрастая в знаниях об окружающей их среде, они должны были открывать всё новые и новые тайны, находить закономерности в той или иной области науки. (Наука – познание мира человеком). После этого, люди должны применить эти знания для совершенствования мира. Да-да, именно так! Создание различных систем, устройств и приспособлений, повышающих эффективность работы сил природы, урожайности и т.д. Выведении новых сортов флоры, новых пород животных (пород, а не видов!!!), эстетическом улучшении Земли. То есть, деятельность человека должна была благотворно влиять на мир, приукрашая и облагораживая его. Именно в этом и состояла его роль Царя мира и хозяина. На первых порах так оно и было. Однако, впоследствии, по мере падения человека, уродовалось и его деятельность. Однажды заложенные Богом свойства в человеке никуда не делись – он продолжал и дальше воздействовать на мир. Но теперь они вовсе миру не полезны. Последующие действия человека ставят мир на грань катастрофы. Он стал относиться к нему не как заботливый хозяин, а как захватчик, оккупант, главная цель которого – грабить, вовсе не заботясь о последствиях своих действий. Массовые вырубки лесов, способствуют вымиранию фауны, ухудшению климата, загрязнению воздуха. Грубая добыча полезных ископаемых, нарушающая хрупкое равновесие в экологии, отравляют воздух, почву и воду. Массовое истребление животных (то римляне, для боёв свозили животных со всего континента на арены, где они и уничтожались в бою, то охота ради развлечений в эпоху Нового времени, когда многочисленные колонизаторы в Африке и Азии практически уничтожили многие редкие виды животных, то современный подход – выращивать миллионы голов скота «на мясо», ради разъевшегося живота потребителя). Животные уничтожаются, лес, полезные руды и драгметаллы безжалостно грабятся, из них создаётся оружие массового поражения, одно страшнее другого, чтобы потом убивать своих братьев – таких же людей. Там, где теперь живёт человек, мир больше не становится лучше, он превращается в огромную, чадящую свалку на фоне безжизненной пустыни…

                О предназначении мужчины и женщины.
Итак, теперь нам понятно, что со-творение Женщины было неслучайным, первый человек остро ощущал в ней потребность, находясь в угнетённом состоянии. С её появлением он, наконец, обретает свою целостность.
 Но разве мужчина искал радость и удовлетворение только потому, что «она – женщина»? Естественно нет. Ему не столько было важно то, что нашёлся другой человек, способный общаться с ним и понимать его, и не половое различие… Важно другое – он искал себе помощника в своих делах, и не находил…
 Какие могли быть дела у первого человека в Райском саду? Об этом говорит намерение самого Бога создать человека и поместить его в чистый, девственный мир. Чтобы человек, познавал творения своего Господа, открывал всё новые и новые области знаний для себя в различных областях, изучая природу, наблюдая за животным миром, исследуя небо…
 Но был один момент – побудительный мотив. Дело в том, что первый человек – Адам, как и всякий мужчина, был по своей природе неприхотлив, его всё устраивало и так. Его надо было ещё «раскачать», чтобы он начал исполнять свою роль – изучать и облагораживать мир. С появлением женщины этот побудительный мотив был найден. Мужчина испытывал непреодолимую любовь к женщине, он желал (как и каждый влюблённый) сделать ей приятное, поухаживать за ней, наконец, сделать так, чтобы ей было с ним комфортно.
Конечно, его вполне устраивал и свой шалаш и плоды с деревьев…но предложить тоже самое своей возлюбленной было немного стыдно…И вот наш герой, повздыхав, взялся за разгадку многих тайн и загадок, коих в огромном количестве оставил ему Создатель. Овладев каким-либо новым знанием, он преподносил это своей женщине, делая ей приятное. Таким образом, изначально Господом было задумано так, что побудительным мотивом познания Его творений и приобретением опыта и знаний будет Любовь.
  Это вполне логично, поскольку человек – образ и подобие Бога. Господь, по великой любви к человеку, заранее создал для него такой красивый и удивительный мир, настолько детально продумав все мелочи, что это даже сравнить не с чем.
 Человек же (мужчина), будучи подобием Бога, испытывал любовь к женщине и ради неё тоже стремился облагородить этот мир, что бы сделать её приятно.
  Таким образом, Любовь – вот настоящий импульс для изучения и познания мира.
  И даже после своего грехопадения, человек продолжает выполнять то, что предначертал ему Создатель – изучать и познавать, набирать знания и опыт. Только теперь, вместо того, чтобы облагораживать окружающий мир, используя свои знания, человек его лишь грубо использует, ведя себя как завоеватель.
 И всё-таки любовь не была забыта совсем: даже став грешным и смертным, ради любви к женщине, мужчина продолжал познавать мир и овладевать новыми знаниями, это и овладение огнём, и изготовление первых примитивных орудий труда и охоты, обработка шкур и т.д. Ради женщины, её комфорта и уюта, для того, чтобы облегчить и продолжение рода, мужчина начал такую деятельность как земледелие и скотоводство.
 Кто-то может отнестись к этому скептически, или даже с иронией, но это на самом деле так и есть. Убедиться в этом несложно, поскольку это легко проверить. Сколько бы ни прошло времени человеческой истории, люди вовсе не меняются, меняются лишь условия жизни, в которых им приходится жить. Мужская психология очень проста: в любом, чисто мужском обществе царит полнейший покой, всё у всех одинаковое, или схожее, или даже вообще общее…Все немного босяки, могут позволить себе лишний раз и не помыться, или надеть старые носки, или допустить отрыжку за столом, колупаться в носу, да мало ли чего ещё!
 Теперь представим, что в этом обществе, или рядом с ним, появляется красивая и обаятельная женщина. Посмотрите куда денется их былая сонность! Каждый тщательно следит за собой, придирчиво оценивая свой прикид, свежесть тела, сразу же, все как один, они побегут изнурять себя тренировками, чтобы перещеголять друг друга и поразить воображение возлюбленной. А уж в общении с ней каждый из них постарается выглядеть лучше соперника, и он не пощадит его, если ему доведётся подловить его на неловкости!
  Каждый мужчина знает по себе, как на него повлияла его единственная, встреченная им на жизненном пути. Как он преобразился, почувствовал в себе силы и энергию творить и удивлять свой объект любви, поражая её своими талантами и щедростью, при этом, делая приятное женщине, он и сам испытывает истинное наслаждение оттого, что ему удалось доставить радость. Разве это не высший образ любви? – дарить радость другому, ничего не требуя в ответ и в то же время самому получать от этого радость?!
 Одним словом это можно назвать ухаживанием. Желание ухаживать за женщиной у мужчины неотъемлемо, и ничего он с этим поделать не может, поскольку качество это в него заложено Создателем.
 И так было всегда, женщина была самым ценным для мужчины, и ради неё он и старался. Львиная доля технических совершенствований была создана на этой почве, сюда же следует отнести и творения культуры.
 Женщина всегда была и остаётся для мужчины священной, ради неё он совершал не одну тысячу военных походов на таких же как он. Вспомним самый первый военный опыт великого Рима, когда молодых парней во главе с будущими основателями Рима – Ремом и Ромулом, выгнали из города Альба-Лонги, за чем они отправились? Не за золотом или землями, не за рабами, не ради устранения какого-либо конкурента…они шли искать себе жён. Легенда о похищении сабинянок, известна каждому. Вот какая была цель у первого в истории военного похода предков римлян. Кстати говоря, само появление предков римлян на Аппеннинском полуострове также весьма интересно: «…после гибели Трои, разрушенной ахейцами, один из троянских героев Эней со своими спутниками бежал из Трои и отправился искать счастья на западе. После долгих странствий он оказался в устье реки Тибр в области Лаций, где и решил поселиться» [7]А сам конфликт Трои и ахейцев разгорелся, опять же из-за женщины – прекрасной девушки Елены, жены спартанского царя Менелая.
Согласно легенде, «Афродита заспорила с Герой и Афиной, кто из них троих красивее. Судившему их спор Парису Афродита пообещала добыть самую красивую женщину из живущих в мире, и он присудил победу ей» [8] Теперь видно, что роль женщины в мировой истории совсем не второстепенное, просто она не столь заметна как роль мужчины. Чтобы её обнаружить, следует обладать наблюдательностью. И тогда станет очевидным: все величайшие дела, творимые мужчиной – лишь следствия женских решений. Что характерно: мужчины сами не противятся этому, ведь даже по легенде Гера и Афина тоже предлагали свои дары, первая – власть, вторая – победы, однако Парис выбрал прекрасную женщину. Подобных примеров множество, но перечислять их здесь нет смысла, ибо это выйдет за рамки статьи.
  Итак, первая функции Женщины – побуждение. Она заставляет мужчину двигаться, достигать всё новых горизонтов и высот.
Но разве это всё, единственная её роль? Конечно нет, иначе она ничем бы не отличалась от муравьиной матки.
 Господь создал женщину как помощницу Адама. Эта роль предполагает и функции подсказчика и советчика.
 Эта роль очень непроста для понимания. Быть советчиком, это не просто сидеть на вторых ролях и лишь иногда подсказывать, когда тебе разрешат, или попросят. Это тяжёлая и глубинная по своему содержанию роль идейного руководителя.
 Что это значит? А то, что совет женщины – не подсказка мужчине, как небольшой и необязательный бонус, а целенаправленный контроль его деятельности.
 Пример из бытовой психологии: давно замечено, что в семьях ведущую роль ведут женщины. Ведущую в том плане, что, как правило,  именно женщины определяют место, где следует приобрести жильё, каким образом его обставить – интерьер, стиль, расположение мебели и бытовых предметов. Когда и куда поехать в отпуск, какую машину приобрести, что приготовить на завтрак-обед-ужин, куда определить детей учиться, какую одежду выбрать, не исключая и самого мужа. Сам же мужчина предпочитает не мешать, подсознательно понимая, что здесь он не конкурент.
  Однако, «не мешать» - не означает «не учавствовать»! Мужчина очень активно приводит все идеи женщины в жизнь, таскает приобретённую мебель, вздыхая, послушно бродит за своей женщиной по многочисленным магазинам с кипой пакетов в руках за очередной покупкой, исправно чистит картошку-рыбу-овощи и т.д. для кушанья, которое задумала женщина.
Другими словами, мужчина – непревзойдённый исполнитель женских идей. Можно вывести такую формулу: «Он бы до такого не додумался, ей без него пришлось бы лишь мечтать»
 Если вы обратите на это своё внимание, то, несомненно, заметите, что большинство семейных пар (не говорю за всех) ведут совместную жизнь именно по такому принципу.
Женщина – идейный вдохновитель,
Мужчина – исполнитель.
Особенно ярко это заметно, когда пара оказывается на даче, или в саду. Тут женщина сразу берёт всё в свои руки: где разбить клумбы, грядки, а мужчина будет всё это претворять в жизнь. Если они будут строить дачный домик, то именно женщина будет его планировать: количество комнат, их размеры, габариты дома, а мужчина всё это будет создавать. И это правильно, потому что такими нас Господь и создал. Лишь после грехопадения, в результате смешения ролей, стали происходить ужасные вещи, в частности: планировка домов и застройка городских улиц архитекторами-мужчинами. Ну не мужская эта роль – задумывать. В итоге мы имеем множество современных городов с унылым, давящем на психику своей мрачностью, пейзажем. Убивающую однотипность, серость и убогость каменных высотных уродов. А додуматься до такого убожества, как планировка квартир, кажется, ни одна женщина не способна. Это же надо умудриться спланировать дом так, чтобы в большинство квартир солнце за весь световой день не заглядывало ни разу! Наверное, вы даже не удивлены, ведь у нас каждая вторая квартира с таким «небольшим» недочётом.
    Конечно, мужчина более рационален, он всё вокруг себя устраивает таким образом, чтобы было максимально логично и продуманно. Но продуманно – не значит красиво, он гораздо лучше соорудит оборонительные укрепления, продумает планировку зданий, несущих определённую функцию так, чтобы они работали максимально эффективно (больницы, воинские части, места заключения, спортивные сооружения, религиозные и иные здания). Но именно жилище – не его стезя, здесь самое важное – красота и уют, а с этим у мужчины проблемы. Да, он построит его гораздо лучше по своим характеристикам, но абсолютно холодным, угрюмым, и сам же будет мучаться от этого. Гораздо лучше было бы, если бы он возводил их по замыслу женщины, или хотя бы давал ей свободу облагораживать уже построенные.
    Когда-то мне довелось работать при архитектурном факультете в одном университете. Работал в охране, я каждую ночь проводил за тем, что ходил по коридорам и осматривал выставленные вдоль стен работы студентов. Мною была замечена одна деталь: макеты домов, детских площадок, автобусных остановок, сделанные девушками, были гораздо интереснее, позитивнее и ярче по фантазии, нежели работами парней.
   Смешение ролей ни к чему хорошему привести не может. Но к этому вопросу вернёмся позже. 
Если возможно проводить аллегории, то женщину можно сравнить с мастером, а мужчину – с инструментом в его руках. Мастер, будь он хоть тысячу раз талантлив, ничего не сможет сделать без своего инструмента. Инструмент же и подавно, без приводящего его в действие мастера, так и останется лежать без дела. Мастер не свалит дерево без топора, не срубит дом, не обтешет камень, топор без мастера на это не способен в принципе.
 Вот какова роль советчика, советовать то, что следует предпринять, совершить. Задать цель исполнителю. Эту важную роль Женщины понимал древний змий, завидующий и ненавидящий первых людей. Не случайно он приступил со своими искусительными речами именно к женщине, а не к мужчине, так как хорошо знал: её, как своего помощника, мужчина обязательно послушает.
 «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» [9]
 Однако, Господь спросил именно с мужчины, потому что, по данной ему природе, именно он принимает окончательное решение. Создатель надеялся на покаяние человека, но мужчина, вместо этого, переложил всю вину на жену, да ещё и обвинил самого Бога:
«Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева и я ел» [10]
Мужчина полностью поплатился за то, что сотворил ослушание и переложил всю вину на жену: Господь обрёк его на скорбную жизнь до последних дней своих, на трудную добычу пропитания и на смертную кончину своих дней. Он поставил херувима для того, чтобы люди не нашли древо жизни и не обрели бессмертие. Это было сделано для их же пользы, дабы они не находились в скорбном состоянии вечно…
  Женщина же, была наказана так:
 «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» [11]
Беременность – бремя, тяжесть, отныне, вынашивание и рождение людей для всех женщин будет трудным делом. До своего грехопадения, предполагалось, что это ни в коей мере не будет как-то негативно сказываться на физическом состоянии женщины, ведь тогда люди не имели «кожаных одежд» - грубой, телесной оболочки, которой Господь наделил людей во время их изгнания из Рая, до грехопадения их тела состояли из более тонкой, совершенной структуры. Но самое главное – это то, что отныне женщина поставлена в подчинённое положение по отношению к мужчине. Если раньше она была равна по своему естеству, и просто выполняла определённые функции, то теперь её роль становится второстепенной. Это печать утраты своего совершенного естества, как и у мужчины, но со своими особенностями.


                Значение семьи.
А семья и вовсе имеет исключительное значение для человека. Её роль переоценить трудно. Ведь Господь, создавая человека по Своему образу и подобию, действительно и создал его таким. Это не пустой звук. Обратите внимание. Что, Господь, создав человека, передал ему  способность не только мыслить, чувствовать, способность не только осознавать свою уникальность, исключительность, своё неземное происхождение, а, следовательно, и свою роль в этом мире, что решительно отличает его от всех живых существ. И даже не только способность творить и преобразовывать. Что уже исключительная особенность человека. Господь также доверил человеку способность самому создавать таких же людей, правда физиологическим способом. И тем не менее, можно сказать, что в какой-то мере человек также может быть создателем, может давать жизнь другим людям, которые будут иметь столько же способностей как и их родитель, а не просто быть живыми организмами.
Следующий момент: это то, что родить нового человека могут только двое, и никак иначе (даже современные методы этого никак не могут обойти, и не смогут).  Нас интересует другое: уже первые созданные люди были семейными, т.е. Адам и Ева были супругами, которым  и Господь повелел «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1-28). Таким образом, Создатель заложил чёткую последовательность, гармоничную систему взросления человека. При которой, на первом этапе он жил один, затем наступает период жизни с женой, где он учится выстраивать свои отношения, учитывать интересы другого человека, в чём-то ограничивая свои желания. И лишь затем, с появлением детей, он выходит на следующий этап – он становится отцом семейства. И вот здесь, он конечно же гораздо более уподобляется Богу, так как должен научиться правильно воспитать таких же сложноустроенных созданий каков и он сам. Это очень сложно, высший пилотаж, где потребуется все морально-волевые качества, неимоверная выдержка, где потребуется весь накопленный опыт знаний об окружающем мире, чтобы передать их детям. А кроме всего прочего, это и недюжинные задатки наблюдательности, дабы вовремя заметить и устранить пагубные проявления в характере того или иного ребёнка. Это также и талант судьи, чтобы разрешать конфликты между детьми, или так распределить что-либо, неважно: подарки или обязанности по дому, чтобы никого не обидеть и не вызвать неприязни. В общем, воспитывая детей, отец и мать и сами учатся: смотреть на проблему с многих точек зрения, приобретают опыт в познании человеческой психики, особенности душевного устройства каждого человека. И это только воспитывая детей! И чтобы дойти до этого уровня развития требовались годы, десятилетия. А ведь в древности, во многих культурах существовали и «большие семьи», те семьи, где было три-четыре, а то и более поколений. Во главе их стоял старый глава такой семейной общины, который умел наладить жизнь такого количества домочадцев, распределить обязанности и предотвратить конфликты. Его слушались дети, у которых и их-то дети уже имели детей. Вот это поистине мастерство высшей пробы!Задумайтесь: многие ли нынешние наши современники действительно готовы быть полноценными Отцом а Матерью, ведь роль родителя это далеко не только материальная способность ребёнка содержать, и кормить. Право, он же не домашнее животное, ребёнка нужно ещё и вос-пи-ты-вать, а это весьма и весьма непросто! Кто то, может, скажет, что это брюзжание человека со старомодными, устаревшими понятиями о семье, что это предрассудки, что воспитывают собак командам, а не детей, дети, мол, имеют свою точку зрения, свои интересы, у них своя система ценностей, которую мы должны уважать и они сами во всём разберутся. (современная западная пострелигиозная модель, пришедшая на смену постхристианской). Так ли это?
 Давайте посмотрим: даже если и на примере собак, вы много встречали собак, которые не прошли дрессировку, но при этом знают сложные команды, а даже и простые? Ведь что такое дрессировка – это вовсе не истязание животного, как наивно полагают некоторые, не знакомые с работой кинолога, это передача знаний, которые собака усваивает на своём уровне, у неё лишь свой, особый понятийный аппарат. Если уж и к собаке такое бережное отношение, то что уж говорить о ребёнке. Воспитательный процесс это ни в коем случае не дрессировка. Это комплекс мер по развитию личности, способствованию раскрытия его творческого потенциала, богатства и глубины интересов, его мировоззрения.
В чём это проявляется? Ну, несколько мер, самых очевидных: Это, во-первых. Знакомство со своей богатой культурой, культурой своего народа, в котором живёт ребёнок. Сказки, былины, мифы и легенды, басни оказывают огромный эффект, они в значительной мере формируют ментальность человека. Ведь подсознательно ребёнок связывает себя с тем миром, с той культурой, от которой он получал духовную пищу. Посмотрите, что делают сейчас наши современные родители, не все конечно: голливудские, дебильные мультфильмы, а по другому и не назовёшь. С уродливым сюжетом, а чаще и без него, и, что самое страшное, с аморальными поступками героев. Вот я лично был уже не раз свидетелем: заходишь в дом к соседу, или к знакомому, а у него в зале сидит какой-нибудь карапуз и смотрит либо американский идиотский, или японский садистский мультфильм. И это с дошкольного возраста! А с русской сказочной культурой (или иной, в зависимости от страны проживания) он и не знаком вовсе! А потом удивляемся, откуда же у нас столько непатриотичных и просто равнодушных людей появляется. И это ещё ничего, может и маньяк вырасти, и педофил, а то и серийный убийца, смотря что попадётся. Дети они ведь очень впечатлительны. Вы какой-нибудь эпизод даже и не заметите, а ему он глубоко в душу западёт и будет там дремать до поры.
Второе: это игры. Игры – это всё! А точнее – копия действий окружающих, которых ребёнок взял за основу для подражания. Смотря за тем, во что ребёнок играет, можно предугадать куда он хочет развиваться дальше. Приглядитесь за ними: если он часто играет в преступника из фильмов, или ещё что-то подобное, то это уже опасно. Могут дети и окружающих копировать. Не так давно, например, дети часто играли в «пьяного папу, который приходит домой». Недавно, в одном из дворов видел умилительную картину, как дети 3-4-х лет играли в «ночной клуб». Вот такого я ещё не встречал! Это откуда же они умудрились почерпнуть всё это? Но самая возмутительная картина, была мне пересказана моей родственницей, которая видела, как одна из молодых мамаш, со смехом сама помогала детям копировать подобные действия…
Третье: это способствование живого интереса к познанию мира, активность. Зоопарк, различные парки отдыха и культуры, где есть карусели, правда безопасные.
Четвёртое: Ребёнка чуть постарше можно отдать в какую-либо секцию, учитывая его интересы. Либо спорт, либо творчество (музыка).
 В общем, воспитание детей требует неимоверных усилий, неослабевающего внимания за ними и колоссального опыта. А больше всего ответственности. Ведь даже банальное спокойствие положительно влияет на его психику. Когда родитель стойко переносит все перипетии, а не срывается на своё чадо, как N-ное количество раз видел на улицах города. Маленького человека дёргают, кричат, он плачет. Это ведь не будет единичным, это будет продолжаться и дальше, а позже, когда чадо вырастет, будет плакать уже мама, и дай Бог, если у неё хватит ума вовремя осознать опасность своих действий.
 Не получив достойного воспитания, дети находят его на стороне – на улице, в Интернете, затем находят себе кумира, который и руководит их поступками, часто даже и не являясь непосредственным руководителем (типа рок-звёзд). Путей для этих детей множество: кто-то идёт по скользкой дорожке нарушая  Закон. (воровство, разбои, торговля незаконными веществами), кто-то подпадает под чужое влияние, да так, что может оказаться в какой-либо экстремистской или религиозной организации сомнительной репутации, третьи и вовсе получают уродливое представление о мире и свои аморальные желания пытаются воплотить в жизнь, но самые опасные – это те, кто в результате подобного «воспитания» усваивает одну установку – я выше и важнее всего, те, кто становится эгоистом, не желающим ни помочь нуждающимся ни даже видеть их, те, кто готовы идти на всё ради своего комфорта, которые идут по головам, иногда эти головы отрывая людям, которые, по их мнению, им мешали.
Как историк, я могу смело заявить, что львиная доля тиранов, убийц, насильников, изуверов, наконец просто жестоких, подлых и трусливых людей получила в своём детстве дрянное воспитание. Имела несчастье его получить. Поэтому: уважаемые родители! Будьте чутки со своими детьми, внимательно смотрите за их интересами и увлечениями. Старайтесь поощрять в них любой интерес к наукам, творчеству, спорту, к окружающей среде. И ни в коем случае не кричите на них понапрасну, да и вообще, лучше дать в качестве наказания какую-либо работу (помыть полы, посуду, пропылесосить и т.д. – вариантов множество) чем кричать на них. Это очень сильно расшатывает неокрепшую психику ребёнка. Не становитесь для них ночным кошмаром. И как можно чаще проявляйте по отношению к ним свою любовь – подарком, но даже и простое ласковое слово, взгляд, внимание – уже большое дело. Отнеситесь к своим родительским обязанностям серьёзно. Ведь за их действия в будущем вы тоже будете отвечать перед Богом.
Благодарю всех за терпение в чтении сего опуса!


Примечание
1. Библия (Быт. 1: 20-25)
2. Там же (Быт. 1:26)
3. О. Даниил Сысоев – «Курс лекций по догматическому богословию». М. 2011 г. – стр. 114.
4. Библия (Быт. 2:20)
5. Там же (Быт. 2:21-22)
6. Там же (Быт. 2:23-24)
7. В.И. Кузищин – «История древнего Рима» Москва. 2010 г. – стр. 16.
8. Куликов А.Н. – «Герои и боги: Греция». Тверь: «Мартин – Полина» 1994 г. – стр. 24.
9. Библия (Быт. 3:1)
10. Там же (Быт. 3:12)
11. Там же (Быт. 3:16)
12. Там же (Быт. 4:1)