Статья. На главном проспекте

Юрий Комболин
За чистую воду, за чистое море…

Так уж повелось исстари, что города русские ставились по берегам рек. И вовсе не обязательно, чтобы город потом стал портом – речным ли, морским. Тысячи городов Союза, стоящие на реках малых и больших, не имеют статуса порта. Но Архангельску завидная судьба выпала. Он сразу задумывался как крупный морской порт. И помогла ему стать таковым Северная Двина.
Река эта, несущая свои воды среди северных лесов, отдаёт их Белому морю. Далеко за городом первой встречает Двина лесовозы и сухогрузы, траулеры и пассажирские суда. И словно путнику, натрудившему дальней дорогой свои ноги, омывает она уставшим, прошедшим не одно море, не видевшим родного порта несколько долгих месяцев судам, стальные их днища.
Могучая, выносит она на своих плечах тяжело гружённые беломорским лесом суда, идущие во все концы света. И её волна, ласковая и прохладная, последней прощается с кораблём при выходе его на морской простор, шепчет что-то, желая доброго пути и скорейшего возвращения к родным причалам. Оттого и любят Двину моряки. И не только они. Красоты нашей северной реки воспели в своих произведениях писатели и поэты, художники и композиторы местные и заезжие. Соревнуясь друг с другом в поисках эпитетов Двине, они отметили, казалось, все её характерные свойства. Но вот появляется на её берегах новый художник и замечает и открывает ещё какую-нибудь новую черту, дополняющую поэтический портрет Двины.
Любят Северную Двину и горожане, которые считают её главным проспектом Архангельска. И так уже это определение устоялось, что нет надобности кому-то доказывать, объяснять, почему Двина – главный проспект Архангельска.
Для моряков Двина – это, как правило, отрезок реки от Фактории до Экономии, то есть акватория Архангельского морского порта.
Вот с капитаном порта В. И. Кременским и решили мы пройти по главному проспекту Архангельска.

Жёлтый катер под вымпелом капитана порта отвалил от стенки Красной пристани и рванулся вдоль берега к Кузнечевскому мосту.
Город только ещё просыпался, и набережная была пустынна. Мы проскочили до яхт-клуба, и отсюда Вячеслав Иванович начал свой рассказ.
Став капитаном порта он чуть было в уныние не пришёл. Предприятия – хозяева прибрежной зоны – володели ею, как хотели. Берег буквально был усыпан причалами и причальчиками самыми несуразными и убогими, сколоченными, порой, на скорую руку, сараями и заборами, соперничавшими между собой в ветхости и нелепости. У воды громоздились кучи брёвен, битого железобетона, старых полусгнивших лодок, покорёженного металла. Из воды торчали в великом множестве сваи отслуживших своё пристаней. И каждый начальник или директор считал, что лучший способ уборки мусора с территории предприятия - это свалить его поближе к воде: прилив, половодье унесут всё.
Не лучше выглядели и те участки берега, по которым проходила городская набережная. Те же завалы из брёвен, мусора.
Неприглядным показался главный проспект Архангельска. Решили привести его в порядок. И начали с бумаг, полагая, что все, кто засорил берег Двины, - истинные горожане, и надо им только подсказать, что, где и как сделать, чтобы очистить берега. Истинными оказались только руководители Архангельского мореходного училища. Несуразные сараи и нелепый причал были убраны точно в срок. Остальные десятки километров берега остались в девственной неприглядности.
В начале лета прошлого года объехали со всеми директорами и с работниками райисполкомов берег. Каждому руководителю на его территории показали, что необходимо сделать. Но за исключением директора ЛДК №3, Г. Швецова, все отделались тем, что кое-где сделали кое-что.
И вот в январе нынешнего года капитан порта на городской административной комиссии поставил вопрос о состоянии причальной линии, а затем  и о состоянии береговой полосы от яхт-клуба до Кузнечевского моста. Заслушивался каждый директор, чьи строения (в основном причалы) портят главный проспект города.

…Вячеслав Иванович просит моториста сбавить ход катера.
Да, есть на что посмотреть. Сразу за яхт-клубом берег представляет лежбище брёвен, старых бонов, разбитых лодок, каких-то ящиков, мусора, из воды торчат сваи. Напротив хлебозавода полуразобранная пристань водорослевого комбината, далее обгорелые остовы двух барж – импровизированный причал Октябрьского райпищеторга. Хозяева последнего после предписания разобрать пристань, не мудрствуя лукаво, сожгли надстройки барж и на этом посчитали, видимо, дело законченным.
А горгаз, разобрав склады свои, оставил на берегу сваи и в великом множестве мусор. Охотники и рыболовы превратили, прилегающий к стоянке их катеров, берег в районе Кузнечевского моста в свалку.
Катер обогнул Мосеев остров и неспешно прошёл вдоль Соломбалы Маймаксанским рукавом. И здесь картина безотрадная. Набережная имени Седова начинается кучей покорёженных железобетонных конструкций, ржавым железом, мусором, брёвнами. Дальше потянулись берега, занятые различными предприятиями. Везде грязь, мусор, требующие ремонта причалы, сноса – старые строения.
Это на главном проспекте Архангельска. Пора, видно, навести на нём порядок. Тем более, что город наш борется за право называться городом высокой культуры.

Но Северная Двина – это, прежде всего, вода. То зеркальная, то рябая от гуляющего по её поверхности ветерка, то ревущая в пене волнами двинская вода так же требует к себе людской заботы и внимания, как и двинские берега. И здесь дело обстоит значительно лучше.
Каждый капитан приходящего в Архангельск-порт судна, советского или иностранного, получает специальное извещение, в котором перечислено всё, что не следует делать, чтобы не загрязнять окружающую среду.
Но судно живёт и тогда, когда стоит в порту.  Поэтому для снятия с него различных отходов, в порту существует несколько специальных судов, которые принимают льяльные и фекальные воды, мусор. Есть также суда, которые собирают мусор, нефтепродукты с воды. И в прошлом году с морских судов было принято для дальнейшей переработки и нейтрализации 28000 тонн льяльных и загрязнённых вод, 1900 тонн фекальных вод и 320 тонн сухого мусора.
Но, к сожалению, не все капитаны дают заявки на сдачу этих отходов. Только поэтому специальный флот для снятия жидких отходов загружен только наполовину.
В морском порту вот уже несколько лет проводится конкурс на лучшее предложение по охране окружающей среды. Конкурс этот уже принёс ощутимые результаты, и может статься, что в дальнейшем проекты, выдвигаемые на него, решат проблему охраны окружающей среды в порту.
На случай разлива нефтепродуктов в порту имеются специальные боны, которыми можно быстро оградить место аварии.
Серьёзная борьба ведётся на акватории порта с теми, кто загрязняет воду нефтепродуктами. Работники Севрыбвода зарегистрировали в прошлом году 88 нарушений. Сумма штрафов, взысканных с виновных в загрязнении Двины, составила 2050 рублей. Так, на сто рублей был оштрафован старший механик танкера портофлота «Самбор», на такую же сумму – капитан одного из греческих судов, второй механик большого морозильного траулера «Оникатан» и другие.
Есть нарушения и в этом году: тринадцать – по флоту и девять – по береговым предприятиям. Девять человек оштрафованы.
Тридцать общественных инспекторов, работники Севрыбвода, различные службы порта стоят на страже чистоты двинской воды. И неуютно чувствуют себя нарушители законов об охране окружающей среды.
Практически ни один случай загрязнения воды не остаётся безнаказанным, и это дало свои результаты – нарушений с каждым годом становится всё меньше.
Вот так бы по-хозяйски взяться и за береговую линию Двины.

На снимке: летом на Северной Двине.
Фото А. Сомкина.

Газета «Моряк Севера», 06 июня 1975 г.