Дюма, не снимавший кино

Анна Маякова
В один из летних погожих дней, когда мы с дочерью гостили у нашего французского друга Раймона Лефевра, импозантного седого мужчины с русским лицом, влюбленного в кино, я случайно открыла туристическую карту провинции Пикардия, расположенной на северо-западе Франции.. Мое внимание привлек городок Виллер-Котре, поскольку там родился Александр Дюма. Автор знаменитых «Трех мушкетеров» и «Графа Монте-Кристо» Дюма-отец писал в своих «Мемуарах» (приведено в карте): «Я родился в Виллер-Котре, маленьком городке департамента Лэсн, расположенном на пути из Парижа в Лаон, в двухстах шагах от улицы Ну, где умер Демустье, в двух милях от Ла Ферте-Милон, где родился Расин, и в семи милях от Шато-Тьерри, где родился Лафонтен».
 
Мне не было дела до Расина, Демустье и Лафонтена, но я загорелась посетить могилу Дюма. Попросила об этом Раймона. Занятый приготовлением обеда, он сделал недовольную гримасу и ответил, что там нечего смотреть, в доме Дюма живет другая семья, и доступа туристам туда нет. Однако меня было нелегко поколебать.
- Но ведь могила Дюма доступна? Я хочу положить на нее цветы. Это было бы  здорово: цветы от русской поклонницы ушедшему французскому гению! Прошу тебя, давай поедем, - я смотрела умоляюще, и друг согласился.

Мы сели в старенький автомобиль Раймона, моя пятнадцатилетняя дочь Полина устроилась сзади, и   покатили по великолепным французским дорогам в сторону Виллер-Котре. Ландшафт нас радовал то полями созревающей пшеницы (совсем, как у нас, - подумалось мне), то старинным замком, мелькнувшим среди столетних деревьев, то узенькой речушкой, через которую был переброшен легкий деревянный мостик. Но огорчало  молчание Раймона, с серьезным лицом вцепившегося в руль машины и напряженно смотревшего на почти пустую дорогу.

Приехали. Маленький чистенький французский городок. Раймон подвез нас прямо к дому Дюма, серому, солидному, чуть похожему на своего знаменитого владельца. Калитка дома действительно была заперта на замок, в чисто подметенном  дворе – ни души. Лишь пчелы жужжали в цветах шиповника, растущего у изгороди, да солнце заливало все своим радостным светом.  Мы постояли несколько минут, через решетку глядя на дом, где родился и вырос знаменитый писатель.  Затем отправились на кладбище, поразившее меня ухоженными могилами, обилием высаженных цветов и аккуратными гаревыми дорожками. Вот и могила Дюма-отца, на которой лежит серая гранитная плита с позолоченной надписью «Alexander Dumas-pere 24.07.1802 – 5.12.1870». Я молча кладу на могилу букет полевых цветов, сорванных по пути, вздыхаю, не в силах совладать с волнением. Дочь держит меня за руку, стоим, не шелохнувшись. Справа - могила Дюма-сына, как две капли воды похожая на отцовскую.

- Ты не понимаешь, как важно для нас приехать сюда, - говорю я Раймону, равнодушно стоявшему в стороне. – Русские любят Дюма. В каждом русском доме ты найдешь его книги, он самый читаемый француз в нашей стране. А сколько было экранизаций по его произведениям! Ты не помнишь точно?
- Тридцать семь, - Раймон оживился, его голубые, слегка выцветшие глаза заблестели, поскольку затронутая тема была весьма интересна для него – он  был кинокритиком, автором нескольких монографий, создателем и бессменным президентом Лаонского детского кинофестиваля.  – Когда мы вернемся, я покажу вам чудный голливудский фильм по Дюма  - «Дама с камелиями» с Гретой Гарбо.

- Отлично! - отвечала я, беря друга под руку и радуясь тому, что лед между нами растаял.  - Лет пятнадцать назад у нас тоже сняли телесериал «Д'Артаньян и три мушкетера», очень популярный. Все актеры, игравшие главные роли,  стали культовыми. Я пришлю тебе кассету.
- Мама, а помнишь «Графа Монте-Кристо»? Там играл некрасивый актер, но очень трогательный. Ты еще сказала, что красота – не главное, - поддержала разговор дочь, мечтающая о карьере фотомодели, и кокетливо откинула назад свои длинные, до пояса  волосы.
   
Так, мирно беседуя, мы дошли до музея Дюма, разместившегося в большом особняке, где посмотрели богатую экспозицию, узнав много нового. Александр Дюма родился в семье наполеоновского генерала и дочери хозяина местной гостиницы. Что интересно – бабка по линии отца была чернокожей рабыней с острова Гаити.
- А у нашего Пушкина тоже был чернокожий дед – Ганнибал! – воскликнула дочь.

Мы это обсудили и двинулись дальше по экспозиции. Достигнув двадцатилетнего возраста, Александр без денег уехал в Париж, надеясь на связи отца. Он мечтал стать драматургом и стал. Его пьесы пользовались большим успехом у театральной публики. В то время газеты для увеличения своего тиража практиковали публикации романа с продолжением. Такие романы с использованием исторических фактов начал писать Дюма, что принесло ему невероятную популярность.  Он был потрясающе работоспособным. Считается, что он пользовался услугами так называемых «литературных рабов», поскольку книг, выпущенных под именем Александр Дюма так много, что для их написания нужна целая команда писателей.  Самыми известными историческими  драмами Дюма, написанными в соавторстве с Огюстом Маке, являются  «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго».

Во время июльской революции 1830 года Дюма принимал участие в штурме дворца Тюильри. Позже участвовал в борьбе за объединение Италии. Он провел два года в России, посетив при этом Петербург, Москву, Карелию, Валаам, Царицын, Закавказье. Об этом он написал книгу «Путевые впечатления. В России».
- Мама, я обязательно прочту эту книгу! – пообещала с запалом дочь. – Ведь интересно знать, что думал Дюма о нашей стране!

 Мы вернулись в Лаон, полные незабываемых впечатлений. По крайней мере, мы с дочерью. Что касается Раймона, то он выглядел усталым и грустным, однако по приезде все же поставил нам «Даму с камелиями». Только спустя много лет я поняла, почему Раймон без энтузиазма воспринял мою просьбу. Он был человек в возрасте, и сто километров пути оказались для него испытанием, ибо он считал, что Дюма, не снимавший кино, этого не стоил…

Из дневника: «29.06.хххх. Сижу в аэропорту и пытаюсь записать свои впечатления о поездке. Странно, но ничего не приходит на ум. Узнаю себя: прошлое есть прошлое, отрезано, отсечено. Я отделена от него двумя с половиной тысячами  километров, которые мне предстоит одолеть, возвращаясь домой. Хотя можно отметить главное: я вновь посетила прекрасную Францию, побывала на могиле Дюма, участвовала в работе фестиваля, который много потерял после ухода Раймона с поста президента.

Ему семьдесят, но он не стар. Держится молодцом, но полномочия президента пришлось сложить. Он очень переживал свой уход, только об этом и говорил, обвинял во всем «эту кривляку», возглавившую теперь фестиваль. Я молча выслушивала его, не комментируя. Да, она виновата, но лишь в том, что молода и напориста. Это простой и вечный закон жизни – молодые вытесняют пожилых, чтобы занять их место. Печально, но факт».