В ожидании такси

Андрей Медведев-Берлогин
В ОЖИДАНИИ ТАКСИ
(Диалог)

Время – начало XXI века.
Действующие лица:
Оллд и Мвуу – два товарища, в 70 - 80-е годы вместе учившиеся на факультете искусства.
……………………………………………………………………………………….

Мвуу: Привет! Оллд! Ты как здесь?
Оллд: Здорово, Мвуу! Я – проездом. А ты – с конференции?
Мвуу: Как догадался?
Оллд: По характерным очертаниям синяков и ссадин! Ха-ха-ха!
Мвуу: Ха-ха-ха! Ну, здорово, здорово.
Оллд: А что это за пятна на пиджачке?
Мвуу: Пропорциональное масло. Его там завались было.
Оллд: Хорошо, что на штаны не хватило! Ха-ха-ха!
Мвуу: Ха-ха-ха! Ну в штаны-то пускай другие накладывают. А мы-то им там врезали.
Оллд: А они что же, в долгу остались?
Мвуу: Да я бы не сказал …
Оллд: Ну тебя хотя бы поздравили с открытием Второго Закона Бутерброда?
Мвуу: Держи карман шире! Поздравили …
Оллд: А потом догнали и еще «поздравили»! Ха-ха-ха!
Мвуу: Ха-ха-ха! С ними стало трудно тягаться: теперь метрический тензор играет за их команду.
Оллд: Это тот, которого нам Плиц показывал?
Мвуу: Нет, ты забыл. Ди Плиц показывал нам Жукову Астрономию. А тензора не показал; сказал, что для решения наших задач этого не потребуется. Пожадничал.
Оллд: И тебя теперь досада берет?
Мвуу: А если тебе так врезать, тебя не возьмет?
Оллд: Ну я-то, пока что делом занимаюсь, мне по конференциям болтаться некогда … Может быть и тебе пора переключиться?
Кроме шуток: посмотри на нынешних. Ты бы, как они, смог? Ха-ха-ха … Дай тебе мобильник, ты же с ним будешь похож и на мартышку, и на очки одновременно! Что уж говорить о настоящих технологиях! Похоже, ты безнадежно отстал, сошел с дистанции … У тебя и компьютер-то для детских рисуночков.
Мвуу: «Музыка на три копейки», каак ты выражаешься?
Оллд: Да я за них и столько не дам. Ха-ха-ха!
Мвуу: Обрекаешь на голодную? Ха-ха-ха!
Оллд: Ха-ха-ха?!! Нет, я-то не обрекаю и не предрекаю, но мне как-то дико: почему ты так уверен, что ты прав, а они нет? Сам же видишь: теперь даже Трезор за них.
Мвуу: Да не Трезор, а тензор!
Оллд: Тем лучше; может быть, хоть он тебя убедит.
Мвуу: Скорее он там у них узлом завяжется!
Оллд: Ну хорошо! Почему ты (опять!) прав, это я понимаю. У тебя такая привычка. Прав по инерции. … А почему, все-таки, они не правы? Объясни, пожалуйста … уж если не трудно … Колись, давай! Ты мне друг или портянка?!
Мвуу: Хм … Видишь ли, они по своему правы …
Оллд: В смысле?!
Мвуу: Я что, говорю по-китайски?
Оллд: Мне иногда кажется, что китайскую речь я понимаю лучше твоей родной. Если они правы, то почему, зачем ты с ними вечно цапаешься?
Мвуу: Я сказал: правы по-своему.
Оллд: А ты хотел бы, чтобы – по-твоему? … Прикинь: у этих ребят с соображалкой – полный порядок; они нас с тобой за пояс заткнут! Объем информации такой, какой нам в наши времена (времена запретов) даже не снился; причем, с возможностью чуть ли не моментального выхода в любую точку информационного пространства. Ты что, считаешь, что ты с ними в одной весовой категории? Да это ж бульдозер! Раздавит и не заметит!… Знаешь, откровенно говоря, я иногда думаю, что тебе не хватает простой человеческой скромности.
Мвуу: Как тебе сказать … В отношении информационного пространства я-то как раз поскромнее: не думаю, что оно настолько мало, чтобы в любую точку можно было попадать мгновенно. Протяни руку и ты уже ухватил Жар-птицу за хвост! Если бы!… Увы, приходится блуждать по лабиринтам.
Оллд: Ладно, не мое дело разбираться в масштабах пространств. Скажи, если сможешь на нормальном языке: в чем, все-таки твои оппоненты прокололись?
Мвуу: Понимаешь, Оллди, я бы тебе сказал … уж от тебя бы скрывать не стал, но… у меня с «нормальным языком» проблемы … Мне привычнее на языке… образов.
Оллд: Ну валяй хоть так, если успеешь. Вон авто подходит. Пока доедем до аэропорта, усеем проникнуться твоими образами.
Мвуу: Вагон времени!
Оллд: Колись!
Мвуу: … Ты ведь помнишь эту историю про мальчика, который пытался дойти до горизонта? Про что она?
Оллд: Про мечту несбыточную.
Мвуу: Вот и у науки есть несбыточная мечта.
Оллд: А о чем, по-твоему, мечтает наука?
Мвуу: Мечтает подменить собой всё.
Оллд: Ха-ха-ха! Все ясно! А я-то уж бог знает что подумал!… Мой юный друг, ты бредишь… Ха-ха-ха!… Дурак и не лечишься.
Мвуу: Лечусь, старик, ха-ха-ха, народными средствами. Пока не в психушке. Ха-ха-ха!
Оллд: Знаешь ли, мне хочется задать тебе один вопрос в новорусском стиле: ты хоть сам понял, чего сказал? Кажется что-то про мечту науки …
Мвуу: Это тебе со стороны виднее. Смирительную рубашку ты на мне, кажется, уже увидел? Ха-ха-ха!
Оллд: Ха-ха-ха! Закуривай!
Мвуу: Спасибо, давно не балуюсь.
Оллд: Но игрой в слова-то ты побаловаться любишь… Нет-нет, да и брякнешь что-нибудь… Надо ж такое ляпнуть!
Мвуу: (зевает). Видишь, вот наш автобан, поднявшись на горку, как бы встречается с небом. Представь, что это – горизонт, к которому стремится сегодняшняя наука. Она привыкла точно намечать цели. В своем движении к горизонту, она принимает за ориентир вот этот столб у дороги. Дойдя до столба, она объявляет: мы достигли горизонта. Судя по «точному ориентиру», оно вроде так и есть. Если ее в этот момент не встряхнуть, она не только не оторвет свой нос от асфальта, но и нас дальше своего «горизонта» не пропустит.
Оллд: Так уж и не пропустит?
Мвуу: Похоже, что да.
Оллд: По-моему, ты зря грешишь на науку. Не пропускают дальше таких горизонтов не ученые, а администрация.
Мвуу: Тогда кто кому служит?
Оллд: Никто никому; просто все зарплату отрабатывают. Каждый сверчок знай свой шесток!
Мвуу: Так вот а я о чем? Ха-ха-ха! Сверчки несчастные! Еще что-то там о себе воображают! Шучу, конечно… Но в этом-то и суть подмены. Мы из-за них скоро все сверчками запоем.
Оллд: Обскурантизм!… Вылез бы ты из своей норки, так научился бы рассуждать как нормальные люди … А то в сверчи уже тут всех зачислил …
Послушай-ка лучше, что я тебе скажу. Про науку, так про науку! Я напомню тебе историю под рубрикой «из жизни инфузорий». Помнишь, как плоскатики пузырь нашли?
Мвуу: Да. Они измеряли свои круглые клумбочки. Хотели подсчитать, сколько на них потребуется кирпичиков. В каком-то месте их родной плоскости измерения дали непредсказуемый результат: соотношение длины окружности и ее диаметра проехало мимо «ПИ». Они что-то заподозрили. Это и стало их прорывом в третье измерение.
Оллд: Молодец! Не всю память пропил! Ха-ха-ха!
Мвуу: Ха-ха-ха!
Оллд: А разве ты не заметил, что именно плоскатические ученые обеспечили плоскатикам выход на новые интеллектуальные горизонты? Ну, и у кого же они стояли на пути? Кого не пускали?
Мвуу: Старик, машина!
Оллд: Ты мне зубы не заговаривай! Машину мы не упустим. Плоскатическую науку уважаешь?
Мвуу: Слушай, Ю, не кипятись. Я от тебя еще не уехал. Садимся в тачку и договорим по дороге.
……………………………………………………………………………………….

Друзья садятся в машину.
……………………………………………………………………………………….
Оллд: Ру, так как насчет горизонтов и прорывов? Кто на самом деле заслоняет, а кто двигает вперед?
Мвуу: Оллд, а ты не хотел бы для настройки мозгов расколоть пару загадок?
Оллд: Нет! Сейчас главная моя загадка – твои бредни. Вот их-то и надо расколоть. А загадки – не волки, пускай в лес смотрят! Говори: кто открыл для плоскатиков новые горизонты? Отвечать не раздумывая! Считаю до трех! Ха-ха-ха!
Мвуу: Ученые, конечно. Я разве спорю?
Оллд: А-а! Ну то-то же! А я уж думал твоя привычка к правоте и на этот раз сработает.
Мвуу: Сработает, не беспокойся.
Оллд: Что-о-о?!  Не понял, а на этот-то раз как?
Мвуу: Покопайся же и ты в памяти. Помнишь, еще до находки пузыря, кое-кто из плоскатиков любил полетать ночью над нашей лампочкой? Вспомни: когда мы делали афишку к твоей выставке, парочка плоскатиков развлекалась с нашими бумажными трафаретами. Очень уж им нравилось пролезать в эти прорези. Для нас – нехитрое удовольствие, а для них – полет, прорыв пространства. А судьбу их помнишь? Она незавидна. По возвращении в родную плоскость их …
Оллд: А, ты вот о чем… Ладно, хватит об этом. Не береди. Помню …
Мвуу: Теперь, конечно, другое дело. «Пузырь» обнаружен. Факт стал достоянием гласности. Теперь им разрешено летать и за пределами плоскости.
Так вот: до этого открытия предыдущий «горизонт» и служил препятствием для полетов в трехмерном пространстве.
Оллд: Но ведь не сама же наука мешала им летать. Тот «горизонт» был чисто административным препятствием!
Мвуу: Да, летать мешала не наука. Но, если бы она могла, была готова, была способна … присмотреться к этим полетам, тогда судьба летунов не зависела бы от открытия «пузыря».
Оллд: Ну ты даешь! Одно дело – жалеть плоскатических летунов, другое – обижаться на науку!
Мвуу: Но-но! Оллд, не передергивай! Если бы я на нее обижался, я бы не «болтался» по конференциям.
Оллд: Н-ну … Ну не знаю … все-таки, тон вашего общения на конференциях какой-то странный …
Мвуу: Это ты в том смысле, что я мог бы быть с ними и повежливее?
Оллд: Разумеется!
Мвуу: А давно ли ты сам сравнил их с бульдозером?
Оллд: Так я же не в том смысле.
Мвуу: Ха-ха-ха! Это ты в том смысле, что им самим ты при встрече так не скажешь? Ха-ха-ха! А я вот в каком смысле. Знание – сила. Помнишь, мы любили читать журнал с таким названием?
Оллд: Само собой!
Мвуу: Бульдозер по сравнению с масштабом этой силы – просто песчинка и Солнце. Но проблема в том, что наука – это еще не все знание.
Оллд: Слушай, Рука, а ты помнишь, мы называли этот журнал «Знание – лошадь»?
Мвуу: Еще бы! Но теперь это уже – мифы Древней Греции. «Лошадиная сила» – сказки про былинных чудо-богатырей.
Оллд: Постой-ка! А если в прямую? Такой экспиримент: ты пригласишь какого-нибудь матёрого кабинетно-лабораторного исследователя в конюшню? На ипподром! Пусть полюбуется. Ведь если не силу, то, по-крайней мере, некую природную красоту он все же почувствует?
Мвуу: А что это даст? Они и сейчас говорят: красота – объективное свойство природы. Увидев лошадь, они просто убедятся, что были правы. Вот оно – природное свойство… Стоит свойство, сено жует, хвостом помахивает…
Оллд: А ты, как всегда, найдешь, что возразить.
Мвуу: Если спросят… Бульдозер не всегда спрашивает. Помнишь, как у поэта про «слепой танк»: «То-то: слеп! Лежишь в канаве, а на сердце маета. Вдруг как сослепу задавит: ведь не видит ни черта!» Ха-ха-ха!
Оллд: Ха-ха-ха! Ну а если спросят?
Мвуу: Тогда и я спрошу: а зачем природа вообще выделила какие-то свойства? Для кого старалась? Могла бы рулить, куда угодно… устроила бы гигантскую пробку на дорогах вселенной. Ей-то что, «дуре безмозглой»? Чем ей хаос не нравился? Нет свойств – нет проблем; бурли себе, пузырись, булькай! Так нет же! Мало того, что свойств набрала, из этих свойств выбрала эстетические, в нас зачем-то вложила чувствительность к этим свойствам, сформировала в нас эстетические предпочтения, поставила на первое место именно красоту, а не …
Оллд: А может это и не она?
Мвуу: Стой! Опомнись, Оллд! Еще слово, и ты проснешься! Ха-ха-ха! Не делай этого!!!
Оллд: Да ладно, я уже выспался! Ха-ха-ха! Ты хочешь сказать, что там явно кто-то поработал? Так? И ты его, конечно, видел?
Мвуу: Глазами – нет.
Оллд: Ха-ха-ха! А задницей?
Мвуу: Ха-ха-ха! Передницей! Ха-ха-ха!
Оллд: …Ладно, Мвуу, хватит на сегодня. Мы уже в аэропорту. У нас регистрация у разных стоек. Жаль, опять толком не поговорили. Будешь в Прищучинске, заходи.
Мвуу: До новых и радостных!
……………………………………………………………………………………….
Друзья расходятся к регистрационным стойкам. Через некоторое время Мвуу, пройдя регистрацию, проходит в зону досмотра, движется дальше вместе с другими пассажирами в направлении летного поля. Оллд внезапно бросается его догонять и кричит:
Оллд: Постой-ка, Мвуу, я что-то не понял: ты сказал «наука это еще не все знание»? Эй, Мвуу! … Мвуу! Наука, это еще не все знание? … Мвуу!!!
……………………………………………………………………………………….
Мвуу не слышит, он уже далеко.