Детекторный приёмник

Девяткин Вячеслав Георгиевич
 



        Едва мы увлеклись идеей сделать детекторный приёмник, как наш двор заметно опустел. Никто уже не играл в «землемеры», не стучал по «чижику» лаптой, не звенел монетами у «пристенка» и не гонял в футбол. Бывалые люди намекнули, что на краю города, в Нижних котлах, можно найти любые радиодетали!

        На трамвае мы рванули на свалку, где люди бегали за каждой разгружающейся машиной. Нам сначала не везло – разгружались машины с конфетной фабрики, с лесопилок, со строек. И, наконец, полупустая машина выгрузила никого не заинтересовавший груз с огрызками проводов, зелёными сопротивлениями, яркими конденсаторами, стеклянными диодами и непонятными чёрными транзисторами без надписей из-за брака. Мы выхватывали друг у друга драгоценные сокровища и рассовывали их по карманам!
        В читальном зале библиотеки мы набирали стопки журналов «Сделай сам», где одни из нас  выбрали приёмники с переменным контуром, кто-то с непонятной ферритовой антенной.

        Я выбрал схему, где надо было наматывать на катушку более двухсот витков с отводами к переключателю с десятью каналами. Мне было лень переписывать: через какое количество витков делать десяток отводов от катушки. И я тихонечко вырвал страничку.

        Наши родители облегчённо вздохнули – их чада больше не будут дудеть в трубы, а будут тихонечко клеить,  наматывать провода и закреплять радиодетали на фанерке. Отец, довольно улыбаясь, принёс и отдал мне рыжий немецкий ранец с инструментами и я принялся за дело. Младший брат, пока я собирал приёмник,  незаметно вставал  сбоку и тихонько с любопытством наблюдал, посапывая  носом.
        И, наконец, дрожащими от нетерпения руками, я одел наушники и стал двигать переключателем каналов. В наушниках что-то потрескивало и шуршало. Нужна была хорошая антенна! Я примотал кусок провода к спинке железной кровати. И сразу услышал тихую музыку!

       Отец сжалился надо мной и протянул под потолком комнаты, свитый кольцами медный провод. Теперь сразу стало ясно – что же такое говорит диктор и о чём поёт Лидия Русланова! Как это просто и загадочно. Ты ловишь невидимые радиоволны, которые наушниками, антенной, колебательным контуром и диодом переводятся на понятный человеку язык! Жаль, что наша комната только на втором этаже. А вот у Костика – на пятом и он запросто слушает на своём приёмнике несколько программ!
        В ранце я нашёл большой моток тонкого провода. И мне в голову пришла безрассудная  идея – спустить его с крыши пятиэтажки прямо к нашему окну.

        Солнечным летним днём я пробрался по лестнице до чердачной двери, которая была не заперта. С пыльного чердака, через окошко я  вылез на раскалённую крышу.

       От порывов тёплого ветра и бесконечного простора у меня закружилась голова, и захватило дух! Я сел на горячую крышу и огляделся. Вон Новоспасский монастырь и высотное здание на Таганке, изгибы Москвы-реки, вон наша 527 школа, стадион ДСО «Труд», вот, среди массивной зелени – детские сады вдоль 1-ой Ситценабивной фабрики..

       Моя голова прояснилась, и я вытащил из-за пазухи приёмник. Одел наушники и, держа зачищенный конец провода в руке, вторым случайно прикоснулся к крыше.  О. чудо! Без  всякого приёмника, а только через крышу и меня, наушники сами заговорили и запели! Вот только в моих ушах сразу пело, плясало и говорило несколько радиостанций!
       Накрепко закрепив провод в расщелине железного листа, я сбросил весь остальной  провод с крыши, примерно в тёх метрах от пожарной лестницы, чтобы он опустился рядом с нашим окном на втором этаже.

       И тут на меня нашло какое-то затмение – я добрался до поручней пожарной лестницы и, преодолевая холодящий всё тело страх, начал искать ногами ступеньку лестницы. Руки звериной хваткой впились в колючую ржавчину круглых поручней. Возвращаться назад было поздно. Я судорожно, в полузабытьи, не глядя в низ, начал спускаться.

       Расстояния меж перилами были, видимо, для взрослого и мне приходилось холодеющими ногами долго искать далёкую перекладину. От бешеного напряжения дрожал каждый мускул. Но я, почему-то, больше всего боялся, что меня видят и могут рассказать моим родителям. И только одна радостная мысль успокаивала меня: «Теперь вся крыша будет антенной в приёмнике!» Нижних ступеней у земли не было, наверное, чтобы дети не могли лазить по аварийной лестнице. И я, поболтавшись  немного, отчаянно спрыгнул на землю.
   
Оказавшись дома, я подцепил заветный провод шваброй, и втащил его в комнату. Родители на работе, брат где-то гуляет. Я – один дома.

        Соединяю антенну к приёмнику. И тут меня оглушает заливистый дуэт оперетты. А сколько станций! Вовсю чествуют перекрытие сибирской реки…
        Вечером разразился скандал. Пришла пожилая библиотекарша, и с порога грозно сказала моим родителям:
        - Если гора не идёт к Магомету, то Он сам идёт к горе!
        На стол она положила книгу с выдранной страницей. Страницу аккуратно вклеили. И дело уладили небольшим штрафом. Отец всыпал ремнём  и поставил в угол.
          Зато теперь я просыпался по ночам, как от какого-то толчка. Тихонечко вынимал из - под подушки заветный приёмник и слушал таинственный ночной эфир. Строгий мужской голос выразительно диктовал, наверное, какую-то передовицу для утренней газеты:

        - Наряду  с  организацией   свиноводства,   запятая,  растёт  и  кормопроизводство   хозяйств   точка…
         Я тихонечко вздыхал от счастья и переводил движок дальше и дальше.
       
         В эфир врывались хрипы и посвисты неведомых миров. Как мне хотелось услышать весь мир! Но какие нужны для этого схемы и детали я пока не знал.

         Утром родители убирали наушники, съехавшие с моей головы. Брат же, один раз послушав приёмник, потерял к нему интерес. Он убегал с друзьями на природу и собирал в спичный коробок каких-то переливающихся всякими цветами жуков, куколок бабочек или божьих коровок.

        Ровно через  неделю кто-то оборвал мою мощную антенну. Да и ребята, вдоволь наслушавшись своих приёмников, вскоре охладели к ним.Пришло время транзисторных карманных приёмничков, которые мы сами делали в обычных мыльницах!