А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 43-44

Владислав Стадольник
                Глава 46. ОСОЗНАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

                «Человек - часть космической энергии,
                часть стихий, часть разума, часть
                вышей материи».
                (Агни-Йога, Беспредельность,ч.1,с.104)

      Определяя место и роль человека в Мире необходимо точно представлять, что именно мы понимаем под понятием «человек», а это неразрывно связано с определением всех уровней понимания сущности человека.
      Первоначальное восприятие человека и его сущности сводилось к оценке его как существа биологического, затем, по мере развития знаний о мире и месте человека в нем, стала все более проявляться еще одно понимание его сущности - социальной, преобладающей и в настоящее время. В конце XIX и в начала ХХ веков общество стало выделять в качестве самостоятельной сущности человека еще один его аспект - психологический. И лишь в последние десятилетия стали признавать наличие в нем еще одной сущности - энергетической. В зависимости от того, какие из этих сущностей видели в человека, какие из них признавались определяющими, так и определялось место и роль человека в Мире.
Вместе с тем уже древние Писания и учения доносят до нас понимание древними  человека как многопланового существа; биологического, психологического, энергетического и даже космического, при этом разделяя последние на взаимодействие ряда тонких тел, составляющих природу человека. Примером могут являться тексты «Махабхараты», Йоги и другие учения Древней Индии, учения об «инь», «ян» и Дао Древнего Китая и др. Упоминание о тонких телах, наличие энергетических меридианов, энергетических (аккупунктурных) точек и центров (чакр)  свидетельствует о существовании глубокого знания древних о действительных сущностях, в том числе и энергетических, человека.
Определение различных сущностей человека связано с самим представлением о человеке, его месте и роли в окружающей действительности, которые предопределяются объемом его знаний о нем самом и об окружающем Мире.
Признание преобладающей роли биологической сущности человека во многом было продиктовано представлением человека, как части живой Природы, как представителя животного мира. В дальнейшем развитию этого представления способствовало формирование и становление материалистического представления о мире. Основы такого понимания были заложены еще в античный период, не говоря уже о знаниях мудрецов Древней Индии. Однако с появлением учения Ч. Дарвина значение биологической сущности человека еще более возросло и стало едва ли не самым основным. А с возникновением такого направления науки, как генетика, поиски определяющей основы человека все более уходят на «утонченный научный уровень», но продолжают носить определяющий биологический уклон.
Что касается психологической сущности человека, то данный аспект ранее имел второстепенное значение относительно биологической сущности, носящей основополагающее значение. Исходя из того, что психика и сознание, понимавшиеся лишь как одни из составляющих, но не определяющих, биологических характеристик человека как живого существа, соответственно не могли быть определены и рассматриваться таковыми в отношении биологической природы человека. Возникшее в дальнейшем представление о социальной сущности человека явилось результатом соответствующего мировоззренческого, и прежде всего идеологического, подхода к роли и месту человека в обществе, не нарушая основополагающего представления. Сама по себе данная (социальная) сущность человека является искусственно созданной, ибо как таковой ее в Природе не существует, но возникшая вследствие соответствующего этапа развития человека. Это, скорее всего, лишь один из вариантов проявления психологической и энергетической сущности человека, в частности, характеризующий взаимоотношения личности с  другими отдельными индивидуумами и обществом, в основе которых находятся именно психологические и энергетические процессы и явления. Вместе с тем, учитывая, что человек существовал и существует в Мире среди себе подобных, одно только это вполне может вывести уровень его социальной сущности на таковой, который вполне обоснованно может быть признан Природным. Природа, создавая человека, предполагала, что он будет существовать не как изолированный индивидуум, а как составляющая группы индивидуумов, то есть как социальная составляющая.
Энергетическая сущность человека практически до недавнего времени вообще не учитывалась, ибо сама природа этих явлений, в силу их утонченности, была вне сферы познания, а отмечавшиеся отдельные проявления признавались аномальными. И только последние десятилетия наука, будучи уже не в состоянии просто отмахиваться от проявления энергетических явлений человеческого организма, стала проявлять к этому интерес. Но и сейчас, признавая за человеком наличие определенных энергетических проявлений, наука, в большей мере оставаясь на позициях материализма, будучи не в состоянии понять значимость данной сущности человека. В лучшем случае ей отводится роль некой незначительной, второстепенной характеристики человека.
Именно поэтому точка зрения оккультизма на природу человека наукой воспринималась, а во многом и сейчас воспринимается, как несостоятельная, поскольку она не имеет под собой «научного» объяснения. Фактически же наука сталкивается с совершенно принципиально новым взглядом на Мир, человека и их сущность, признать которые, оставаясь на своих прежних позициях первичности материи, наука не в состоянии.
Оккультизм, между тем, рассматривает человека по тем же принципам, как и весь Мир, отмечая существования в нем семи Планов, аналогичных семи Планам Бытия, о которых мы говорили ранее.
«Семь планов соответствуют семи состояниям человека. От него самого зависит согласовывать три высших состояния в нем самом с тремя высшими планами в Космосе. Но прежде чем приступить к этому согласованию, он должен пробудить три «основания» к жизни и деятельности».(1,т.1,с.257)
Для того, чтобы понять вышесказанное необходимо привести общее представление о Семи Принципах и Планах Человека. Если под Принципами понимаются первичные сущности, основные дифференциации, лежащие в основе Всего проявляющегося, то под Планами принято понимать уровень состояния сознания (воспринимающей способности отдельных групп  чувств, действие определенных сил, состояние материи и др.). Иначе говоря, ЕСЛИ ПРИНЦИП - ЭТО ОСНОВНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ДАННОГО ЭТАПА, ТО ПЛАН - ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ТОМ ИЛИ ИНОМ АСПЕКТЕ.
Первые три Принципа Человека относятся к Высшим Принципам, а, применительно к первым Планам Человека, аналогичны трем Высшим Планам Бытия и Сознания.
Первый Принцип Человека можно сравнивать с своеобразным Логосом человека. Подобно тому, как Логос связан с предшествующим ему Лайа-Центром более высоких (Космических Принципов), так и Первый Принцип Человека является связующим звеном между Высшими Вселенскими Принципами и следующими за ним новыми проявлениями этих Принципов в Человеке или проявлением Высшей Воли в индивидууме. Формой проявления его обычно признают Свет. Данный План можно называть Ади, как указано  на рисунке 75.
Второй Принцип Человека представляет собой формирование Духа, то есть тот уровень, на котором Дух реализует свои потенции.
Третий Принцип Человека  (Человеческая Душа или Манас) можно рассматривать как Высшее Эго или как своеобразный интеллект, причем двух планов: Буддхический - именуемый Высшим или Вдохновенным Интеллектом с определяющим влиянием Разума,  и разум человека в его обычном понимании с определяющим влиянием Манаса высшего и низшего планов. На этом этапе формой проявления этого Принципа в первичном состоянии является так называемое Тело Причинности, а в завершающем состоянии  - наиболее совершенное состояние Ментального Тела. На этом этапе Ментальное Тело обладает свойствами понимания и ощущения, или совершенное постижение всех форм знаний, откуда и связь с понятием «Интеллект». (Окончательное завершение формирования Ментального Тела произойдет  уже на следующем этапе.)
(Дух, Атма) (Духовная Душа или Буддхи) Данный уровень именуют Буддхическим Телом или Телом Блаженства (первая характеристика означает уровень или даже «форму», а вторая - состояние или качественную характеристику). Данному уровню соответствует то, что мы относили к Вселенской Душе или Разуму (но не разуму человеческому). И не случайно именно этот План связан с «чистым» осознанием Мира без участия Манаса.
Четвертый Принцип Человека (Животная Душа или Кама) можно рассматривать как «тело желаний». На этом этапе завершается окончательное формирование Ментального Тела (формируются его более низкие планы - высшие эмоции и желания) и начинают формироваться высшие состояния Астрального Тела (низкие эмоции и желания), именуемого Тонким Телом. Данный Принцип, в отличии от первых трех Высших Принципов, относится к первому из четырех низших Принципов, непосредственно связанных с живым организмом.
«Оккультизм учит, что имеются семь чувств в человеке и в природе, так же как существует семь состояний сознания. ... Это касается только разума на чувственном плане (пяти чувств), Духовный Разум, высшая часть или аспект безличного Манаса, не осознает чувств в физическом человеке».(1,т.1,с.143-144)
Пятый Принцип Человека (Прана или Жизненная Энергия) завершает формирование Астрального Тела, основанного на еще более грубых энергиях Тонкого Тела, а также формируются энергетические основы Физического тела, то есть энергии плотного тела.
Шестой Принцип Человека (Эфирный двойник) представляет собой этап формирования промежуточного, а точнее связующего звена или проводника, между энергиями Плотного Тела и самим Плотным или Физическим Телом (последний окончательно сформируется на этапе проявления Седьмого Принципа Человека). Иначе данный Принцип можно признать за своеобразный Лайа-Центр, из которого в дальнейшем будет формироваться Плотное Физическое Тело. Именно этот эфирный двойник и есть предоснова наших видимых физических тел. Если говорить о физической сущности данного эфирного тела, то можно сказать, что это уровень вторичных вихреобразований или уровень наиболее тонких элементарных частиц.
Седьмой Принцип Человека - Плотное или Физическое Тело, окончательно сформированное и имеющее атомарно-молекулярный или вещественный уровень, и есть наше видимое физическое тело.
Иначе говоря, если первые Три Принципа - это уровень становления различных форм Духа (или Разума) и его первичного носителя, то Четвертый Принцип - это уровень Фохата (Вселенской Энергии или Воли), Пятый - уровень Акаши (Вселенской Материи), Шестой - Вселенской Души (Вселенской Жизни), и Седьмой - Образ Человека (Центральная Точка, Лайа-Центр, Прообраз Вселенной).
Из краткого описания Принципов Человека видно, что если пытаться определять  возможные для исследования сущности человека, то в первую очередь нужно рассматривать его с позиций Разума и разумности (об различии этих понятий мы уже говорили ранее), энергетической сущности и лишь затем биологической. Применение определения «психологическая сущность» в общепринятом понимании психологии здесь вообще неприемлемо. Что же касается использования понятия «энергетической сущности», то здесь необходимо разделять три аспекта: анализ энергетических состояний соответствующих трех Высших Планов, соответствующих Тонких Тел (Ментального, Астрального) и Эфирного Двойника, энергетической сущности  Праны или Жизненной Энергии, а также энергетической сущности Физического тела. Более правильным было бы использовать комплексный подход к пониманию сущностей человека с этих точек зрения, поскольку именно энергетическая сущность человека в последующем может рассматриваться и как социальная, и как психическая, и как биологическая сущность человека. Конкретный вид сущности человека определяется соответственно тем уровнем энергетической характеристики, который характерен для определенной группы Планов человека.
Как видим современный научный подход рассматривает человека более поверхностно, ограничиваясь в основном лишь его Физическим Планом, а, так называемый, психологический аспект ограничен уровнем Астрального Плана и низших слоев Ментального Плана. Разумность человека чаще всего отождествляется с деятельностью ума, Манаса, а само понятие Разум приравнивается к понятию сознания, что является ошибкой. Что же касается трех высших Планов, то эти области оказываются не только вне сферы познаний науки, но и вообще вне ее мировоззренческого подхода.
Вместе с тем в научной литературе периодически появляются книги и статьи, в которых ведется речь о возможности существования некоего Космического или Вселенского Разума, Космического или Вселенского Сознания, что также выпадает из общепринятого материалистического представления о Мире. Ни наука в целом, ни авторы этих работ не в состоянии сказать что-либо о таком Разуме или Сознании. Остаются без ответа эти вопросы и в философском плане, поскольку ни одно из известных современных философских учений, принятых на вооружение наукой, не в состоянии не только что-либо сказать о этих понятиях, но и даже не могут определить должное их место в общей схеме Мира. Сами же понятия Космический и Вселенский если и не отождествляются, то не имеют достаточно конкретного определения.
Отводя роль разума и сознания лишь в качестве свойств «высокоорганизованной материи», как способности к мыслительной деятельности определенных живых существ, наука пытается рассматривать этот процесс только на биологическом уровне, приписывая все, что связано с ним деятельности клеток головного мозга человека. Фактически сам процесс мышления, сама психологическая сущность человека при таком подходе все также остается в рамках плотного Физического Плана Человека. Именно поэтому отдельные ученые, говорящие о материальности мысли, либо торопятся определить уровень структуры мысли, например, на основе лептонов, кварков, других элементарных частиц или торсионных полей, либо пытаются спрятаться за неопределенность представления о психической энергии, силы, в том числе и с использованием определения «супер - " или «сверх -», и т.д. Говорить же об источнике этой энергии или силы, о Сознании, породившем эти мысли, о структуре Сознания и сознания человека на более глубоком уровне наука не в состоянии.
Вместе с тем, учет многоплановости понимания сущности человека позволяет совершенно иначе взглянуть на место, роль и взаимоотношение человека с Миром. При всей схожести строения каждого человека, определяющим является его индивидуальная энергетическая характеристика. В дальнейшем мы еще будем говорить о Карме и воплощениях человека, сейчас же мы лишь отметим, что рождение и жизнь человека во многом определяются его прошлыми воплощениями и нынешней жизнью, которые и определяют в итоге его энергетическую, а следовательно, и физическую сущность.
Представим себе человека, который по жизни в большей степени ориентирован только на Физический План Бытия, когда весь Мир для него сводится к тому, что его непосредственно окружает в жизни, то есть вещественный мир, доступный его органам чувств. Жизнь такого человека мало чем отличается от жизни животного с той лишь разницей, что в отличии от животного, у него большую роль играет сознание и разум. Если рассматривать энергетическую картину такого человека, то сама ориентация человека на Физический План Бытия определяет преобладающее значение его собственного Физического Плана - физического тела. Учитывая, что физическое тело связано с более тонкими телами (астральным и ментальным), то соответственно происходит и перераспределение энергий между всеми тонкими телами человека, начиная от высшего и кончая наиболее грубым. В первую очередь (после концентрации на потребностях физического тела) это отражается на астральном теле человека, где формируются самые низкие уровни астрала и связанные с ними чувства, желания и эмоции (удовлетворение плотских желаний, жадность, жестокость, агрессивность, стремление к насилию, подавление воли и ограничение свободы других существ в своих корыстных интересах и др.). Остальные тонкие тела такого человека слабо развиты (на уровне необходимом для обеспечения существования человека) и практическое значение их в повседневной жизни человека играет слабую роль. Но, если рассматривать общее соотношение энергий между телами человека на этом уровне, все они находятся в состоянии гармонии, характерной для данного уровня. Гармония эта сохраняется в том, что насколько развиты тела человека, настолько и на том же уровне человек взаимодействует с окружающим миром. Именно поэтому людям такого плана приходится больше сил прилагать на уровне Физического Плана Бытия, а также испытывать воздействие на себе на уровне низших слоев Астрального Плана Бытия.  Это характерно для людей, живущих на уровне дикарей или представителей цивилизованного общества, имеющих крайне выраженную ориентацию устремления к Физическому Плану Бытия.
Рассмотрим это на следующей схеме:



   Физич.      Астрал      Ментал      Буддхич.

Рисунок 81.

Как видно на данной схеме, только физическое и астральное тела человека имеют свои значения, причем физическое больше астрального. Что же касается ментального и буддхического тел, то развитие их значений минимальные и схематично мы их не отображаем. (У человека всегда существуют все 7 тел, независимо от их уровня развития. На данной схеме мы отображаем лишь 4 основные тела.) Относительно ментального и буддхического тела можно сказать, что их значения еще меньше, что не может быть отображено на данной схеме.
Большинство же людей, кроме потребностей физического тела, стремятся к получению чувственных наслаждений. В результате этого происходит перераспределение энергий между телами человека, где все также определяющую роль продолжает играть физическое тело, хотя уже несколько меньше, чем в первом случае, несколько больше энергии ориентировано на уровень астрального тела, где формируются чувства, желания и эмоции несколько более высокого уровня, но все же в большей степени касающиеся низких и близких к средним слоям астрала. При этом человек стремится испытывать чувственные наслаждения, только положительные эмоции и удовлетворение всех своих потребностей, как на физическом, так и на астральном уровне.  Незначительная часть энергии может перераспределяться для развития наиболее низших слоев ментального тела, но роль этого тела в повседневной жизни человека весьма незначительна. В большей степени развитие ментального тела подчинено задаче обеспечения потребностей физического и астрального тел человека. Здесь также все тела человека по соотношению энергий между собой находятся в состоянии гармонии, но определяющим уровнем гармонии будет уровень между низшими и средними слоями астрального тела. Если в первом случае определяющим уровнем был  грубый уровень физического тела человека, то теперь этот уровень определяется ближе к средним слоям физического тела и ближе к средним слоям астрального тела.



   Физич.      Астрал      Ментал      Буддхич.

Рисунок 82.

На данной схеме мы видим, что физическое и астральное тела человека получают большее развитие, первичное развитие получает и ментальное тело. Что же касается буддхического тела, то его развитие хотя и происходит, но оно столь незначительно, что схематично его оставим на прежнем уровне, в силу невозможности отобразить это схематично.
Как только человек устремляется к более Тонким Планам Бытия, тем меньшее значение в его жизни занимают потребности физического тела и нижних уровней астрального тела. Это, в свою очередь, также приводит к перераспределению энергий между всеми телами человека. Потребности физического тела переходят от объема максимальных к объему оптимальных, то есть когда человек ограничивает их на уровне, обеспечивающем свободное функционирование организма без излишеств, но и без серьезных ограничений, а это в свою очередь снижает энергетические затраты человека на этом уровне. Грубые уровни астрального плана уступают место уровню среднего астрала, для которых характерны не просто чисто положительные или отрицательные эмоции, но и более высокие чувства, поскольку возрастает значение более высокого уровня ментального тела. Это характерно для людей, устремленных к искусству (если это настоящее искусство, а не его примитивные формы его проявления). Здесь уровнем, определяющим гармонию между энергиями тел человека, будет уровень среднего астрала. Соответственно и взаимодействие человека с окружающим миром будет строиться исходя из этого соотношений энергий: меньше энергии затрачивается на взаимодействие на Физическом Плане Бытия и больше испытывается воздействия Астрального Плана. При этом продолжается развитие ментального тела и еще большее значение приобретает буддхическое тело, хотя значение последнего еще крайне минимально.



   Физич.      Астрал      Ментал      Буддхич.

Рисунок 83.

Развитие физического и астральных тел человека продолжается, что и отражено на схеме. Изменения же ментального и буддхического тел, опять же малозначительны, потому уровень ментального тела обозначен на том же  делении, а буддхическое тело обозначено с минимальным развитием.
По мере развития и утончения чувств и восприятия Мира, человек переходит на следующий этап энергетической характеристики, для которой характерно еще меньшее значение физического тела, формирование астрального тела на уровне более высоких его слоев, дальнейшее развитие среднего уровня ментального тела и низших слоев буддхического тела. Это характерно для людей, ориентированных или стремящихся к так называемому «духовному развитию». Как правило, это связано с изучением литературы соответствующего содержания, а также устремление к более совершенным формам искусства. Получаемая извне и трансформируемая самим человеком при этом энергия также вызывает перераспределение прежнего уровня гармонии между энергетическими телами. Еще меньше значение приобретает для человека физическое тело и связанные с ним потребности, развивается более высокий уровень астрального и ментального тела, а также получает развитие начальный уровень буддхического тела. При этом уровнем, определяющим гармонию между энергиями тел человека, является уровень высокого (но не высшего) астрала и среднего уровня ментала.



   Физич.      Астрал      Ментал      Буддхич.

Рисунок 84.

Чем дальше развивает человек свои тела, тем в меньшей степени играет роль физическое тело, потребности которого постепенно доходят до минимальных, обеспечивающих само существование и деятельность организма. Совсем без физического тела человек Пятой Расы при жизни обойтись не может, а потому поддержание хотя бы минимальных потребностей физического тела продолжает оставаться одной из основных задач существования человека. Развитие астрала и ментала приводят к тому, что чувства, желания и эмоции человека оказываются ему подконтрольными, равно как и подконтрольны ему потребности физического тела. Большее значение при этом получает ментальное тело, где развиваются уровни слоев выше среднего и ближе к более высоким. Это в свою очередь приводит к развитию слоев буддхического тела, приближающихся к средним. Соответственно, область, определяющая гармонию соотношения энергий между телами человека, в данном случае лежит на уровне между низшими и средними слоями ментального тела человека. Достигая данного уровня, человек вплотную приближается к уровню, к которому относят святых, а также иных лиц, достигших серьезного уровня совершенства.



   Физич.      Астрал      Ментал      Буддхич.

Рисунок 85.

Дальнейшее развитие человеком своих тел приводит к тому, что значение физического тела становится еще меньше, и энергия, затрачиваемая человеком на потребности физического тела, становится минимальной. При этом астральное тело человека достигает своего практически наивысшего состояния, уровень развития ментального тела также приближается к высшим слоям, а уровень развития буддхическое тело приближается к его средним слоям. Этот этап характерен для людей, заканчивающих свою эволюцию на уровне человека Пятой Расы и готовящихся перейти на уровень Шестой Расы. Этот этап проходили Учителя (Махатмы), находящиеся ныне на уровне Шестой Расы. Среди людей такие люди встречаются чрезвычайно крайне редко и это действительно люди, достигшие совершенства на уровне человека Пятой Расы.



   Физич.      Астрал      Ментал      Буддхич.

Рисунок 86.

Как видим, на данной схеме обозначено максимальные возможности развития физического тела, практически достигнуты высшие слои астрального и ментального тел, а буддхическое тело достигло уровня вышесредних слоев Буддхического Плана.
Этот краткий анализ энергетической сущности человека требует несколько дополнений, без которых у читателей может сложиться неправильное понимание сути перераспределения энергий между телами человека.
Говоря о возможности и необходимости такого перераспределения энергий, необходимо сразу сказать, что в основу его положен принцип гармонии, нарушая который человек может просто разрушить общую гармонию организма и, либо приобретет психическое заболевание, либо наступит его смерть. Гармония эта настолько сложна и значима, что для того, чтобы пройти все вышеуказанные этапы человеку не хватит не только одной жизни, а потребуется огромное количество воплощений, в ходе которых он пройдет все эти уровни гармонии.
Необходимо учитывать, что искусственное изменение соотношения значений физического, астрального, ментального и буддхического тел, без надлежащих условий для этого может привести к отрицательным последствиям. Это мы можем наблюдать на некоторых «примерах», когда отдельные люди, не имеющие достаточных знаний в этой области, пытаются безосновательно уменьшить роль и значение физического или астрального тел, стремясь развивать ментальное и буддхические тела. При этом они не учитывают, что исходные состояния физического, астрального, ментального и буддхического тел не подготовлены для таких изменений, что, как правило, ведет к грубому нарушению гармонии взаимодействия тел, приводящему, в лучшем случае, к психическим заболеваниям, а в худшем - к распаду человека, как сущности во всех его проявлениях - смерти.
Если обратимся к опыту древних, то можно обнаружить, что жрецы очень осторожно подходили к отбору кандидатов в Посвященные, и далеко не все из этих кандидатов допускались к Посвящению, а даже прошедшие этот этап, не все выдерживали испытания и не все допускались к новому уровню Посвящения. Это говорит о том, что еще тогда древние знали необходимость учета конкретного уровня энергетической характеристики тел человека.
В современной литературе о духовном развитии нередко можно встретить высказывания о необходимости развития тонких тел человека, а порой даже публикуются различные методики достижения этого (коррекция кармы, развития чакр и другие искусственные изменения энергетической сущности человека). Опасность всего этого заключается в том, что авторы, сами не понимая всего сложного механизма совершенствования тел человека, призывают неподготовленных своих последователей «стремиться к духовному совершенству в этой жизни». В итоге эти последователи пополняют число клиентов психиатрических учреждений или преждевременно уходят из жизни.
Прежде всего, необходимо осознание того, что представляет собой гармоничное развитие человека.
В понимании одних - это гармоничное развитие физического тела. Действительно, тело человека гармонично от природы и человеку необходимо сохранять эту гармонию в процессе всей жизни. Но сводить понимание гармонии физического тела только к наращиванию мускулатуры путем постоянных физических занятий и упражнений было бы наивностью. Современные направления этого плана, поставивших во главу угла максимальное наращивание всех или большинства мышц человека и сосредоточение внимание только на всем физическом теле, не только не соблюдают природный принцип гармоничного устройства человека, но порой создают шокирующие примеры бессмысленной, вредной для здоровья дисгармонии человеческого тела. Пропорции человеческого тела известны давно, а потому современное толкование гармонии иначе, как извращением, не назовешь.
Гармония тела не достигается и в ходе занятия спортом на профессиональном уровне. Само по себе соревнование людей в своих возможностях ничего плохого не имеет, если это носят характер состязательной игры людей с соответствующими природными данными. Именно поэтому соревнования спортсменов-любителей могут только приветствоваться, равно как и занятие физическими упражнениями на такой основе. Но когда стремление обладать какими-то физическими данными становится смыслом жизни, когда все остальное отодвигается на второй или даже третий план, это таит в себе огромную опасность. Профессиональный спорт заведомо ограничивает возможности человека в достижении реальной гармонии человеческого (физического) тела, не говоря уже о гармонии всех тел. Когда определенные качества или способности человека вырабатываются искусственно, а тем более с применением различных медицинских и иных препаратов, последствия для организма в дальнейшем могут оказаться самыми плачевными. Не говоря уже о том, что такое «развитие» физического тела заведомо нарушает гармонию соотношения энергий между остальными телами человека.
Не менее спорной является и современная трактовка «гармонично развитой личности», включающей в себя обязательный объем информации различного плана, без которого человек не может считаться всесторонне развитым. Несомненно, ограниченность развития личности - далеко не лучшая характеристика человека. Но каждый человек индивидуален, а потому формировать кем-то установленный единый и обязательный для всех минимальный объем информации не только нецелесообразно, но и даже вредно. Все тот же принцип гармонии основан на том, что получаемый объем информации на данном этапе должен обеспечивать возможность для достижении гармонии следующего порядка, но не больше. Пока не будет достигнут первый этап развития, первое состояние гармонии, дальнейшее развитие не только не желательно, но и опасно. Именно поэтому гармоничное развитие личности может иметь место лишь при соблюдения принципа гармонии в ходе всего преобразования, который у разных людей различен. Необходимо пробуждать в человеке устремление к познанию тех или иных сфер жизни, окружающего его мира, но не заставлять его принимать то, к чему он еще не готов. Нагнетать человеку энергию, к уровню и количеству которой он и его тела не готовы в настоящее время, означает подвергать его неоправданному испытанию, последствия которого могут быть различны.
Еще более опасны по последствиям призывы и действия по быстрому «духовному развитию», «раскрытию способностей» или «достижению совершенства». Только безграмотный и безответственный человек может призывать к этому, не понимая последствий и своей личной ответственности за подобные деяния. Поистине, «не ведают, что творят!»
Не менее опасен самостоятельный путь в этом же направлении, поскольку, не познав принципа гармонии и не сумев правильно оценивать свои возможности, человек может привести свои тонкие тела в дисгармонию, что может повлечь самые негативные последствия. Не случайно в древних текстах относительно достижения совершенства всегда говорилось о необходимости заниматься этим под руководством настоящего руководителя (гуру или учителя). Принимая во внимание, что действительно настоящих Гуру или Учителей сейчас не так уж и много, а компетенция новоявленных «гуру» и «учителей», мягко говоря, вызывает сомнение, каждый, вступивший на пусть самосовершенствования должен быть предельно осторожным и внимательным ко всем процессам и явлениям, происходящим с человеком.
 В дальнейшем мы еще вернемся к анализу Принципов и Планов Человека с тем, чтобы чуть более подробно остановиться на них, показать их взаимодействие и единство, рассмотреть отдельные процессы и их влияние на человека в целом. Тогда же мы более подробно остановимся и на, так называемой, социальной сущности человека.
В данная главе мы лишь кратко коснулись значимости понимания сущности человека и несостоятельность общепринятого подхода к познанию человеческой природы. Только рассматривая человека с позиций тех же Принципов, с каких мы рассматривали Космос, можно говорить о действительном единстве человека и Космоса. Нынешний подход к познанию человека, основанный на так называемом научном подходе познания Мира свидетельствует о значительной относительности имеющихся знаний науки и о необходимости их коренного пересмотра. Без этого невозможно говорить о безусловном Единстве Мира.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 29 сентября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3