Недалеко от дома-5
ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВ-КРАВ
Недалеко от дома
СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
В 1100 частях
5. ПАРК КУЛЬТУРЫ. ЛЕКЦИЯ И ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ.
Над запертыми воротами висел освещённый гирляндой электрических лампочек транспaрант: "Продажа праздничных ёлок", чуть ниже дрожала зелёная строка рахитичных букв: "Парк культуры открыт для свободного посещения". Путешественники подошли к узкой калитке, железные прутья которой для верности были обмотаны колючей проволокой. Рядом стояла круглая афишная тумба с косо намазанной на грязном боку надписью: "Кассы". На раскладном стуле, привалившись к тумбе спиной, сидел билетёр, как две капли воды похожий на актёра Моргунова.
- С детьми не пускаем, - равнодушно определил билетёр, пытаясь зарыть подбородок в воротник казённой шинели.
- Знатные иностранцы, - зашептал Второе Эго,- по личному приглашению сеньора Директора, в полном сопровождении...
- С детьми на вечерние представление нельзя, - мрачно объявил двойник Моргунова.
- Они не дети, - ласково возразил Второе Эго, - они знатные иностранцы... просто такой вид... - и почти незаметным движением сунул в карман билетёра какую-то бумажку.
- Идите, - сумрачно подобрел билетёр и распахнул калитку.
Второе Эго крысой шмыгнул в образовавшуюся щель, увлекая за собой Девочку и Поэта.
В парке культуры никто не ждал наших героев. На израненных ножами отдыхающих скамейках, расставленных вокруг небольшой эстрады, сидели "приглашённые" и тупо смотрели перед собой. Некоторые пришли с детьми, и те, не успев взвалить на свои плечи жизненный опыт родителей, копались в загаженной взрослыми песочнице. Обещанных Вторым Эго пельменных не было, зато работал павильон "Масандра", в коем давали ливерную колбасу третьего сорта в обмен на скелет покупателя. Имелись также аттракционы: тир и колесо смеха. Правда, из-за поломки мотора колесо не работало, а в тире за отсутствием патронов мишени предлагалось сбивать по-суворовски лыжной палкой.
Второе Эго усадил путешественников на свободную скамейку, а сам побежал за бутербродами.
Поэт с бессильной злостью смотрел по сторонам, а Девочка водила указательным пальцем по мемориальной записи, оставленной неизвестным отдыхающим, пытаясь понять изменится ли зашифрованная пробитым сердцем сумма от перестановки слагаемых.
Второе Эго вернулся с ливерной колбасой, завёрнутой в старую газету, и без дополнительного фонаря под глазом. Поэт поинтересовался, как ему это удалось, и услышал в ответ пожелание приятного аппетита. Затем Второе Эго честно поделил колбасу, достал из кармана штанов заранее порезанную булку и предложил путешественникам подкрепить свои силы.
- Так вот, - начал Второе Эго, - оглашаю детали плана.
- М-м-м...
- Итак, некие путешественники, знатные иностранцы, фантастическим образом попадают в нашу страну... Скажем, с целью составить гербарий местной флоры... Казалось бы всё хорошо, но вдруг они начинают испытывать сильную тоску по дому. Быть может, даже с чувством исполненного долга... Как быть? Однако, судьба всегда благоволит знатным иностранцам. Они встречают величайшего изобретателя Антид Эдала, а затем и самого меня. И я берусь кратчайшим путём доставить их на родные просторы.
- О, благодетель, - простонал Поэт, - я напишу в твою честь оду.
- Но только после ознакомления с системой Антид Эдала. Она необыкновенно проста и поразительно эффективна. Самый посредственный рифмоплёт с её помощью может легко достигать вершин поэтического мастерства. Система называется "Ипокрена" и суть её заключается в том...
Но в чём именно заключалась суть чудесной системы стихосложения путешественникам узнать не удалось, ибо как раз в этот момент к ним подошёл мрачный мужчина с железными зубами и конторской книгой в руках.
- Перед представлением будет лекция, - хмуро объявил он, - прошу расписаться в журнале неразглашения.
- Чего?- не понял Поэт.
- Непременно сделаем, - заторопился Второе Эго, - немедленно исполним. Я сразу за троих... как сопровождающий знатных иностранцев...
- Иностранцы? - потянул носом воздух железнозубый мужчина.
- Знатные иностранцы, - почтительно изогнулся Второе Эго, - допущены персонально при постоянном сопровождении... – и он что-то быстро нацарапал в конторской книге.
- Что за бред? - изумился Поэт, когда представитель бдительности перешёл к следующей скамейке.
- Обычный порядок, - отозвался Второе Эго, - содержание любой лекции запрещается пересказывать за пределами государства. Охрана авторских прав...
- А я возьму и расскажу всё дома, - вдруг объявила Девочка.
- Если мы туда попадём, - прошептал ей на ухо Второе Эго.
Девочка хотела спросить, что означает "если", но тут с эстрады оглушительно ударил джаз. Музыкантов не было видно, однако два динамика и без них лихо наяривали бодрую мелодию.
- Музыкальная заставка государственной лекции, - пояснил Второе Эго. - Совершенно обычное дело...
Тут на эстраде загорелись огни, и прямо из суфлёрской будки выскочил растрёпанный толстяк в котелке и с покрытой цветным платком птичьей клеткой. Это и был лектор. Не выпуская из рук клетку, он попытался сделать несколько фигур из спортивного рок-н-рола и только чудом не вылетел с эстрады. Музыка прервалась, а динамики порадовали публику бурными аплодисментами. Под их прикрытием появился мужик в синем халате и рыжей ушанке. Останавливаясь через каждые два-три шага и критически оглядывая собравшихся, он выволок большой фанерный ящик, потом тем же манером доставил стул с вращающимся сидением для лектора и, наконец, притащил трёххвостый кол с надетым на него микрофоном. Водрузив это сооружение, странный униформист пощёлкал пальцем по мембране и даже плюнул туда, проверяя чистоту звука. А лектор между тем поставил клетку на ящик, снял с головы котелок и стал вытирать лоб и шею куском белой материи. К лекции, судя по всему, готовились самым тщательным образом.
- Когда кончится это ... представление? - с нескрываемым раздражением спросил Поэт.
- Обычно лекция занимает минут тридцать, - любезно ответил Второе Эго, - ещё полчаса уходит на вопросы. Но не стоит торопиться, друзья мои, будет интересно.
Поэт изобразил высшую степень недоверия, а Девочка, действительно с интересом, стала смотреть на эстраду.
Лектор одел котелок, поклонился публике и вдруг ловким движением фокусника сорвал платок с клетки. В ней нахохлившись с больным и отрешённым видом сидела довольно большая птица, похожая одновременно на сову и попугая.
- А зачем птица? - тихо спросила Девочка.
- Натуральный взлёт демократии, - также тихо объяснил Второе Эго. - Ещё весной говорить о птицах считалось изменой, а теперича у нас тут на всяком столбе - орёл, а на иных - даже с двумя головами.
- Что за чушь? - не удержался Поэт.
- О! Это не чушь, друзья мои, это совсем не чушь. Вы просто не знаете нашей истории. Пока лектор настраивает каманду я немного расширю ваши горизонты.
- Настраивает кого?
- Каманду, так называется эта птичка. Но давайте уж по порядку. Когда-то мы были совсем другими. У всех были крылья и все умели летать. Все были свободными птицами. Каждый имел сокровище и мог беречь его или не беречь, как хочет. Но шли годы, и время превратило наши сокровища в клады, а нас самих - в чистых драконов. Тогда драконы стали стеречь клады, забыв, что они когда-то были свободными птицами и умели летать. Клады всё глубже уходили в землю, а драконы всё чаще забывали что и зачем они стерегут. Потом появились КИСы, а драконы стали хиреть. Правда, к тому времени все птицы были уже запрещены, как форма дикого суеверия. Остались одни каманду. Они от ужасов обленились, сидели на деревах и всё кричали друг другу: "Слава строителям коммунизма!"
- И такой диванный образ жизни их спас. Птицами не признали, но для случая решили не замечать. Теперича, впрочем, демократия. Птиц наплодилось невпроворот, летают, где хотят, загадили всё кругом, поют разными голосами... А вот каманду состоят на государственной службе.
- На службе? - удивился Поэт.
- А то как же, - подтвердил Второе Эго, - ежели их настроить, они тебе любой сюжет изобразят голосом Левитана.
- Чего?
- А что вы хотите? Государство разорено, агитаторов не осталось, магнитолы попорчены, радио - без проводов, а каманду - всегда рядом, сидят чуть не на каждом древе, и любая с дикцией Цицерона. Как говорит наш мастер Антид Эдал, всё дёшево и сердито. Живое и радостное общение! Мы их ещё называем СУПами, - специальными учёными птицами. А наш учитель Антид Эдал открыл, что СУПы могут ещё служить определителями лапши и сапёрами. Как говорится, за далью даль, или - потом у нас СУП с котом. А вообще-то они привязчивы, как кошки, всегда живут парами - инструктор-лектор, и всё время рассказывают комплименты.
Второе Эго хотел еще что-то добавить, может быть, в назидание путешественникам рассказать для примера какой-нибудь анекдот, но не успел. Лектор настроил каманду, и лекция началась.
- Друзья! - хрипло закричала ученая птица, пытаясь просунуть голову между прутьями клетки. Из динамиков на публику тотчас же водопадом обрушились аплодисменты. Сидевший на первой скамейке мужик сорвал с головы кепку и крикнул "ура". Лектор вышел на середину эстрады и раскланялся.
- Друзья! - еще громче закричал каманду. - Товарищи! Условия, в которых мы все живем и работаем в последнее время значительно изменились. Иным стал наш человек. Обогатились его знания и резко повысился моральный авторитет. Значительно возросли духовные интересы. И это вызывает чувство самого глубокого удовлетворения.
Для птицы каманду говорил довольно разборчиво, хотя и казалось, будто в его клюве застрял совершенно ненужный зубной протез. На этот раз сразу два мужика хором закричали "ура", не дожидаясь подсказки динамиков.
- В то же время, - с явным трудом продолжил каманду, - расширился арсенал средств, находящихся в распоряжении наших идеологических работников. Надежный канал повседневной информации - 380 миллионов экземпляров газет и журналов. 75 миллионов телевизионных экранов загораются ежедневно в каждой семье. Десятки миллионов наших граждан оперативно получают все необходимые указания руководства, обогащаясь при этом не только умственно и духовно, но и самым непосредственным образом. И все это благодаря...
- А-а-а! - заорал вдруг Поэт и вскочил со скамейки.
- Тихо! - схватил его за рукав Второе Эго. - Молчать! Идёт представление.
- Да это же провокация! - визгнул какой-то бдительный отдыхающий. - Он испугал лектора!
Это была правда. Каманду, вероятно, не привыкший к такой чувствительной аудитории, действительно испугался. Он забился в угол клетки и бестолково захлопал крыльями. Толстяк в котелке просунул сквозь прутья микрофон и пытался настроить говорящую птицу на внимание. Из динамиков неслись шипение, треск и кудахтанье, но каманду упорно отказывался продолжать. Вокруг лавиной росло неудовольствие отдыхающих.
- Да что же такое случилось, чёрт подери? - потребовал объяснений Второе Эго.
Поэт сунул два пальца в рот и ... вытащил полуразжёванный кусок ливерной колбасы.
- Если вы уже сыты, то это ещё не повод, чтобы волновать общественность,- строго заметил Второе Эго.
- Вот! - не обращая внимания на его слова, возмущённо закричал Поэт и извлёк из колбасной массы нечто продолговатое.
- Вот! - и он предъявил находку Второму Эго.
- Поразительно! - изумился тот, рассматривая найденный предмет. - Никогда не знаешь, как говорит наш учитель Антид Эдал, где тебя ждёт удача. Настоящий сапожный гвоздь! Смотрите! Шляпка совсем целая. Поразительно! Знаете, друзья мои, они ведь давно у нас в раритете. На днях, понимаете, отнёс в ремонт сапоги, а мне говорят - нет никаких гвоздей. Один, правда, потом нашли ... по знакомству. Однако, говорят, для прочности нужен второй. Я тут же по-марафонски весь город... запасную пару испортил, совсем, было, отчаялся, - и вдруг такая удача. - Второе Эго с самой искренней радостью пожал руку взбешенного Поэта. - Дорогие мои, колбаса требует внимания и осторожности. Будьте бдительны, вдруг опять что-нибудь по...
Но договорить Второму Эго не удалось.