Мгновения Парижа. PIace des Vosqes

Анжела Конн
История, как легкое вино, которое слегка кружит голову, и если его вкусовые качества превосходны, поддавшись искушению пьянеешь, оказавшись в водовороте  страстей.

Хотелось не только отдать дань уважения творчеству писателя, чьи произведения вошли в самый изысканный букет мировой литературы, но и увидеть место обитания одной из коварных женщин - миледи Винтер, которую именно в доме, где жил шестнадцать лет Виктор Мари Гюго, поселил  другой  замечательный автор в популярном историко - приключенческом  романе.

Эта  тонкая шутка имела успех у Виктора Гюго. Несмотря на строгую внешность он   с рождения был романтиком, что подтверждается  произведениями, написанными в романтическом стиле. Впрочем, и его друг Александр Дюма тоже был романтиком.К   ним тянулась целая плеяда известных всему Парижу людей, заполняя китайскую гостиную в доме на площади Вогезов.

  Бальзак, Мериме, Мюссе, композиторы Лист и Берлиоз - кто только не угощался в этой уютной гостиной ароматным чаем с бергамотом, лимоном и миниатюрными пирожными за обсуждением новых  пьес и стихов.
Адель Фуше, жена Гюго, родила ему пятерых детей и вполне была довольна своей жизнью, пока вдруг  в ее прославленном муже не произошел... взрыв.
 В  их спокойную жизнь ворвалась молодая актриса Жульетт Друэ  и разожгла в сердце тридцатилетнего писателя такую любовь, о которой он не имел представления,  живя со скромной Адель.

Роковая встреча произошла в одном из парижских театров на репетиции пьесы Гюго "Лукреция Борджиа", где она играла  роль. С этого дня Жульетт, известная в мире богемы, стала тенью писателя, его ангелом - хранителем...Целых пятьдесят лет...
Когда его изгнали из Парижа, она, а не жена, последовала за ним в ссылку.  Как-то он подарил своей возлюбленной в знак благодарности, прося прощения за обиды и унижения, причиненные ей, свою фотографию со словами на обороте:
 " Пятьдесят лет любви. Это лучший из браков".

  С трепетом ходишь по квартире, в которой жил писатель со своей семьей и воочию видишь личные вещи и рукописи писателя, его рисунки, в которых он не менее талантливо, чем в литературе, выразил  творческие способности и в живописи.
Подходишь к высоким окнам, выходящим на Площадь Вогезов и представляешь, как он набрасывал карандашом любимые образы, а затем прогуливаясь в  парке мысленно подправлял, дорисовывал, бросался  обратно в кабинет,  чтобы завершить начатое.
Великая история любви и нежности двух людей...

Мгновения Парижа...
То, что в Париже каждый домик, каждая улица, каждая площадь проникнуты любовью- ни для кого не новость. Недаром он прослыл  и является городом любви...

                * * *
Площадь Вогезов - история о том, как одна роскошная свадьба прославила это место.
В начале семнадцатого столетия на ней праздновали в течение четырех дней  бракосочетание четырнадцатилетнего Людовика  ХIII и такой же юной Анны  Австрийской...
 
  Оригинальную  площадь с безупречным квадратом  построили за несколько лет до этого  торжества по приказу монарха Генриха IV. Тридцать шесть старинных домов из красного кирпича с белой отделкой и старинными окнами в решетку составляют ансамбль площади.

 Сейчас  в  центре площади - мраморная конная статуя Людовика XIII. Статую окружают четыре фонтана и прекрасный парк. В южной стороне - Павильон короля, напротив него расположен  Павильон королевы. Какие страсти кипели в Павильонах и на площади нам известно по "Трем мушкетерам" Дюма.  А то, что площадь Вогезов единственная в Париже, которая не изменилась со дня своего создания, несмотря на возраст в четыре века и потрясения  в стране - это достойно восхищения.
  Французы любят свою историю!

Выдержанная  в едином стиле,- легкая, модная, площадь обладает аурой старины, законсервированным духом старого Парижа.
Раньше она называлась Королевской, но в 1800 году Наполеон приказал переименовать ее на площадь Вогезов, что явилось данью почтения жителям района Вогезов, которые финансировали революционную армию.

Именно  по ней прогуливался Виктор Гюго, размышляя над главами романа "Отверженные".  Иногда один, иногда со своим другом Дюма, разговоры с которым всегда заканчивались посещением  кафе на углу площади, чтобы пропустить по стаканчику аперитива.
                * * *
Насладившись экскурсией по дому писателя, мы спустились во двор,чтобы осмотреть площадь, вдохновлявшую автора бесценных книг.
 По периметру всей площади вдоль зданий проходит аркада, по которой можно обойти  всю территорию. Были приятно удивлены обнаружив, что на первых этажах зданий разместилось множество художественных галерей и арт - магазинов, а на верхних -  мастерские.
     Гуляя вдоль аркады мы любовались современной живописью и скульптурой,   размещенной в витринах.
 Это так по-французски! Экспрессия красок, чувственная вибрация света,..ускользающая натура...

 Творческая элита   Парижа облюбовав  площадь, сменила Сен- Жермен, Монмартр и  Монпарнас на новое место, превратив его в интеллектуальный и культурный центр жизни столицы.
А потом мы нашли то самое кафе, в котором часто бывал Гюго. Оно носит его имя, внутри на стене  большой портрет писателя - легко узнаваемый и до странности  какой - то родной.

Но сидя на скамейке в парке, подумалось, что нет ничего странного в том, что писатель может быть родным,.. было время, когда он воздействовал  на тебя- художественным словом, созданными персонажами, событиями - и все это крепко сидит внутри и составляет твой мир.Этот мир огромен...

Из  эпохи  Генриха IV мы переместились во времени...
И вот  насыщенным  впечатлениями  весенним днем три поколения моей семьи- я, сын и  семилетняя внучка Анжелочка - под легким парижским ветерком, кокетливо играющим с ее русыми  локонами, под ароматами яблочного пирога,задумываемся о благодатной  связи  времен, событий,  людей, оставивших нам зримые и ощутимые  духовные  богатства.

 Ажурные, слегка уловимые, подчас на уровне подсознания переплетения ... С чем это можно сравнить? Не с чем!
Мгновения Парижа... Они восхитительны... Они в миллионах россыпей из слов, красок, взглядов, поцелуев, предательства, слез, запахов... Не объять...

Вокруг, на площади, много народа, много цветов и деревьев, много в воздухе невидимых взгляду пылинок- посланий из старины, где люди жили и любили, и верили, что жизнь вечна.
Пройдет время, и моя внучка, сидя в каком- нибудь памятном  для человечества  месте  со своими потомками,  будет  благодарна прошлому с надеждой на их будущее.
Хочется верить...хочется надеяться...

Без погружения в прошлое настоящее неполно, а будущее - призрачно.