Несостоявшийся роман

Николай Осколецкий
               
    В конце апреля я обедал в столовой вместе с Сережей  Митичем - институтским  суперменом,   лаборанткой Катей  - худенькой девушкой лет двадцати шести, и Инной  – привлекательной женщиной двадцати восьми лет, тоже лаборанткой. 
   Я был раскрепощен. Говорил если не остроумно, то свободно. Мы обменивались  с Сережей парадоксальными  фразами.   
 -  Люди ведут себя благоразумно только тогда,  когда исчерпают все остальные возможности.... - проговорил  мой собеседник.
 - Ничто так сильно не губит нашу жизнь и наше счастье, как постоянное благоразумие,- парировал я.
 - Каждый мужчина мечтает о женщине, которую он мог бы любить, уважать и обманывать... - сказал Сережа.
 - Не согласен, - отвечал я. -  Каждый мужчина мечтает о женщине, которую он мог бы только любить и уважать, но, как правило, судьба посылает ему такую жену, которую не грех и обмануть.
   Женщины молча слушали нашу пикировку.  Я решил подключить их к разговору.
  - Помнишь, как как восемь лет назад мы кутили у Сашки Валуева и лихо танцевали под  «Бониэм"? - спросил я у Инны. 
    Нет, танцы полностью стерлись у нее в памяти, зато она помнила, как мы слушали  записанный на магнитофон монолог Сереги Усманова, умершего за год до нашей вечеринки.    
    Она задумчиво замолчала,  вспомнив этот эпизод.
  «А не заняться ли ею?» – подумал я.
   В студенческие годы  она была светловолосой красавицей. В последние годы она несколько потускнела (возможно, дал о себе знать бракоразводный процесс, который она, как мне было известно,  пережила тяжело), но она по-прежнему сохраняла привлекательность. Правда, меня коробили ее  низкий хрипловатый голос и  сходство с манекеном. 
  Недели через две я встретил ее в коридоре института,  поздоровался. «Пора идти на сближение», - решил я.
- Как живешь? – спросил я.
- Ничего, нормально.
- Что-то давно тебя не видел.
- Я работаю там же.
- Слушай, а ты всегда вечером с ребенком сидишь?
- Почти всегда.
- Жаль. Можно было бы встретиться. Сходить куда-нибудь.
   На ее красивом лице появилась лукавая улыбка. Она ничего не сказала, но не отклонила моего предложения.
- Валуев передавал тебе привет.  Он что-то спрашивал… - Она напрягла память, но ничего не смогла вспомнить. – Что-то про языки...
- Мы можем вместе сходить к нему в гости.  Узнаем, что его интересует. Заодно пообщаемся.
  Она не возражала. 
  -  Правда, сейчас погода плохая. Не знаешь, что надеть, - сказала она.
  -  Можно выждать. Как только распогодится, я к тебе зайду.
  Она улыбнулась мне на прощанье, и мы разошлись в разные стороны.
   В последний день мая  я встретил ее в буфете. Светловолосая, с тонкой талией, она показалась мне очень привлекательной. Правда, впечатление портили ее  слишком тонкие ноги.
    Я предложил ей третьего июня сходить в театр на спектакль «В мышеловке».   Она сначала согласилась, но затем начала юлить:
   - Лучше бы четвертого. Третьего у моей подруги день рождения.
   После колебаний она все-таки решила составить мне компанию.
Она говорила со мной доброжелательным тоном, бросала на меня приветливые взгляды.  Я пришел к выводу, что она клюнула на меня. Видимо,  ее родственница Игнатова, моя коллега,  посоветовала ей заняться мною, будущим кандидатом наук.
  Через два дня я зашел к ней в кабинет. Стучала пишущая машинка. Инна подняла голову, увидела меня. Ни один мускул на ее лице не дрогнул. Ни радости, ни смущения, ни оживления. 
- Звонил Валуев, - сказала она спокойным голосом. –  Хотел с вами поговорить. Но вас не нашли. Он будет звонить в три часа. Что-то хочет вам сказать. Я знаю что. У Наташи сегодня день рождения. Он хотел вас пригласить.
- Конечно, я приду. Только надо купить подарок.
- Цветы.
- Цветы и еще что-нибудь.
  Я вышел из кабинета. «Сегодня скажу Инне, что она мне нравится. Еще со студенческих лет. А завтра: «Можно я тебя поцелую», - решил я.
   К семи часам вечера я пришел к Валуевым с букетом пионов. Дверь открыл Сашка. Я поздоровался, зашел в коридор. Ко мне подошла Наташа - высокая женщина с красивой фигурой, большой грудью, с алебастровой кожей.   
- Поздравляю тебя, - сказал я, протягивая ей букет цветов.
    Мне было стыдно за них: они уже немного подзавяли, кроме того, я не был уверен, что белые пионы подходят ко дню рождения.
- Подожди, тут у меня еще есть кое-что. – Я извлек из кармана коробку с духами.
 За духи мне не было стыдно. В магазине «Подарки», где я купил их, незнакомая девушка сказала мне, что это духи модные, цветочные.
   Мы сели на диван, стали поджидать Инну. Из соседней комнаты вышла дочка Валуевых  – девочка лет семи,  симпатичная, но с  родинкой в пол-лица.
  Сашка рассказывал о себе. Он учился в московском полиграфическом институте на заочном отделении.  Как-то во  время сессии приходил ко мне в аспирантское общежитие, но  меня не застал. Ему сказали, что я в библиотеке.  Мы так и не встретились в Москве.
  За семь лет, пока мы не виделись, он мало изменился. Разве что немного пополнел. 

   Инна  с мальчиком лет шести  приехала лишь  в девять часов вечера.
- Не с кем было сына оставить, - объяснила она свое двухчасовое опоздание.
   Я еще раз отметил, что она женщина красивая, но есть в ней что-то холодное, недоброе, упрямое, надменное.
   Ее сын был  симпатичный и общительный. Он сильно походил на свою мать.
  Мы пили, ели, разговаривали, произносили тосты.
   Из разговора я узнал, что Наташа работает учительницей в школе, а  Инна из школы сбежала.
 - В школе работать тяжело, - сказала она, -  страшные нагрузки, особенно проверка тетрадей угнетает. 
   Наташа и Инна   вышли на балкон покурить.   Меня позабавило, что мужчины и женщины в последнее  время поменялись ролями.
  Дети развлекались,  как могли. Они залезли под стол и щекотали мне пятки. Это их не удовлетворило. Они стянули носок с моей ноги.
   Я не понимал, почему они выбрали меня  объектом  своих забав. Ведь у меня было серьезное, даже мрачноватое лицо. Видимо, настоящую  доброту не замаскируешь никакими гримасами
  Накурившись, женщины вернулись за стол.  Инна долго возмущалась Митичем:
  - Не здоровается. Делает вид, что не узнает.  А когда-то мы общались… Он мне доверял…
   Ее устойчивый интерес к Митичу  вызвал у меня  неприятное чувство. 
  - Что это тебя так волнует поведение Митича?  - сказал я, страдая   скорее от уязвленного самолюбия, чем от ревности. 
   Хозяева лукаво улыбнулись, а Инна смутилась. 
  «Нужна ли мне такая женщина?   Эгоистична, ограниченна...  Но главное: я ей совершенно безразличен. Она по Митичу сохнет», - думал я.
    Пол-одиннадцатого Инна собралась ехать домой. Валуев попытался отговорить ее, но тщетно. Тогда он предложил всем вместе отвезти  мальчика домой, а потом вернуться. Инна отказалась, вызвала по телефону такси. Этикет предписывал мне проводить ее до дома, заплатить за такси.  Я обшарил все свои карманы, но, к своему  ужасу, не нашел в них денег. Инна с сыном  уехали, а я остался у Валуевых.
  - Почему ты не поехал с ними? – удивился Сашка, когда мы остались одни.
  Я признался, что забыл дома деньги.
  - Одолжил бы у нас.
   Я удивился,  почему мне в голову не пришла  эта простая мысль.
  Я хотел  идти домой, но Сашка уговорил меня остаться у них на ночь.  Наташа ушла спать, а мы с Сашкой пили вино и разговаривали до часа ночи. 
   Утром я проснулся раньше всех. Голова у меня была тяжелая.  Я взял с полки томик Ключевского и читал его, пока не проснулся Сашка.   
   Перед выходом на улицу, к своему удивлению, я нашел в своем кармане три рубля. Их  вполне хватило бы на такси. Я не мог понять, почему я не обнаружил их накануне вечером. Думаю, старик Фрейд сделал бы из этого факта глубокие выводы.
   Третьего июня,  вечером, я подошел к театру.  Инны не было. Я ждал ее полчаса, но она не пришла. Видимо, предпочла пойти к своей подруге на именины.  У меня с души свалился камень. Я был  доволен, что наш роман не состоялся. Ничего хорошего мне он не сулил.
 
   Дней через пять, встретив ее в коридоре института, я как ни в чем не бывало поздоровался с нею. 
  - Мне надо с тобой поговорить, - сказала она приглушенно. – Но сейчас я не одна.
   Позади Инны шла преподавательница с ее кафедры.
  - Хорошо, - сказал я. – Я подойду к тебе в другой раз.
  Я догадывался, что Инна хочет мне сказать: «Извини, что я не пришла в театр: мне не с кем было оставить ребенка».
   Прошел день, неделя, месяц, год, молодость,  а я  так и  не подошел к ней.