Лезвие Порфириона

Ирина Кашкадамова
С рёвом от ветра крутилася пыль, и земля содрогалась;
Полные грома и блеска, летели на землю перуны,
Стрелы великого Зевса.
Гесиод.

Многие события из доэллинской эпохи до нас дошли только в качестве мифов. Мифология – предание, сказание о сотворении мира и человека, а также о деяниях древних культур. К числу древнейших мифов принадлежат сказания о животных, растениях, географических названиях… Центральную группу мифов составляют мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы). К космогоническим мифам примыкают эсхатологические мифы – рассказы, пророчества о конце мира. Мифология хотя и находится в тесной связи с религией, отнюдь к ней не сводима, а является её базисом. Она включает в себя качества нерасчлененного, синтетического единства, зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, научных представлений о мире и человеке. Также к специфике мифологического мышления и языка (метафоричность, претворение общих представлений в чувственно конкретной форме, то есть образность) относятся разные формы искусства и, прежде всего, словесность. Именно к таким мифам относится миф о Гигантомахии – войне Олимпийских богов с гигантами. Гиганты – неиндоевропейские божества, догреческого (доэллинского) происхождения. Племена (народы), поклонявшиеся им до II тыс. до н.э. и позже, сталкиваются с пришедшими на их территорию племенами, относящимися к индоиранской группе. Эти события происходят на фоне возникшего природного катаклизма, связанного извержениями вулканов и землетрясениями. 
Прежде всего надо принять во внимание, что обозначенная в мифе битва богов с гигантами, объединённая в одно событие, связанная единым временным фактором, таковым не являлась. Это несколько битв с разными культами, символы или эпитеты которых в мифе выведены как имена гигантов. Битвы эти растянуты во временном промежутке. Среди олимпийцев здесь названы и Зевс, и Аполлон, а согласно археологическим данным на территорию Балкан, Малой Азии они пришли в разное время. Если Зевс упоминается среди богов уже в Крито-микенский период, то Аполлон появляется около VIII в. до н.э.  Т.е., период завоевания растягивается на полтора тысячелетия, что говорит как о довольно монолитном  культурном и этническом объединении проживавших здесь народов. Последние упоминания культов гигантов сохранялись в Северной Македонии вплоть до времени “похода Александра Македонского“. Большую часть культов македонцы попытались возродить. Басилевс Македонии, Александр Гефестион, заказывает в Пергаме алтарь в честь гибели Иллирийского правящего дома в 330 г. до н.э.  Фризы, украшающие Пергамский алтарь, повествуют о походе на Персию, и выполнены как аллегория гигантомахии.  Будучи потомками гигантов, македонцы и иллирийцы, изучая свою историю, вплетают её в реалии похода. Алтарь в Пергаме “Алтарь Зевса“  является теорией Гефестиона о гигантомахии, как истории Македонии.  Центральной фигурой восточного фриза является гигант Порфирион.
 

К римской эпохе о гигантах мало что известно. Каждый из гигантов  отображал собой не только вулкан, поглотивший под собой врага и самого гиганта, но это был особый род боя, свой вид оружия, своё жречество и свой культ. Каждый из гигантов ассоциировался с какой-то стихией, которой, как считалось, он повелевал. В каждом из великанов заключалась только ему свойственная сила природы. Согласно разным вариантам мифа, великанов насчитывалось от 13 до 150 душ. Среди гигантов называют: Алки(о)ноя, связанного с метательной техникой, Порфириона, правителя гигантов, Алоадов – Эфиальта и Ота, родоначальников борьбы Панкратий,  Эврутоса, Клития, Мимантоса (Миммолиона), Палланта, Полидора, Ипполита, Гратиона, Агреоса , Тооса (Сарпедона). Последним из гигантов называется Тифон, гигант, поднявший народное восстание против Олимпийцев.
Гигантами называли доолимпийских богов, культы которых в бассейне Средиземноморья были в расцвете вплоть до II тыс. до н.э. (согласно принятому летоисчислению) у хатов. Хаты – племена, жившие на территории Малой Азии, расцвет их культуры приходится на III тысячелетие до н.э., были завоёваны хеттами . Возможно, именно их (хатов) на Балканах называют пеласгами. Письменные источники по ним не найдены, т.к. они писали на деревянных табличках. Часть текстов хатской культуры были переписаны “хеттскими“ переписчиками, и в искажённом виде дошли до нас. От хатов дешифровали по “хеттским“ записям имена богов и некоторое титулование и административные должности. Индоиранское божество Варун, имеет хатское происхождение – Варун , божество Истин(ус), Ёникей  (Ёнисей)– умирающий и возрождающийся бог природы с северным оленем и богиня, покровительница хатов – Варуса(ема) . Продолжением культа Вирусы был культ Геры (Иры) , как хозяйки царства Мёртвых, известного как Ирий (Поля Блаженных). Эти названия встречаются в пеласгических культах. Варуса становится основоположницей религиозной тенденции, отличной от религиозной арийской тенденции Варуна (Урана). Как считает Дьяконов, влияние культуры хатов через хурритское произношение прослеживается до Индии, т.е. во всех государствах, чьи кочевые племена участвовали в завоевании Хаты. Бонгард-Левин находит это влияние на Тибете и у скифских племён в Причерноморье и Каспии. Согласно же скифским легендам, скифские племёна участвовали в разорении и осквернении священного города Арины , за что получили своё проклятие .
Согласно мифологии, гиганты считались сыновьями Геи (Матери Земли), которых она зачала из крови оскопленного Урана (Варуна - бога Неба). В римскую эпоху считали, что гиганты это порождённые землёй духи: они не из плоти и крови, а у них, как у всех представителей хтонических сил, змеиные хвосты. Сражались гиганты огненными камнями . Местом их рождения римлянин Аполлодор называет полуостров Паллена  на полях Пожарищах (Фалегрейских полях), где они сразу поднимаются (встают, ратуют) против пришлых сюда Олимпийских богов. Это отображает изгнание и обратный приход в XIII в. до н.э. на территорию Балкан, островов и Малую Азию “варварских“ племён из Северной Македонии и Иллирии, прошедших по своим землям,  принадлежавшим цивилизациям неиндоевропейского типа. Следы этого прохождения обозначены пожарищами и взрывами вулканов. Именно им принадлежит уничтожение крито-микенской цивилизации, процветавшей здесь с XV по XIII в. до н.э. Уничтожив эту цивилизацию, пеласгические народы вернулись назад. Этим племёнам в III тысячелетии до н.э. принадлежали те проэллинские цивилизации, уничтоженные при приходе индоевропейских племён. Эти племёна были родоначальниками не только Минойской культуры, но и хатской, и других, входивших в Конфедерацию Арцавы (Малая Азия). Эти культуры были объединены едиными влияниями придунайской низменности . Согласно всем достижениям их можно смело объединять в одну цивилизацию. То есть перед нами предстают Гратион, Порфирион, как персоналии воинов не только за господство на Средиземноморье, но и за свою память, за законы и веру своих предков, за возврат к своим традициям и нежелание подчиниться победителям, став его рабом, как в юридическом, так и в духовном плане.
 
Считается, что гиганты относятся к древним божествам Македонии . В то же время, согласно современным раскопкам, проводимым Спиридоном Маринатосом на острове Фара (с местом, согласно мифу связанным со смертью гиганта Порфириона), с исследованием четы Сакеллариксами (святилища в Анемоспилии), фигура Порфириона начинает обретать персоналию. Также обстоит дело и с другими гигантами. То есть, под каждым мифическим образом “гиганта“ был живой человек, занимавший очень высокое положение в обществе бронзового века. Это был либо верховный жрец, либо правитель.
С гибелью такого великана жречество, в которое он входил, теряло один из своих элементов. Часто с собой в могилу эти великаны уносили артефакты (сакральное оружие), с которым они принимали последний бой. Не всегда это были сакральные мечи. Мечи, палаши чаще передавались жрецам–хранителям, чтобы когда-нибудь соединиться с новым великаном, который мог бы его поднять и использовать.
Согласно раскопкам, народы, поклонявшиеся гигантам – хаты, федерация Арцавы и ахейцы были неиндоевропейцами. Хотя сейчас потомков этих народов тоже относят к европеоидам.

                Лезвие Порфириона.

Смертью смерть поправ.
Порфирионом звали одного из гигантов эллинской мифологии. Миф о сражении гигантов с пришедшими на их землю олимпийскими богами - Гигантомахия, хотя и принадлежит Элладе, до нас дошёл через римский пересказ Аполлодора. Современные раскопки частично подтверждают этот миф. Кроме того, благодаря раскопкам на Санторине, мы можем дополнить Аполлодора о жизни гигантов, оставивших там свой след до прихода Олимпийцев.
 

По преданиям, Порфирион сватался к богине Гере, возможно, он был её  изначальным супругом, пока Гера не перешла под власть Зевса.
Греческий археолог С.Маринатос считает, что гибель дворцов и поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на острове Фера (совр. Остров Санторин) в южной части Эгейского моря. После катастрофы остров, когда-то, видимо, густо заселённый, частично ушел под воду; некоторые учёные даже отождествляют его с легендарной Атлантидой. Кроме того, образовалось Мраморное море на территории Конфедерации Арцавы. Катастрофа была вызвана гибелью Порфириона. Взрыв же вулканов Саханда и Савалана, связанные с гибелью Гратиона, дали начало образованию озера Ван и большому ледниковому периоду.
 Культ Порфириона в Средиземноморском бассейне известен во II тыс. до н.э.  В более позднее время он вытесняется на север.  Порфирион : пор – в мифологии обских угров – фратрия медведей,  путешествующая вместе с Мось  (мош, моск культ молодого лося). Пор – культ белого медведя, возможно людоеда. Сюда относятся медвежьи пляски в лесу семи медведей. Порфириона часто называют царём великанов. Культ его относился к пеласгическим (древним), основной центр этого культа был на острове Фера. Хотя надо признать, что культ поклонения Феры был женский, видимо, Великой Богини – Геры . Кроме того, Геру отождествляют с хатской богиней Варусемой. Это ни в чем не противоречит греческому мифу. Порфирион, участвующий в войне великанов, согласно римскому мифу, пытался обесчестить Геру, но на него набрасывается её законный супруг Зевс. Олимпиец ранит великана Перуном, когда тот уже готов совершить насилие (Гера и Порфирион обнажены), а вездесущий человек в львиной шкуре, прообраз Геракла, добивает его отравленными стрелами. После чего из его тела возникает остров Санторин . Одно из культовых имён Геры ;;;;;; - молодая ветвь, отпрыск, молодая лосиха. Позднее её служители с этим культом переходят на Кавказские горы . Совместное прохождение культов Пора и Мосха прослеживается как на Балканах, так и в других местах, в том числе на Оби. На Оби с XII по XVII вв. н.э. они очередной раз были подвергнуты уничтожению .
При христианизации имя Порфириона стали переводить как Разрушитель. В пеласгическое время Порфирион был царским титулом народа поров. Именно от имени этого гиганта берёт название цвет одеяния царей – порфировый. Поры совершали своё путешествие, ведомые пургой, в страну белых медведей. Пурга – душа Порфириона. Интересно, что белые медведи забредали на территорию Средиземноморья вплоть до VI века до н.э. а, возможно, ещё водились в Миссии .
 
На алтаре из Пергама Порфирион защищается от орлов Зевса, имея оружие в обеих руках. Если в правой руке у него хорошо просматривается кинжал, то в левой руке должен был быть меч. По обитой рукояти кинжала всё же можно его идентифицировать с кинжалом, распространённым в IV веке до н.э.
Остается вопрос, как выглядел меч. Не был ли меч Порфириона идентичен мечам поров с Оби? Ведь именно на Оби культ Порфириона сохранялся до IX века н.э. Как клинковое оружие на Оби порами использовались длинные прямые палаши и мечи. Часто эти палаши имели кольцевидное (петлевидное) навершее. Палаши имели сечение удлинённо-треугольной формы с прямой спинкой. По форме острия они различались. Здесь были палаши с односторонне скошенным, тупым остриём и с остриём, односторонне изогнутым, симметричные и симметрично обоюдоострые, тупоугольные и с елманью. Все они рассчитаны на колющий удар. Сечение мечей варьировалось от лезвевидного к ромбовидному типу.  Иногда мечи были с прямыми перекрестиями, сваренными из двух пластин и напущенные на место перехода рукояти к лезвию . По своей структуре они напоминают ксифос македонского гоплита. Можно предположить, что меч Порфириона напоминал это оружие. Но это остаётся только в предположении, пока не всплывет подлинный артефакт этого культа. Сакральные мечи, связанные с культом, были у каждого великана (гиганта). В то же время лезвие сакрального “кинжала“ Порфириона было найдено вместе с костяком самого жреца.

В Анемоспилии во время археологических раскопок, проводимых Эфи и Яннисом Сакеллариксами, было обнаружено сооружение, определённое как святилище. Здание было обнесено стенами, возможно, оборонительного характера. Само “святилище“ состояло из трёх узких помещений. Как считают Сакеллариксы, к центральному помещению примыкали ещё две комнаты, именно в них, как считают археологи, “жрецы приготовляли приношения, прежде чем возлагать их на алтарь“. Возможно, что это “святилище“ было гораздо больше. Все помещения соединял коридор, в котором хранились припасы в  сосудах разного вида. Некоторые сосуды сохранились, донеся до исследователей своё обугленное содержимое. В этом “святилище“ были найдены четыре человеческих скелета. Видимо, жрецы в свои последние минуты совершали жертвоприношение, в жертву приносили человека.
Здесь мы опять сталкиваемся с Гигантомахией. Согласно этому мифу, Порфирион в момент нападения на него Олимпийца Зевса был вместе с Герой. В Анемоспилии были найдены скелеты мужчины и женщины. По позе скелетов был сделан вывод, что “жрец“ и “жрица“ были у алтаря. “Жрец“ совершил ритуальное закалывание, кровь жертвы была правильно спущена в ритуальный сосуд, с которым второй жрец шёл по коридору, в момент, когда его настигла смерть. Его кости были раздавлены, также был раздавлен ритуальный сосуд (на 105 черепков). “Жрец“ и “жрица“ погибли у алтаря. Как считается, женщине было 28-30 лет, она лежала дальше от алтаря и упала ничком.  Рядом с алтарём был обнаружен костяк мужчины. Ему было около 40 лет, он около 186 см ростом.
Видимо, женщина и мужчина составляли супружескую пару, но символы власти были найдены только на  мужчине. По всей видимости, он был не только жрецом, но, скорее, и главой государства, или верховным жрецом государства. На мизинце у него было кольцо из серебра и железа, подобное тем, с какими хоронили царей. Соотношение серебра и железа отправляет нас  к хатам, возможно, что и к городу Вирусе. Кроме того, рядом с ним (возле запястья) была найдена печать, на ней изображался перевозчик. Всё это связанно с Царством Мёртвых – Ирием и культом его царя - Порфириона.
Человек, приносимый в жертву, был юношей примерно 18 лет, на алтаре он был связан подобно бычку. Видимо, для этих людей он был наподобие животного. Три человека и жертва приняли на себя удар Олимпийца Зевса. То, что не было найдено других скелетов, говорит о проведенной эвакуации людей из этих мест. Лишь только “жрец“ Порфирион, “жрица“ Гера и “жрец“ (видимо, культа Богини Матери) сознательно пошли на смерть, бросив вызов новым богам. Это был их последний бой. Враг их был нематериален, не имел конкретного тела, которое могли бы погубить умелые воины. Сакральный меч Порфириона не годился для последнего боя. В дело пошло лезвие сакрального “кинжала“. 

Лезвие “кинжала“ Порфириона из металла. Оно почти не пострадало от времени. В длину лезвие составило 40,64 см, весит больше фунта . Лезвие остроконечное, с обоюдно-сторонней заточкой изящной лепестковой формы. Посередине лезвие имеет расширение, в котором расположены два вертикальных отверстия. На остроконечном лезвии с двух сторон изображено мифологическое существо. Как назвали его археологи, странный зверь-гибрид. Рукоять оружия не сохранилась, что даёт возможность предположить, что она была выполнена из дерева. Какие культовые атрибуты были изображены на ней, навсегда останется тайной. Судя по форме этого артефакта, он мог быть как кинжалом, так и сакральным копьём. В это время ритуальные кинжалы и ритуальные копья имели сходные лезвия и сходные крепления к дереву, только у копья это дерево было длиннее (древко копья), а у кинжала короче (рукоять) и имело набалдашник,  т.е. отдалённо напоминало утяжелённое древко саперной лопатки. Кроме того, в лезвии сохранились прорези, видимо, использующиеся как отверстия для спуска “чистой” крови, или же через них было пропущено лассо, набрасываемое на голову жертвенного животного (в данном случае человека), для более точного удара.
По сохранившимся останкам можно реконструировать события гибели Порфириона и самого ритуала, проводимого “жрецами“ в последние минуты жизни.
Человеческие жертвоприношения в ту эпоху были не распространены. Они проводились только в критические, решающие моменты, угрожавшие жизни всего народа, культуры и при гибели, грозящей духовным ценностям.

Именно такой момент настал.  И он был вызван приходом завоевателей. Люди уже не могли противостоять завоевателям грубой военной силой. В такие моменты прибегают к крайним мерам. Три представителя разных культов объединяются в последнем своём бою. Порфирион владыка Царства Мёртвых. Символом перехода в его царство служит печать с Перевозчиком.  “Жрица“ Геры (Варусемы)  владычица Ирия, места, куда уходят герои после своей смерти. И человеческая жертва. Какой обряд они совершали? Напрашивается только один ответ. Доведённые до крайней точки они решают повернуть Время (Джед ) вспять. Выпустить умерших предков из Ирия. А для этого нужна кровь и не простая, а кровь врага. Души умерших воинов должны знать вкус и запах своего врага.
Именно таким связующим звеном между двумя мирами, Миром Живых и Миром Предков, является лезвие  “кинжала“ Порфириона. Именно этот артефакт был проводником силы, призванной из Другого Мира, Мира Мёртвых. Церемония эта была не распространена. Это видно из того, что животное, символизирующее приход умерших воинов, было выцарапано на лезвии, а не изначально изготовлено вместе с клинком. Это животное вбирало в себя все те качества, которыми должны были обладать идущие на вызов воины. Зверь изображён с раскосыми глазами, рылом и клыками кабана и ушами, по форме напоминающими крылья бабочки. Пришедшие из Ирия предки, вкусив кровь жертвы, должны были получить зоркие кошачьи глаза, силу и бесстрашие кабана и мудрость, свойственную душе  бога . Из двух отверстий на лезвии кровь жертвы собрали в сосуд. В этот момент Земля должна была повернуться вспять.
В этот момент, отвечая биению сердец “жрецов“, взорвался вулкан. Началось время героев.
Согласно древнеэллинскому автору Гесиоду, это послужило переворотом Земли. Три дня не вставало солнце, а когда встало, то рассвет наступил с другой стороны. Запад с востоком поменялись местами. Разрушители старой цивилизации ценой своих жизней открыли дорогу предкам.

До сих пор на Фаре покойникам кладут в рот камень порфир. Это делается для того, чтобы они не пополнили армию умертвий Порфириона. Боязнь, что придёт Разрушитель (Порфирион) со своей армией умертвий, состоящей из героев Ирия, до сих пор пугает потомков Олимпийцев, даже принявших Христианство.
Так заканчивалось время гигантов, на их земли пришли индоевропейские племена, принеся свои нравы и обычаи. И теперь мы, как потомки цивилизации, данной нам индоевропейцами, не можем представить, зачем и что делали наши предки. Изменилась мотивация поступков. Все теперь пытаются объяснить с точки зрения рационализма, диктуемого только левым полушарием мозга . Сначала ими двигал закон: “убей“, потом они стали каяться  в содеянном. С точки зрения культуры индоевропейских племён невозможно понять действия людей, никогда не знавших этой культуры. Не зря эту культуру, уничтоженную не только катастрофой, но и пришедшими в Средиземноморский бассейн индоевропейцами, часто ассоциируют с погибшей Атлантидой.