Степь вокруг

Виктор Матюк
Виктор Матюк

Степь вокруг

Дивная даль открывается взору, исчезли леса и белоснежные горы,
Предстала степь перед нами, появилась зелёная твердь под ногами!
Леса и перелески остались вдали, ничего доброго впредь не жди от чужой земли,
Здесь пролито немало крови, стороной прошли жуткие погромы, здесь много вдов,
Но их быт таков, что вокруг ходит немало пьяных мужиков! Ясно без лишних слов,
Вокруг кони скачут, их огромные травы от людского взора сразу спрячут, а как же иначе?
Здесь редко надевают наряд подвенечный, больше о чувствах бабы мужьям не говорят,
Рядом костры дымят! Кое у кого нервы шалят! Жить людям здесь не сладко,
На каждом шагу бои и схватки, живность прячется по посадкам зелёным,
Дождь капает на ветвистые кроны, летают воробьи и вороны! Зелёное покрывало вокруг,
Дивная красота захватывает дух, летит белый пушок вдоль тропинок и дорог,
Лёгкие парашюты не прочь зависнуть в воздухе на целую ночь! В эту минуту
Душа приходит в чувство, ей в городе было тоскливо и грустно,
А здесь идёт процесс омовения души и плоти, помирать в такие минуты вовсе нет охоты!
Фу ты! Знакомые с детства маршруты дарят радость и тревогу,
Я же робко гляжу на дорогу и хочу пожаловаться богу, что грехов много вблизи,
Солнце сияет вдали, оно едва выглядывает из-за горизонта через узкое оконце
Среди свинцовых туч! Вдруг яркий луч, проделав немалый труд,
Залил теплом хилую грудь, походка стала легка,
А жизни крутые берега на поиски счастья отправили бородатого мужика!
Он пришёл сюда издалека, попросил благословение у здешнего попа, но, как всегда,
Не вовремя в этом месте оказался, не постеснялся, что снова ему не дали слова те,
Кто не заботится даже о своей семье, а живут – наедине, почти во тьме! В глазах - марево,
Когда же появится приходящее зарево? Оно сердце растревожит, хочу сто лет прожить,
Но как жизнь продлить? Хочется плакать и выть, ведь никто против соблазнов не устоит!
Как эту тему закрыть? Костёр дымит, хочется праведно и безгрешно жить,
Трудно свои желания в явь воплотить! Закат печальный приходит тогда,
Когда заканчивается суета и покой расстилает шатёр под голубой Луной!
Безличие уходит, оно рядом бродит, но его не поймать, приходится надеяться и ждать,
Пока с небес не спустится благодать! От даров природы надо отвыкать! Как пить дать!
Здесь нет забот и треволнений, душа жаждет наслаждений, я страстями упьюсь,
Назад отсюда ещё долго не вернусь, ну и пусть возвращается мимолётная грусть,
Я не стану перечить судьбе, пусть все горести она оставит навечно себе!
Что-то перепадёт мне, ничего не требую, а лишь смотрю за сияющее небо,
Хочу спокойно жить и прошлое никогда не стану ворошить! Его трудно забыть!
Хочешь – не хочешь, но его назад уже не воротишь, постоишь, помолчишь секунду-две,
Что-то перемкнёт в седой голове и вот на тебе: ты один во всей вселенной,
Здесь нет толпы смятенной, тишина и покой нависли над твоей головой! Боже мой!
Отпусти мне грех и прости грешников всех! Один за всех – все за одного, прошлое ушло,
Но недалеко, оно осталось в думах ясных и поражает своим бесстрашием, но зачем
Наступать на покосившийся плетень, чтобы опосля жить без явных проблем?
На исходе день, пень да колода были видны во время захода, быстро меняется погода,
Ушедшего не наверстать, сложное трудно понять, не уставая, прощаю грехи,
Не надо строить преграды вблизи бурной и полноводной реки земного бытия!
Бог – нам судья! Без его канонов нам жить никак нельзя! До них рукой подать,
Но не дано нам знать, где же кладезь знаний лежит и куда источник познаний бежит?
Хочу их ларец слегка приоткрыть, в чем же суть бытия состоит?
Бог не считается с толпой, Он не захочет поговорить со мной, я – не герой Его романа,
Он выплывает из тумана, ситуация странная, но не более,
Люди все живут здесь в суете и нищете! Так угодно судьбе!
Здесь господние владения, дорожу мгновением, однако, даже подзаборная собака
Не отличит свет от мрака! Яркий свет мчится по свету, ему возврата нету,
Став рабом мечтания, он полон любви и негодования! Если бы его голос был лжив,
Он бы напрочь о здешних людях забыл, суть, обожествив, он заставил бы грешное тело
Поверить в его силу всецело, намедни здесь степь горела, слыханное ли дело,
Чтобы в глуши мрачной буйствовал огонь прозрачный, он появился в миг неудачный,
Но места злачные вдали, никто не ведает, что там, впереди,
А по краю земли стремглав несётся багровый закат, люди не зря говорят,
Что им надоело надеяться и счастье ждать!
Кто-то шепчет ему, что не надо с головой окунаться во тьму! Я здесь дышу, но не живу,
Жизнь сложилась так, что родимым домом пронёсся сквозняк, лжецы не жали снопы,
Но вымогали от рока и судьбы оградить их от классовой борьбы!
Простой человек живёт в свете ярком, он любит получать подарки,
Хочет любить, не уставая, чужие грехи, прощая, пытается снова донести каждое слово
До умников и глупцов, но мир таков, как есть, здесь, как и прежде,
Не остаётся места надежде! Люди очей не смыкают, но о хлебе насущном не забывают,
Живут и мечтают, чтобы вокруг не сомкнулся исторический круг – это дело божьих рук,
Быстро проходит испуг, степь вокруг, она похожа на разноцветный ковёр,
А лесополоса, как подобие оконных штор! Истории колесо подминает под себя всё!
Едва ль улетит вдаль мимолётная печаль, ветер толкает в грудь и замедляет путь,
Но ему не дано свечу любви задуть! Становится темно, но всё равно жизнь в руках,
Хотя мрак в двух шагах! Я с утра на ногах, боль в суставах не проходит просто так,
Это знак того, что ослабевает естество! Вдруг смотрю издалека,
Как на пригорке появляются сразу волка два, у одного из них огромная голова,
Внезапно я заметил, как рядом с ними появился третий! Я бы их картечью встретил,
Но подул порывистый северный ветер, хворост трещит, но никто не спешит
В привольную степь уходить! Волчьего воя не слышу, но их тусклые силуэты вижу,
О себе напоминает пупочная грыжа, а твари бесстыжие, смотрят книзу,
Словно священники на золотистые ризы! Они в ста шагах, душу обуял и сковал страх!
Слепо слежу за тучами на угасающем небе, учуяв волчье ожесточение и злость,
Как бы бежать спешно не пришлось, надеюсь на авось, мысли мчатся врозь – кто куда,
Мне бы вернуться назад, да, нервишки шалят, я же не могу никак подать им знак,
Что уже начался звездопад! Вот-вот рассеется тьма и мрак, станет светло и что?
Жизнь войдёт в свою колею, полдня не ем и не пью, только слушаю птичью болтовню!
Я им все свои долги сполна верну, гонимый всеми,
Не хочу вести разговор по неприятной теме! Не время и не час,
Хочу скрыться подальше от волчьих глаз! Останавливаюсь у ручья,
Ветер свистя, пытается с ног свалить меня! Уже конец дня, наскучила беготня!
Вороны кружатся над нами, мы же стоим с рюкзаками за спиной, боже мой,
Что делать ночью? Вижу воочию волчью стаю, себя в роли их добычи не представляю,
Но знаю, что не зря стая сюда пришла! Мои глаза светлы, а мысли – черны,
От них не спрячешься в густой осоке, трудно быть одиноким,
Грехов не счесть и не измерить, приходится на слово богу верить!
Шепчу слова молитвы в преддверии предстоящей битвы с волками,
Хочу оказаться в православном храме, но, увы, я же сам убегал от толпы
И вот пришёл в знакомые места, где моя юность и молодость прошла,
Попытался жизнь начать с чистого листа, но очи вновь застила суета!
Ночь черным черна, стая пришла в движение и проявляет нетерпение!
Через мгновение иль два в бурьян полетит седая голова, ветер прибавил скорость,
Я попытался разжечь влажный хворост, но молодая поросль совсем рядом,
Что им от меня надо? Они сыты и бойки,
Я же только что вернулся с комсомольской стройки,
Напахался вволю, но не обижаюсь на судьбу и долю!
Ветер гуляет по безлюдному полю, распределены все роли,
Я вспомнил наставление своего отца и обратил взор в сторону Творца!
Шум травы и всплески журчащей воды напоминают о том, что вот-вот грянет гром
И никто не знает, что будет потом! Вот и мы сошлись, волки смотрят вниз,
Они на мои уловки не поддались, на кону – моя жизнь, я один среди чужих!
Деревья притихли, по воде прошлись лёгкие вихри, а мысли, как иглы ежа,
Кричат: «Сопротивляться брось, тебя спасёт один господь!
Волки набросятся скопом, одиночество тебе выйдет боком!»
Силы не прибавляются, наоборот – уменьшаются, лишаюсь чувств,
Наваливается стопудовая грусть, вдруг цепляюсь руками за огромный куст,
Именно тут огромные акации растут, они грешника от наказания небес спасут!
Волки чего-то ждут, сюда не идут и прочь не бегут, уют везде, но покоя нет в душе!
Тень появилась сбоку, кто-то вышел на просёлочную дорогу, слава богу,
Что избранник небес не свернул в молоденький лес! У него свой интерес,
Я же не сразу уловил начало его фразы, услышал конец, что в дело вмешался творец!
Век живи и век учись, к жизни анахорета не стремись, здесь мысли скопом понеслись
Неведомо куда, почернела земля, не осталось и следа от былого стыда!
Тучи нависли низко-низко, опасность близко, не без усилий и толики риска
Вдыхаю воздух в груди и кричу: «Спасите, люди!» Наверное, от крика толку не будет,
Надо было на грудь нанести тату, я же верю в судьбу! Влезаю на скользкий дуб,
А волки тут, как тут, они моего падения ждут, их штук восемь, на дворе - осень!
Дует ветер перемен, он ничего не обещает взамен!
Утром ранним проснусь на близлежащем кургане,
Разброд и шатание нельзя было предвидеть заранее!
Лёгкое недомогание и озноб валят с ног, надо есть чеснок,
Но запах изо рта появится сразу, вот так всегда – высок мыслей полёт,
Но они уходят в песок, ударившись о белоснежный потолок!
«Ту – ту!» - из последних сил по дереву стучу, авось, к утру люди пойдут по следу моему,
А к обеду освободят от злого зверья – нет от волков житья! Без построенного участья
Не видать мне счастья! Стук мелодичен и ровен, стучит несостоявшийся Бетховен!
Стук душу волнует, она бунтует и лютует! Раздается вой за широкой спиной,
Не бегу, на дереве сижу и молча, жду, что дальше? Не хочу ли вникать в прочие детали,
Но как уйти от лжи и фальши? Небесный свод висит над нами,
Волчья стая вот-вот побежит следом за моим бородатым соседом!
Холмы, лесополосы и поля кругом, они вперемежку с песком, это наша земля,
Бежать нам некуда, вокруг мышиная возня, сегодня среда, то же самое было вчера!
Чуждая среда - очей очарование, стоит волчье войско и говорит  «Иди! Не бойся!
Немного успокойся!» По невысоким холмам разбросан старый саман,
Вижу в тени густых веток, как эдак, влага падает с тополей, а ночь становится ещё темней,
Мне бы подумать о шкуре своей, хотя никто не гонит взашей, вдали голоса слышны,
Это толпа алкашей рассуждает о судьбах излишне умных людей! При сияющей Луне
Мысль явилась мне, что на этой плодородной земле стыдно ходить в старом шушуне!
Раздаётся окрик, стая волков мокрых реагирует мгновенно, лопнуло её терпение,
Она с остервенением бросилась бежать, чтобы своих детей от злых людей спасать,
Но никого вблизи не видать! Раздался спокойный храп!
Как мозг, похожий на мягкий воск, так успокоиться смог?
Мы под дождём отсюда уйдем, но только вдвоём с одним стариком и что потом?
На месте потухшего костра, горевшего почти до утра, останется лишь чёрная зола!
На земле будут валяться крошки, в воздухе уже летают мелкие, но кусачие мошки,
А звуки сельской гармошки могут заставить тяжкие мысли в глубоком овраге оставить!
Бог этим миром правит и он никогда не лукавит, когда вслух говорит,
Что у грешников земля под ногами горит! Она на дыбы вздымается,
Слова покаяния с губ безбожников редко срываются, их стезя не кончается на заре,
Но что же делать мне? Засыпать пепел? Никто мне сразу не ответил, только ветер
Пронёсся вблизи, не суди и не судим будешь, ведь то, что в женщине разбудишь,
Тем до конца бытия довольствоваться будешь! Не знаю я, где закончится стезя моя!
Поднимаюсь с колен, чтобы затем посыпать голову пеплом, там бывает редко,
Мне осточертела домашняя клетка и потому почти не сижу у горячего камина,
Это место у меня отвоевала вторая половина! Её обуяла гордыня!
Бог поймал меня на слове, ему не внове видеть остатки нежной любви, что не говори,
Но вокруг темнота, молчат нежные уста, им бы уйти от греха, как можно дальше,
Но трудно уйти ото лжи и фальши! Случай - не простой, но везде царит застой!
Постой! Ты тоже не святой! Где же настой любви? Без промедления врачей зови!
Выбирай одно из двух: здоровое тело или сильный дух? Греха ворохи,
Замолкают в полях даже шорохи! Будь добра: не гони мужика со двора!
Унылая пора – очей очарованье, пошевели ногой и, само собой,
Ты встретишься с судьбой! С той поры – мне хрен с горы, завишу от Виагры целиком,
Пью её тайком, небось, буду жалеть, но уже потом!
Садом и Гоморра видны со стороны моря, я же с ветром спорю о прожитых годах
И не испытываю перед небом постоянный страх! Меняюсь на глазах! Я – не раб,
Здоровьем не слаб, живу я здесь, но почему, дрожу весь много лет!
Зачем я появился на свет? Чтобы слышать бред? Каждый человек
Ищет ответ на этот вопрос, рядом бродит, но истину не находит! Что же происходит?
Горло пронзила кость, проходит мимолётная злость,
Авось, одна мать беспокоилась обо мне, я же хочу жить в тишине!
Мой напарник пошёл напролом через колючий кустарник, не прошёл,
Повернул обратно, мне непонятно, почему я следом за ним иду?

г. Мариуполь
29 сентября 2013г.