Буду всегда помнить

Антонина Рыбалкина
       Часто ли мы интересовались жизнью своих родителей в их далёкой молодости? Как они жили до нашего появления на свет? Как любили? Какие испытания перенесли в войну?
      Одним это было не интересно, другие просто не вникали в эту тему, а вот мне очень хотелось узнать всё,что происходило  тогда , когда мои родители были молоды.Раньше такие вопросы не задавала,но уже повзрослев, мне захотелось всё узнать. Стала спрашивать маму, почему у папы всего одна  рука,а другая, деревянная, висит на стене? Я её  боялась и посматривала с опаской на деревянные пальцы. Мама сказала:
    "Когда повзрослеешь,тогда расскажу."
         После школы, я уехала учиться  и мне было не до расспросов. Однажды, приехав на каникулы домой, я начала искать в папке с документами одну нужную мне фотографию и среди бумаг нашла пожелтевший, потрёпанный листок, - это было свидетельство о браке моих родителей. Там была дата их регистрации в Кисловодском загсе -19 февраля  1945 года.Это было накануне Победы Великой Отечественной войны.  Я  попросила маму,чтобы она рассказала,как познакомилась с папой. Для нас, детей, это был удивительно добрый  человек,очень внимательный и заботливый! Любил шутить, любил петь. У него, такой был голос,вытягивал, даже, самые высокие ноты! Мама ему подпевала и получался прекрасный дуэт. Так вот, когда я попросила маму рассказать их историю знакомств,то она мне немного рассказала, но, а подробнее, я всё  узнала от её подруги по госпиталю,  Татьяны Суховеевой. Я  разыскала её в Кисловодске, и это был интересный рассказ.

         РАНЕНИЕ .

       В конце 1944 года  в Кисловодский передвижной госпиталь, который находился в бывшем санатории "Красный  шахтёр", стали поступать раненые. Их было много, не успевали распределять по палатам,укладывали,даже, в коридорах.  На территории санатория было несколько корпусов  и приходилось  врачам, санитарам, всему персоналу бегать с носилками от одного корпуса к другому, чтобы всех разместить.Вот тогда и привезли, истекающего кровью красноармейца - подорвался на мине. Боец  получил осколочное ранение в руку, ещё осколок попал в глаз. Была сложная операция, руку удалили, вернее то,что от неё осталось,глаз он тоже потерял. Большая потеря крови  и жизнь была под угрозой. Спасти его могла только донорская кровь.

          СЕСТРИЧКА ЛИДА .

      В этом госпитале  работала санитарка  Лида  или,как её называли раненые,сестричка Лидочка. Приходилось быть и медсестрой и санитаркой из- за нехватки персонала. Любили её все за весёлый нрав,за шутки. Кроме того, она была донором и многим раненым спасала жизнь,отдавая  свою кровь.
       Когда Лида узнала,что от потери крови умирает молодой боец- голубоглазый сибиряк, родом с Красноярского края,то она стала свою кровь сдавать ему. Солдат стал приходить в себя,но,по мере выздоровления,когда узнал,что нет руки ,да ещё лишился глаза, начал впадать в депрессию.Дело в том,что на своей малой Родине он с отцом охотился до войны в тайге. Там  у него осталась  жена и он  очень переживал, что никому такой вот инвалид не нужен.Опять Лида пришла на помощь.Она сама кормила его с ложечки и убеждала, что всё будет   хорошо. Много шутила, рассказывала интересные,смешные  истории.
      Как то произошёл очень забавный случай,который насмешил весь госпиталь.Между корпусами развозил бельё на тележке маленький ослик.  Однажды,когда был гололёд, ослик не мог подняться на горку и,  как Лида не пыталась его тащить за верёвку,ослик только скользил копытами,а подняться
на пригорок не мог. Тогда Лидочка распрягла его и сама тащила тележку, затем вернувшись, взяла ослика на руки и... несла его на горку. У окна стояли раненые бойцы вместе с главным врачом  и покатывались от смеха,глядя на эту картину. Правда,потом главврач,смеясь,переживал,что у раненых швы разойтись
могли бы от смеха и сказал, чтобы  медсестра больше так не шутила.
     Вот такая была сестричка Лидочка - моя мама,самая добрая и красивая, самая любимая и заботливая!  Все удивлялись,как эта хрупкая женщина, никогда не уставала,а если уставала,то не показывала вида и  всегда находила добрые слова для раненых бойцов.
        Как-то пригласил её главврач госпиталя и сказал:
       "Лидия,тебя хочет поблагодарить один генерал,зайди в палату." Оказывается, генерал спросил главврача:
   "Кто сдал мне кровь и кому я обязан жизнью?"
Он хотел подарить красивую шаль,но не взяла Лидия шаль,а ответила:
   "Отвезите лучше своей маме,ведь она так вас ждёт!"
       Вот так ухаживая за  раненым бойцом, которого звали Пётр, Лида растопила сердце сибиряка и он уже не мог без неё. Когда совсем поправился, то решил остаться здесь на Ставрополье,а в Сибирь-матушку не поехал.  Охотником теперь не бывать,а может побоялся,что его,как инвалида, там не примут. Это уже через много, много лет узнали, что его там ждали и, что там росла его дочь Надя.Это уже будет совсем другая история.
      
       СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ.

      Вот так война одних разлучила,а других соединила. Солдата Петра Шурцева  комиссовали по состоянию здоровья,выдали справку об инвалидности и они с Лидией Хомиковой в феврале 1945 года расписались  в Кисловодском ЗАГСе.
      После войны  уехали в небольшой совхоз на Ставрополье и начали строить свою совместную жизнь. В первый мирный год родилась я, затем сестра и через несколько лет два брата. Вот такая большая семья  получилась  у бывшего солдата и медсестры Лидочки! Пришлось много трудиться, чтобы прокормить, одеть , обуть и выучить нас,детей, в те трудные послевоенные годы.  Родители были трудолюбивые  и в совхозе не отказывались ни от какой работы. А как лихо мой папка запрыгивал на лошадь и управлял одной рукой! Любил животных,особенно лошадей. Однажды даже спас меня и себя, когда я напросилась, прокатиться на бедарке.  Конь был с норовом и понёс нас на такой скорости, что удержать было невозможно, но папа так крепко держал одной рукой вожжи, что конь сдался и успокоился . Прошло столько лет, а до сих пор помню этот страшный эпизод.
     Мы,дети,очень любили своих родителей. Это были для нас самые прекрасные, самые заботливые и любящие отец и мать! Папа часто вспоминал свою Сибирь и любимая песня была:"Славное море- священный Байкал". Когда он пел эту песню,то плакал и я знала и чувствовала,что в это время он вспоминал  свой Красноярский край,деревеньку Маравино в тайге и свою матушку Акулину. Конечно, в душе он всегда помнил, что там , где-то есть дочь, которая родилась без него,  когда он ушёл на фронт.  Родные края вызывают радостное и в то же время грустное чувство.Этот лесной,чудесный край,любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.
        Поехать в родные края не было возможности, имея такую большую семью, которой постоянно требовалось внимание. Да и заработки в совхозе  желали быть лучшими. Родной край был,ох,как далеко!Когда не стало папы я написала такие  строки:
        "Прости,отец, быть может не успели
         Сказать при жизни много тёплых слов!
         Но песню, что вы с мамой не допели,
         Мы,дети, эту песню допоём."
Одно меня мучает,что не лежат они - папа с мамой рядышком на кладбище.    Под Будённовском на Ставрополье похоронен отец, а мама здесь в городе Ростове, где она прожила с нами  последние годы. Так получилось, что папа ушёл из жизни раньше мамы- нелепый трагический случай,он утонул.  Позже мама нам рассказала , как накануне гибели ,папе приснился сон.,что пришёл его товарищ Николай и увёл со двора телёнка.  Мама виду не подала , но очень расстроилась, так как Иван утонул в оросительном  канале, который протекал между совхозом и виноградником. В субботу сон приснился .а в воскресенье папа ехал  из соседнего села и, проезжая мимо шлюза, на этом же канале сорвался вниз и утонул Вот тебе и сон!  Очень узкая была дорога и видно, бедарка на двух колёсах не вписалась в эту дорогу Но самое трогательное было то,как его любимая лошадь пыталась его вытащить . Отец всегда наматывал вожжи на руку , но стены шлюза были отвесные и ничего не получилось  Так и нашли его: лошадь стояла на высоком берегу, а папа лежал внизу в канале. Потом очень долго эта лошадь никого к себе не подпускала - так привыкла к папиной руке.    Маму мы забрали в город и все мы ,её дети, окружили  заботой.  Когда я еду навещать могилу отца, то привожу земельку с маминой могилы и передаю ему привет от Лидочки, которая когда-то спасла ему  жизнь, а в мирное время не смогла уберечь от беды.

P.S.
  А свою сестру по папе, Надю,  мы разыскали ! Родственники с Красноярского края нас тоже разыскивали и, благодаря интернету, мы нашли друг друга через столько лет! Оказывается они теперь живут в селе Дзержинское. Наденька по мужу Белоголова.  Сколько было слёз и радости, сколько было воспоминаний! Как бы порадовался папа, если-бы узнал, что его дети встретились! Увы...эту радость он с нами не разделит  Это будет другой рассказ.  Вот такая семейная история! С радостями и печалями,с любовью и заботой! Мы помним своих родителей и чтим их память.
          Я часто задаю  себе вопрос, а всё ли я смогли дать своим родителям? Отвечу стихами:
            Смотрю на снимок я родных:
            Там мой отец,а рядом мать.
            Как жаль,их нет уже в живых...
            А всё ли я смогла им дать?
            Дала ли ласку и любовь?
            Согрела старость их теплом?
            Перенести болезнь и боль?
            За детство оплатить добром?
            Смотрю на снимок я родных:
            И знаю твёрдо - всё смогла!
            Старалась дать им благ земных
            И рядом до конца была!

             Буду помнить и любить!