Памяти Олега Попова посвящается

Елена Роговая
Эта дружба зародилась в 2007 году. Целую неделю в нашем городе давал представления Большой русский цирк. Гвоздь программы - Олег Попов! Улицы города пестрели афишами, с которых улыбался веселый клоун в клетчатой кепке. Мы не могли себе отказать в удовольствии побывать на представлении легендарного артиста и купили билеты поближе к арене. В Германии стационарные цирки редкость и в большинстве своем, это передвижные шапито. Пару раз я водила сына, но это были примитивные представления и не вызывали никакого интереса даже в его возрасте.

На этот раз все было замечательно! Настоящая арена, застеленная красным ковровым покрытием, настоящий оркестр, шпрехшталмейстер в красном пиджаке и, конечно же, клоуны. В одно мгновенье мы все оказались в детстве. Барабаны выбивали дробь, воздушные акробаты кружились под куполом цирка, мотоциклисты с бешенной скоростью вращались в огромном шаре, тяжеловесы держали на своих головах по несколько человек, а в перерывах между номерами выбегал маленький шустрый клоун жутко похожий на Чарли Чаплина. Олег Попов не спешил выходить на арену.
 
Наконец-то в зале погас свет, и на арену упал свет от прожекторов. Помните номер под названием «Лучик солнца», который постоянно перемещается в разные места, не давая артисту насладиться светом, пока тот его не погладил? Под конец клоун собрает лучи в «кучку», кладет в корзинку и уносит с собой? Именно с этого номера он начал свое выступление. Зал рукоплескал, особенно русские зрители. Клоун из нашего детства! Ничего не изменилось! Такая же клетчатая кепка с торчащими из под нее желтыми волосами, полосатые штаны, красные носки и огромные смешные ботинки. В зале защелкали фотоаппараты. Спокойный, добрый номер. Казалось бы ничего особенного, но после него зал разразился овациями. Ладно мы, воспитанные на советском цирке и номерах Юрия Никулина, Карандаша, Енгибарова, но немцы, которые в большинстве своем и понятия не имели кто он такой, так же громко  хлопали в ладоши и стучали ногами. Поистине, искусство и доброта интернациональны и не нуждаются в переводчике. Несмотря на свои 76 лет, он был полон сил. Только немного сутулая спина и легкая хромота выдавали его возраст. За все представление он выходил на арену три раза и каждый раз уходил со сцены в громе оваций. Все прошло на «Ура».
 
На протяжении выступления я много фотографировала, но мне очень хотелось сделать портретный снимок. После представления я изложила свою просьбу администратору и он, предварительно спросив разрешения у артиста, любезно провел меня в его гримерную. Олег Константинович устало сидел на стуле возле зеркала и собирался снимать грим, но увидев меня, тут же заулыбался и предложил пройти.   
Через пару минут после знакомства он мне  уже рассказывал о жизни, работе и о том, что самое тяжелое для него – это ждать выхода на арену и не потому, что волнуется, а потому, что должен быть постоянно чем-то занят. Он с удовольствием мне позировал, а я с не меньшим удовольствием щелкала фотоаппаратом. Мы беседовали не так долго, но этого хватило, чтобы остаться хорошими знакомыми на многие года.
 
Была пасхальная неделя. В страстную пятницу в Германии закрыто абсолютно все. Я подумала, что негоже артисту сидеть в выходные дни в гостинице, и пригласила его в гости.
- Олег Константинович, завтра страстная пятница. Моя семья будет очень рада, если вы придете к нам в гости.
Он задумался на секунду и с улыбкой спросил: - А ничего, если  придет человек 20?.
Я немного растерялась, представляя, как и где буду рассаживать два десятка человек, включая родственников, но потом дала "добро". Увидев мое кратковременное замешательство, он сказал, что пошутил и попросил мой домашний номер телефона. На том и порешили.

На улице, возле цирка, меня ждала родственница.
- Ну, что? – спросила она. - Сделала свои шедевральные снимки?
- Еще как сделала! Более того, пригласила его к нам в гости.
- И он придет?
- Даже не сомневаюсь, -  заверила я ее, пряча фотоаппарат в сумку.
- Лен, ты надо мной смеешься?
- Нисколько. Все - чистая правда. Ты лучше мне скажи, что приготовить к обеду?
Мы начали лихорадочно обговаривать меню, придумывая немыслимые блюда, но потом устали и решили, что для русского человека, который большую часть своей жизни проводит вне дома, нет ничего лучше, чем вкусный наваристый борщ, картофельное пюре и зажаренный гусь с рюмочкой холодной водки.

На следующий день я встала чуть свет, чтобы успеть все приготовить к приходу дорогого гостя. Честно говоря, меня терзало сомнение, что он позвонит, но вспоминая наш разговор, поняла, что он не из тех, кто разбрасывается словами. В обед раздался звонок, и уже через тридцать минут я везла на машине Олега Константиновича и его друга Гагика Аветисяна (клоуна Чарли)на обед. Возле дома нас ждали дети. Оказывается, мой сын не удержался и рассказал ребятишкам о «том самом клоуне», которого они видели в цирке. Детскому восторгу не было предела, но когда я посмотрела на артистов, мне показалось, что они радовались больше детей.
 
Скажу сразу, что обед удался на славу. Олег Константинович съел с преогромным удовольствием тарелку горячего борща, попросил еще и что самое удивительное - с чесночком. После чесночка я поняла, что это «наш человек» и все напряжение как рукой сняло. За этот вечер мы рассказали друг другу столько, что хватило бы на целую книгу. Гагик не переставал удивляться тому, что Олег Константинович согласился прийти так как до этого дня он никогда не принимал приглашений от незнакомых людей.

Он поведал нам о своей нелегкой судьбе, о том, как во время войны из-за хлебной карточки он из ученика слесаря пошел учиться в цирковую школу, потому что там давали хлеба на 100 граммов больше, о том, как,гастролируя по Европе, он получил известие о смерти жены, но из-за невозможности отмены представлений не смог выехать на похороны, о том, как жулик импресарио своровал все деньги, и  артисты остались без средств к существованию. Вот в этот трудный период жизни он познакомился со своей второй женой. Габи была большой поклонницей его таланта и на тридцать лет его моложе. Поначалу, родители не были в восторге от выбора дочери, но в конце-концов смирились.
Оказывается, Олег Константинович весь реквизит делает сам. Что-то покупает на блошиных рынках, что-то мастерит собственными руками. За интересной и непренужденной беседой мы и не заметили,как быстро пролетело время.
Расставались добрыми друзьями. Почти в полночь мы отвезли гостей обратно в гостиницу. Выходя из машины, Олег Константинович еще раз полагодарил нас за прекрасно проведенный день и, выходя из машины, с теплотой в голосе произнес: "Сегодня я побывал дома".

Всю обратную дорогу меня не покидало чувство, что  по прошествии многих лет он так и не смог забыть и отпустить от себя все обиды, с которыми ему пришлось пережить в жизни.
Я не перестаю удивляться этому сильному и умному человеку, величайшему труженику. При каждой встрече меня не покидает ощущение того, что для полного счастья ему не хватает мира в душе. Он добрый клоун. По сей день его помнит и любит зритель. Я даже не сомневаюсь, его грустные глаза засветились бы вновь любовью и счастьем, если бы он смог отпустить все свои обиды, приехать на Родину, и, как много лет назад, после объявления шпрехшталмейстера, снова выйти на арену московского цирка с корзинкой и лохматой собакой Чудо. И маленький лучик солнца, который он когда-то унес с собой в корзинке, вновь вспыхнет  так ярко, что этого света и тепла хватит ему на всю оставшуюся жизнь. Ну, что может быть дороже  для артиста, чем знать, что его любят и ждут.

Фотография из личного фотоархива