Истинный Бог в душе VII

Никита Ломоносов
VII (В разработке)

Нам возразят, что представленные размышления облегчают понимание исследуемого выражения только придерживающегося гипотезе существования бессознательных влечений и их отношения к религиозному мировоззрению. Разумеется это так, но что из этого. Разве такое поведение не является научной попыткой связать многочисленные данные науки и религии в единую картину понимания реальности. Думаем такая картина приобретает более практическую значимость, нежели слепая вера в древние представления, основанная на магических свойствах бессознательного.
 
Отрицание таких допущений вынуждает оставаться при своих философских представлениях, лишая возможности познания. Именно по психологическим причинам подобный ход мысли не совсем доступен исследователям. Наверное основным критерием недоверия к нашим выводам со стороны религиозно настроенных мыслителей состоит в некоей физической простоте положения по сравнению с духовной возвышенностью религии, окутанной мистикой. При таких размышлениях многие религиозные тайны отпадают сами собой.

Не находящие желания поразмышлять над представленными гипотезами могут продолжать успокаивать себя изощренными философскими оценками нашей фантазии. Впрочем, такие оценки не продвинут понимания сущности и необходимости религии дальше мудрых этических нравоучений в соответствии с образным Священным Писанием.

Итак, думаем нами обнаружено важное звено, способное внести определенную ясность в разрешении поставленного психологического вопроса. Рассматриваемые внутренние и внешние фантазии, выражающиеся в психологическом противоречии личной и общественной религии, имеют общий базис, или родственную платформу в бессознательных влечениях. Не принятие на основе сознательных психических актов скрытых бессознательных мотивов и представляет собой основу презрительного отношения личности к общепринятому Богу и удивление народных масс по отношению восставшей против общества личности.
 
Отчасти внутренняя фантазия, граничащая с истиной, заменяется внешней. Поэтому в данном случае от реального положения вещей далеки как субъект (личность) так и объект (общество). Нами уже выяснено, что заблуждение объекта больше, нежели субъекта, общество больше ошибается, нежели личность.

Кажущееся заблуждением мнение субъекта, со стороны науки стремящееся к истине, а с религиозной точке зрения к самовлюбленной фантазии, имеет свои важные предпосылки и последствия. В данном случае работа психики индивидуума свободна, она не сдерживается верой, пусть даже в Бога. Напротив, она усложняется именно тем, что в распоряжении личности, при сохранении энергии либидо (Эрос), продолжает существовать надежда на продолжение внутренней работы по собственному изучению не только своей психики, но и внешнего мира. В этом и состоит кропотливое изучение внутреннего мира (души). Об этом говорилось в начале данного исследования. Такое поведение движет культурным прогрессом.

Напротив, противоречащее личности (субъект) общество (объект), состоящее из множества субъектов, так сказать выносит внутренние переживания личности наружу, во внешний мир. На внешних образах религии, представляющих проекции, включенные в религиозное общество личности расходуют энергию либидо на устремления к образам фантазии. Тем самым общественная фантазия употребляет энергию человека на мистические церковные молитвы. Соответственно, реальный мир остается безучастным к вниманию либидо, а значит не изменяется в сознании посредством его исследования. В таком состоянии человек полностью полагается на божественную помощь, а значит самому можно уповать на небесные силы.
Думается не стоит спорить о том, что выбранный религиозный путь намного проще. Это происходит постольку, поскольку собственный психический аппарат не утруждается работой по изучению суровой реальности. Так верующий человек существенно облегчает напряжение психического аппарата, возложив бедствия и надежду на лучшее на проецируемый образ Бога. Действительно, гораздо удобней обратиться за помощью к иконе, кстати, запрещенным даже Священным Писанием. Таким поведением общество признает скрываемую слабость, по причине которой в прошлом было создано покровительствующее Божество.

На примере личности ожидаемый вывод очевиден. В направлении, котором используется энергия либидо видится, что действительно истинный путь к образу религиозного Бога состоит в изучении собственного внутреннего мира, бессознательного, «Оно», или прошлого (будущего). Согласимся, для человеческих масс в целом это представляется гораздо непосильной проблемой. Подтверждением этому служат бесконечные примеры грубого недоверия масс к истинным глубинным изысканиям индивида.

Складывается непреодолимое ощущение ситуации, при которой истина, изложенная индивидуумом, не принимается обществом за таковую в его прямом изложении. Вероятно, для человечества такая истина должна принять некий особый вид, выраженной на другом, более обобщенном языке. 

Основная проблема состоит в невозможности переложить знания единичного исследования на мифологические понятия человечества, которое воспринимает влечения жизни и смерти только в виде Бога и Дьявола. Вероятно здесь необходимо изобретение определенного процесса перевода одного выражения в другой, с языка единичного элемента на общественный язык масс. Кто знает, возможно свидетелями подобного процесса человечество являлось во все времена в виде происходящего утверждения научного мировоззрения, которое внутренние влечения преобразует во внешние физические достижения.

Весьма вероятно, что на предварительном этапе религия служит именно этим целям. Впрочем, поверхностному сознанию, особенно подверженному общественным фантазиям, этого не определить.

                Продолжение следует ...