Истинный Бог в душе VI

Никита Ломоносов
VI (В разработке)

Учитывая приведенное общее теоретическое обоснование психоаналитического понимания структурного строения душевного аппарата получаем две соперничающие установки по отношению к образу Бога относительно внутренних влечений. В целом получается случаи, выражение которых находит в субъективной (личность) и объективной (общество) стороне психологического вопроса.

В первом индивид высказывает утверждение «Бог находится в душе человека», со всеми вытекающими последствиями. В рамках теоретических знания такое выражение выглядит как ощущение (представление, фантазия) единичной личности одного элемента взаимодействия собственных бессознательных влечений. Это влечение к жизни, Эрос.

Иными словами, достаточно сильное «Я» индивида проявляет интерес к познанию некоторых темных пятен «Оно». Также можно сказать, что в этом случае настоящее («Я», Бог-Сын) находится в приближении к прошлому («Оно», Святой Дух). Уравнивание будущего и прошлого в силу регрессии первого к последнему, получаем формулу, в которой личность («Я») всегда знает больше о будущем («Сверх-Я»), нежели человечество (совокупность «Я»). 

В силу идентичного строения психического аппарата, такие фантазии (сопоставления) свойственны в равной мере всему человечеству.

Во втором случае, который рассматривается как реакция религиозного общества на высказывание индивидуума, в целом происходит обратный процесс. Общество, придерживающееся вере посредством церкви, продуцирует массовую трансформацию внутренней фантазии каждой личности по подобию создания мифа. В сущности религия и представляют собой основное мифологическое образование человеческого общества. Общественный миф, узаконенный церковью, основывается на обобщении схожих внутренних фантазий человека как единицы человечества. Часть общей внешнего мира занимает психическая реальность, или фантазия, в виде проекции влечений жизни и смерти. На этом бессознательном основании поддерживается живучесть религиозных догм.

Далее в социальных целях происходит распространение преобразованной общей фантазии на все человечество. Таким образом, происходит в некотором роде социализация многочисленных внутренних представлений, заменяя внутренне ощущение личности внешним представлением масс.

При этом примечательно образом выдвигается глубокое и бессознательное психическое обстоятельство, в некотором роде сглаживающее яростное непонимание личного и общественного Бога. Религиозный (общественный) Бог принимается массовым сознанием за общее производное психических влечений каждого отдельного человека. Ощущение бессознательного влечения, включенного в массовое сознание, преобразуется в движущую силу общественной интерпретации религии. Получается, выражение «Бог находится в душе человека» опровергает религиозную конструкцию общества, созданную им и использующуюся в культурных целях.

Нередко таким образом собственные ощущения истины индивида приближаются от субъективного представления к объективному, то есть к истине. Так личные представления освобождаются от социального гнета большинства и восстают против общепринятого понимания Бога в виде личной фантазии. Несомненно, выражение «Бог находится в душе человека» является одним из проявлений такого неприятия подавления мышления массовым заблуждением. Вероятно, это особенно присуще временам всплеска научного прогресса.

Такое революционное поведение свойственно действительно ищущим истину индивидам. Как правило, в истории человечества к независимому мышлению стремились будущие гении, опередившие разумом собственное время. Именно глубины собственной психики, иначе ощущения бессознательных влечений, предоставляли таким мыслителям возможность обнаруживать внутреннюю смелость не доверять мифологическим утверждениям толпы и высказывать презренную толпой истину.

В некотором смысле вспоминаются элементы сказочного Ивана-Дурака. Как известно, он идет наперекор всего общества. Вероятно, именно поэтому Иван-Дурак и воспринимается массами в виде дурака, поскольку поступает против установленных обществом правил.

На этом этапе вспомним теоретическую часть наших размышлений. С позиции дуалистических влечений еретические (с позиции религии) слова «Бог находится в душе человека», со всеми возможными последствиями, приходится рассматривать более пристально. Научные данные о бессознательном влечении к жизни (Эрос, любовь), представляемого либидо и являющегося исходной точкой образования символа Бога заставляют прийти нас к следующему заключению.
Определенно, личная фантазия индивида в виде «Бог находится в душе человека» по отношению к общественной уверенности в религии (массовая фантазия) находится ближе к реальному положению вещей. Такое высказывание, тем более подкрепленное определенными знаниями, показывает человека, произнесшего его, как несомненно имеющего более глубокое понимание внутреннего содержания психики, как это представляет себе человечество в целом.

Таким образом, пока смутно проявляющиеся знания личности входят в противоречие с общественными религиозными традициями, так и оставшимися фантазиями. Иначе, новое знание в данном случае противостоит древним фантазиям. В сущности, это проявление научного мировоззрения, начинающегося вторгаться в религиозный образ мышления. Теперь можно объяснить, почему индивид недоверчиво относится к внешним проявлениям общей религиозности. Осуждающее такое представление человеческое общество, чье мышление заглушено религиозными фантазиями, не желает знать о грандиозных по силе влечениях психического мира. Общество продолжает строить теорию религиозной доктрины на древних проекциях, далеко уводящих от понимания истинных корней религиозности.

Энергия либидо устремлена на фантазии, что по отношению к индивидууму определяется как невроз. В целом религия и показывает симптомы невроза всего человечества.

Получается, выражение «Бог находится в душе человека» более устремляется к истинному положению вещей, выраженному во внутреннем влечении. Ощущаемый в собственных глубинах великий Эрос (любовь), иначе влечение к объединению и изучению мира, дает возможность личности подобраться ближе к древней истине, только начинаемой познаваться наукой. Общественная фантазия в виде религиозной философии отдаляется от истины, поскольку обращена к образу проекции влечения.

Отметим иной аспект открытого интересного положения. В соотношении с теоретическими выкладками психологии, выражение индивидуума (личная фантазия) может быть идентифицирована за попытку (бессознательную) познания собственного внутреннего мира. Вспоминается формула, которая показывает религиозное мировоззрение как отражение психологии человечества.

Интересно, как такое неосознанное познание выражается в регрессивном (от проекции внешнего к реальному внутреннему) соединении в психическое образование представлений (фантазий) о внешнем образе Бога к внутреннему влечению жизни (Любовь, Эрос).

Складывается ощущение, что таким образом происходит процесс объединения ранее расщепленных элементов одного состояния. То, что в древности было разделено на личное ощущение (влечение и фантазия) и внешнее представление (влечение и Бог), выражением «Бог находится в душе человека» бессознательно объединяется в некоторое общее положение, сравнимым с изначальным состоянием.

Приходит ощущение совершения некоего круговорота в развитии психического аппарата и развития религиозных представлений. Результатом такого круговорота может быть представлена историей культуры и науки, созданных человечеством. Данный вывод согласуется с размышлениями из заметки «Уроборос. Змей, кусающий хвост». Помнится, мы пришли к заключению, что алхимический образ символизирует познание самого себя и окружающего мира, известное из слов Фалеса.

Упоминание о таинственном первоначальном состоянии также относит нас к некоторым нашим заметкам. Здесь приходится вспомнить материал, в котором история человека представляется устремлением к первоначальному состоянию будущего, странным образом крепко связанно с нашим прошлым. Будущее известно как третье звено в Троице, представляющего собой научное мировоззрение, на языке религии Бог-Отец («Сверх-Я»).

Приходится согласиться с некоторыми предположениями, высказанными еще в «Троице». По неопределенным пока причинам человечество оставило научную стадию своего развития (Бог-Отец) и регрессивным путем преобразовавшись в древний анимизм (Святой-Дух) посредством религиозного мировоззрения (Бог-Сын) снова стремится восстановить свое прежнее научное состояние.

Естественно, такое понимание можно отнести только к нашей реальности. В случае реальности гипотез о существовании многочисленных реальностей описанное соотношение будет приниматься соответствующее изменение.

                Продолжение следует ...