Истинный Бог в душе V

Никита Ломоносов
V (в разработке)

Постараемся припомнить отрасль настоящего знания, которая подробнее рассматривает взаимоотношения личности и общества относительно фантазии в целом. Несомненно, такой отраслью науки является психология, в частности психоанализ.

Вообще вопрос происхождения фантазий интересен в особенности и позволяет многое узнать о психической жизни человека относительно сознания и бессознательного, что открывает путь к познанию личностного и социального. Однако процесс возникновения фантазий из области бессознательного, в частности создание символов, требует отдельного глубинного отступления от темы настоящего исследования. Поэтому в нижеследующих размышлениях мы упомянем об этом лишь в относительной степени.

Дальнейшие рассуждения относительно существования реального понимания символического образа Бога в душе каждого человека основываются на имеющихся научных данных классического психоанализа. Подобной тропой мы следуем потому, что остальные теории в ходе в относительной степени подробного изучения проблемы личности и религиозности не завоевали доверия в отношении многих точек соприкосновения указанных факторов. Насколько вообще психоанализ, как клинический, так и прикладной, способен восприниматься элементом научного знания останется за рамками нашего рассуждения по причине предубежденности многих современных ученых против подобного рассмотрения психических процессов вообще.

Единственно добавим, что весьма интересно узнать другой способ проникновения в бессознательное психического личности и социума, которое, психическое бессознательное, связанно незримыми сознанию узами с религиозностью, мифологией, фольклором и многими другим элементам, вообще имеющими отношение к психическим продуктам. Использование в размышлениях принципа разъединении бессознательного способа мышления и религиозности как не взаимосвязанных элементов лишь уведет в пополнение философской мудрости вековой давности.

Несомненно в данном случае поставленная психологическая задача не будет иметь способность приблизиться к желаемому объективному решению.

Приступая к поставленной психологической задаче, считаем невозможным не отталкиваться от имеющегося в настоящее время знания сферы психической жизни индивидуума. Коротко резюмируем научный фундамент, который будет являться основой наших рассуждений. 

В ходе поучительного развития психоаналитического учения возникла дуалистическая концепция душевных, или психических процессов. Как известно, они состоят из сознательных, предсознательных и бессознательных элементов. Последнее представлено первичным процессом, первое вторичным. Без разделения указанных процессов в сознании и бессознательном, а также их взаимодействия, как думается невозможно наиболее глубокое понимание проблемы Бога в душе.

Разные свойства бессознательного и сознательного процессов, первичный и вторичный процесс. Покажем отличия в соотношениях двух этих процессов.

Бессознательное представлено первичным психическим процессом, оперирует предметами без их словесного представления, в нем нет противоречий и отрицания. У первичного смещение, сгущение и многие другие особенности, которые неприемлемы для сознания, а если да, то это смешно, или ошибка, глупость. В бессознательном нет понятие времени (Бог), процессы вне времени, это сознательные понятия. При нормальных состояниях бессознательное проявляется только в виде установившихся рефлексах. Более заметны они  в патологических случаях, при неврозе, сновидении и мифообразовании.

Здесь влечения Эрос и Танатос слиты воедино, прошлое в «Оно» может быть представлено как будущее, о чем говорилось в «Троице».

Сознательное напротив распределяет на Добро и Зло, энергия, влечения рассоединены, их энергия создает конфликт в целях развития культуры. Влечения стремятся к соединению первоначального состояния, очевидно представляемого нами в их воссоединению, ситуация как в «Оно», то есть прошлое превращается в будущее, или наоборот. Поэтому сознанию бывает почти невозможно понять бессознательные процессы, а иметь о них только приближенные представления. Одно из них и есть Бог. Проекция также не осознается сознанием.
   
Сознательное наделяет бессознательные предметные образы, или представления о бессознательном, словесными представлениями. Это характерно для вторичного процесса. Кстати, здесь виден скрытый от сознания общий механизм образования символов. Этот механизм характеризуется преобразованием образов первичного процесса (влечения) в словесные представления, или символы (Бог). В этом смысле Бог как словесное представление вторичного процесса представляет собой символ влечения, относящегося к первичному процессу, то есть Эроса. С представленных позиций возможно интерпретировать общий смысл Бога.

Впоследствии увеличения научного знания выяснилось, что топический взгляд на психику личности, включающую сознание, предсознательное и бессознательное, оказалось недостаточным для нахождения определенных взаимосвязей, имеющих между данными тремя системами и несомненно представляющих лишь часть некоей общей системы работы психического аппарата человека. Развитие психоанализа подобный пробел ликвидировался введением структурной модели психического аппарата, вскрывающую другие стороны внутренней жизни личности.

Основным достижением такого расширения знания на основе клинических наблюдений о обобщения полученного материала для решения настоящей психологической задачи, которую мы разбираем в данное время, явилось открытие в человеческой системе психики отдельной структурной части, узнаваемую но скрытую до этого под многочисленным другими, более философскими названиями.

Структурная модель психического аппарата позволила обнаружить в сознательном «Я» человека бессознательную инстанцию «Сверх-Я», представляющую собой совесть и идеал человека.

Далее речь пойдет о соотношении «Я» и «Сверх-Я» как о противоречии внутреннего, личного, и внешнего, общественного. Подробнее соотнести данные размышления с нашим вопросом, хорошее соотношение.

Итак, Бог является проявлением вторичного процесса, преобразованным в сознательное словесные представления первичного процесса бессознательного влечения. Это также отвечает условию, при котором сознательно опознанная фигура Бога является приобретенный религиозный символический характер бессознательного влечения Эроса.

Также известна структурная модель, или концепция, психического аппарата человека. Она состоит из трех элементов, обозначенных как «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Данные показывают, что «Я» является производным от «Оно», а из самого «Я» выделяется «Сверх-Я», представитель обоих систем. В данном случае виден понятный рост во времени влечений Эроса и Танатоса. Данный случай показывает рост влечений сквозь анимистическое, религиозное и научное мировоззрение.

Первое представляет собой исключительно бессознательное (первичный процесс), второе является сознательным, но в большей части бессознательным. Третье, «Сверх-Я», образованная на основе «Я» и представляет его часть. Энергия, используемая «Сверх-Я», берется из «Оно», бессознательного. «Сверх-Я» формируется в основном в результате переживания отношения к родителям (отец, Бог-Отец).

Нормальные отношения между представленными структурами психического аппарата не вызывают проблем в личности, как правило их сложно расчленить. Интересующие нас моменты в рассматриваемом вопросе «Бог находится в душе человека» легче осветить при патологических моментах взаимодействия этих элементов, о чем подробнее будет говориться ниже.
 
Также укажем, что в бессознательном и сознании, посредством перехода от первичного процесса ко вторичному, сквозь структурные элементы внутреннего мира «Оно», «Я» и «Сверх-Я» ведут качественно различное на каждой из перечисленных фаз противоборство вечно конфликтующие между собой бессознательные влечения Эроса и Танатоса. В работе «О Библейских притчах» говорилось, что указанное внутреннее противостояние обнаруживается во внешнем подобии извечных мифологических противников в виде сил Добра и Зла. Они известны в виде греческих Зевса и Аида, славянских Белбога и Чернобога. В современном христианстве это Бог и Дьявол, или Иисус Христос и Сатана.

Бессознательные влечения имели господствующее значение перед сознательным мышлением в период детства человечества. Поэтому внутренние влечения явились источниками современных религиозных образований внешнего мира. Неоднократно нами говорилось, что религия иллюстрирует состояние внутреннего мира человека, в котором действуют бессознательные влечения любви и смерти.

Известно, что «Я» соотносится со «Сверх-Я» и «Оно» при помощи защитных механизмов. Одним из примитивных механизмов является проекция. Она представляет собой перенесение субъективных мыслей личности, а также бессознательных желаний, во внешний мир. Одновременно с этим происходит наделение внешней реальности образами, отвечающими собственным душевным волнениям (смешение влечений жизни и смерти), отрицаемых самим человеком.

Более детальное исследование показывает, что отношения бессознательных влечений, работающих в «Оно», были вынесены во внешний мир механизмом защиты проекцией и преобразованы в Добрые и Злые существа. Вспомним схожие размышления, представленные в очерках «О Бибилейских притчах» и «Ад». В них выдвигалась гипотеза о влиянии внутреннего бессознательного влечения Эроса на появление внешнего образа Бога. Его появление спровоцировано неспособностью младенческого разума человека проводить четкую грань между собственными представлениями о внутреннем мире (внутренние фантазии) и реальностью (внешние представления).

Таким образом, посредством защитного механизма проекции, свойственного нарциссическим неврозам, мифические образы Добрых и Злых духов преобразовались в образы Бога и Дьявола. Так основные религиозные образы, вошедшие впоследствии в Священное Писание, интегрированы во внешнюю реальность посредством ошибочных ощущений (фантазия) внутренних влечений Эроса и Танатоса.

В связи с неосознанностью механизма проекции сознательное «Я» воспринимает данные существа за истинно существующие. Сознание принимает созданные бессознательным фантазии за реальность и более того, строит множественные теоретические конструкции в оправдание кого лживого не понимания собствененного продукта психики.

Продолжающееся внутреннее ощущение давления влечений к жизни и смерти до настоящего времени воспринимается сознательным «Я» в виде доказательства реальной деятельности Бога и Дьявола. Такие умозрительные доказательства рождают философию религии. 

Это также касается проекции, как и вытеснения. Проекция также происходит автоматически, сознанию она не заметна. В этом состоит субъективная причина, кажущейся объективной индивидууму, не задумывающихся над глубинными психологическими вопросами. Такое положение открывает путь, при котором религиозные символические образования кажутся реальными.

Бессознательная характеристика механизма проекции не позволяет признать в религиозной фантазии рвущихся к удовлетворению влечений «Оно», получивших такое применение при давлении изнутри влечений.

Это возможно объяснить на языке бессознательных влечений и структурных элементов психики. Скрытые процессы перехода от бессознательного «Оно» к сознательному «Я» благодаря отсутствию знания создают необъяснимую для сознания пустоту. Эта пустота пригодная для всякого рода мистических предположений. Как правило, пространство от смутно ощущаемого бессознательного предполагающего сознательного, иначе пространство от первичного до вторичного процесса, как правило, легко заполняется философскими рассуждениями. Ощущаемое сознанием знание о внутренних влечениях неискоренимо проявляется в противопоставляемых сил Добра и Зла.
   
С изложенным согласуется однажды высказанное общее мнение. В силу одинаковых причин оно также возмущает религиозное мировоззрение, как подтверждающее это мнение выражение «Бог находится в душе человека». Мы представляем религию неким психологическим (духовным) образованием, видоизменяющимся в соответствии с этапами развития человеческого общества. Более точно можно сказать с усовершенствованием способности познавать окружающий мир. Это выражается в эволюции религиозных представлений от древних тотемов к понятию монотеистического Бога, о чем говорилось выше.

Представленный процесс представляет религию продуктом человеческого общества. Признание такого факта говорит о том, что религия не является самостоятельным явлением реальности, а действительно фантазией человечества, точнее иллюзией. Иными словами, как изложено в статье «О противоречии понимания Бога и человека», образ Бога является продуктом человеческого разума.

Как говорилось выше, в этом состоит сущность общественной религиозной фантазии о Боге.

                Продолжение следует ...