Лесной язык дикарей мой

Слава Орлов
«Лесной язык» дикарей мой
Те, кого когда-то называли мой, живут на центральных высокогорных плато. Это самые древние жители Вьетнама.
Мой - общее название нынешних малочисленных племен: сре, жераи. мео, таи… До вторичного завоевания Францией Индокитая в сороковых годах двадцатого века это регион был покрыт лесом. Сейчас его стало меньше. «Лес - территория тигров  и варваров мой», - говорили во Вьеинаме еще в недавнем прошлом. Но лес давал этому племени пропитание, и они преклонялись перед ним и умели говорить на его «лесном языке». «Это земля фей  и духов, где человек жил в тесном единении со своей средой», - возражает французский этнолог Жак Дурн. Его длительный контакт с мой превратил миссионера в этнолога, а этнолога в …дикаря. Впрочем, об этом он рассказыват сам.
Я, будучи миссионером, оказался в Сайгоне в 1946 году. Меня спросили с кем бы я хотел работать: с французами, вьетнамцами или же с маленькими дикарями. Я ответил: «Отправляйте меня, куда хотите». В результате меня отправили в Нжиринг, местность, где жили сре. И там я встретил замечательный народ, который показался мне необычным. Это были высокие, с кожей цвета меда и невероятным изяществом в жестах люди.
Но в какой-то момент я почувствовал себя неловко. Это была чужая страна, и заниматься мне было особо нечем. Там я делал то, что необходимо делать  в подобных обстоятельствах: смотрел, слушал и старался понять происходящее.
Так получилось, что у сре я пробыл девять лет, потом еще пятнадцать жил у жеари - самого многочисленного народа на высокогорном плато. Жераи, когда-то великолепные охотники и неустрашимые воины, расположились на самых лучших землях.
Сре и жераи говорят на разных языках. Любопытно, что еще недавно они не знали о своем соседстве. Но их объединял  образ жизни, который позволяет понять окружающую среду и сохранить  гармонию с животными и растениями, а также друг с другом. Предполагалось, что я буду учить детей. На самом деле они сами стали моими учителями.
У мой удивительные познания в ботанике. Однажды я попросил малышей  перечислить породы деревьев, которые они используют  у себя в доме в качестве дров. Ответ был незамедлительным: дети назвали более десяти пород. Они перечислили мне также все растения, которые им ни для чего не служат. Возможно, только для того, чтобы рассказывать истории, давать волю воображению. Они меня всему научили, Я страстно увлекся  учениками, а кроме этого, начал понимать и любит лес.
На землях коренных жителей Вьетнама уже  раскинулись французские  плантации чая и кофе. Но все равно здесь сохранился самый красивый в мире лес. Его еще не выжгли, не разбили на «новые экономические зоны». Леса покрывали все плато. Тропинки, протоптанные босыми ногами охотников и дровосеков, проникали в лес очень робко. Дальше находилось неизведанное. Густой  тропический лес, растущий по холмам считался владением крупных хищников. Там росли громадные деревья.
 Беспорядочное нагромождение лиан, заросли ротанговых пальм… На одном гектаре  такого леса  сосуществовало около сотни различных видов животных. У подножия  холмов лес редкий, это место обитания оленей и зайцев. Здесь росли невысокие дубы и тонкий бамбук - строительный лесоматериал. По берегам рек простирался  густой лес, в котором раздавались крики обезьян. Это был лес, населенный  духами, которые стали для меня такими же  реальными, как для всех племен мой. В лесу жили феи, способные насылать на людей безумие.
В этом лесу жили мой. Живут они и сейчас там. Меня часто  спрашивают  о происхождении  слова «мой», но во твет я лишь развожу руками. Старые плантаторы на все мои вопросы восклицают: «А! Господин, людей мой я знаю как свои пять пальцев!» - и все.
Можно подумать, что мой живут в каменном веке. Почему же? Потому что у них нет одежды? Впрочем, полностью они никогда не обижаются. Мужчины носят полотняный пояс, напоминающий небольшой передник, женщины - юбку. Грудь они обычно оставляют открытой. Надо отметить, что все женщины этого племени сложены как богини. «Дикари», которых я узнад во Вьетанме, будучи обнаженными, держались с  такой непринужденностью и с достоинством, что я им невольно завидовал.
Нагота полностью отражает их отношения с окружающей природой. Воздух, вода, живые существа становятся от этого более похожими и близкими. Никто не прячется в свою ракушку, все вместе должны  быть защищены  во имя безопасности каждого  и равновесия  для всех. Их жилища из дерева, соломы и бамбука гармонично вписываются  в шумящий вокруг лес. Плетеные  и тканые изделия мой признаны одними из самых совершенных в мире.
Жители высокогорных плато живут не только  собирательством даров природы и охотой.  Сре, например, являются самыми лучшими рисоводами в регионе.
Мой жили и живут в тесном единении с лесом, однао при этом лес всегда таит в себе что-то мистическое и опасное. У жераи, обитателей редколесья, женщины  не осмеливаются поти в лес одиночку. Одни лишь мужчины отправляются туда  за дровами или на охоту. Лес - это владение духов, божеств, которые могут принять облик скалы, дерева или тигра. Там хоронят мертвых.
Человек не может обойтись без леса, но лес не выносит слишком тесного соседства. Как только жители деревни переезжают, покинутое место вновь забирает природа, и оно постепенно зарастает лесом.
Лес никогда не покидает жераи. Все материлы для строительства домов они берут из леса. Люди знают, что деревья несут в себе священное начало. Человек должен обращаться к нему с мольбой: «Божества деревьев- бамбуков, бегите в другую далекую землю, не оставайтесь больше здесь».
Мифы у мой  занимают важное место в повседневной жизни. У них есть прекрасное выражение: «Говорить на лесном языке». Шедеврами «лесного языка» как раз являются  легенды. Для них, вынужденных земледельцев или охотников, работа сама по себе не имеет значения.
А вот что действительно важно для мой,  так это рассказывать разные истории. Каждый  их знает и повествует  во время  традиционных вечерних посиделок. Дети могут рассказывать их вам более часа, любой  же взрослый - в несколько раз дольше. Настоящие рассказчики способны говорить пять часов кряду.
Мой ведут свое размеренное повествование о мужчинах-тиграх и женщинах -растениях.  Эти люди, считающие себя не венцом творения, а живыми существами среди других себе подобных, перемещаются в фантастический мир. Жераи и сре придумывают фантастические существа. Их мифы не затрагивают социальные вопросы и структуры. Они их отвергают.
Можно сказать, что в реальной жизни женщины никогда не покидают деревни, никогда не ходят в лес. Лишь в легендах часто повествуется о девушках, которые заблудились в лесу и, в итоге, породнились с этим диким необузданным миром. Впрочем, во всех легендах девушки всегда остаются целыми и невредимыми. Только мужчины в легендах и мифах иногда расстаются с жизнью.
Их мифы - словно мечты. Мой часто попадают  в плен  к собственным выдумкам, становясь то ли сумсшедшими, то ли одержимыми. Они бегут далеко от деревни, чтобы встретится  со свои лесным божеством. Я знал таких людей. Случаев безумия  среди мой было довольно много.
Прошли уже десятки лет с тех пор, как я их покинул. В последнем полученном мною письме они спрашивают, не желаю ли я послушать их новые истрории?
Галина Остякова,
Слава Орлов