Жалобы из тюрем

Павел Гурачов
Недавно в новостях эхом событий полуторагодовалой давности вспыхнуло жалобное писмецо от некой Толоконниковой. Оказывается, что в женской колонии плохо. Дескать в нормальных европейских странах тюрьмы достойные – все права человека соблюдаются и даже для серийных убийц полная лафа – вкусная жрачка, спортзал, Интернет и заочное высшее образование. Несмотря на бредовость и идиотизм всех этих событий, надеясь на то, что все это поскорее канет в лету, растворится и забудется, я не стал внутренне напрягаться, вырабатывая собственную позицию и все такое прочее. Однако, на досуге прочитав письмо, понял, что должен высказаться по этому поводу. Это личное мое мнение, и я в нем железобетонно уверен.
Что такое эта акция в храме Христа Спасителя? Автор письма сама утверждает, что она носит чисто политический, а не религиозный характер. Это молебен против Путина. Вообще-то молебны таким образом не устраиваются, поэтому это совсем не религиозная акция – автор письма прав. Тогда какого черта их занесло в храм? Шли бы куда-нибудь поближе к адресату проклятий. Так страшно ведь…
Но дело не в этом. Дело даже не в том, что это мерзкое глупое хулиганство, отражающее однозначное отношение к избранному для акции месту. И, наконец, дело даже не в вопросах религиозно-церковных доктрин. Все это можно переводить в область пустой софистики, да и вообще в конечном итоге имеет значение личного выбора и вкуса. Пусть либералы, пусть атеисты, пусть полная свобода внутри и снаружи. Меня волнует другое.
Есть значительная категория людей, для которых личная мистическая связь с всевышним возможна только лишь в православном храме. Это место, куда люди приходят не только со своими проблемами, но и с глубокой болью, страхом. Когда из комнаты выходит врач и заходит священник – это почти конец, но все же есть последняя надежда. Храм может быть последним пристанищем для человека, находящегося на грани отчаяния. Представьте, не дай Бог, у Вас смертельно болен ребенок или нечто подобное. Врачи опускают глаза, сочувствие близких раздражает. Человек до этого ничего не понимал в религиозных делах, но последняя надежда заставляет его прийти в храм. А там какие-то дебильные пляски. Человек с сильной верой и серьезной религиозной практикой вполне способен внутренне разобраться со всем этим, а как с людьми далекими от этой стороны нашего бытия? Ведь это люди, труд которых был полезен и для церковников, и для других верующих и в том числе для Толоконниковой со своей панк-сворой. Это вообще ближние люди. Здесь надо видеть огромный комплекс социальных связей. Поэтому лично для меня эта акция носит не религиозный и не политический характер. Она носит характер под скрытым подразумеваемым названием «нам на вас всех нас..ть!».
Если кажется, что это притянуто за уши, вспомним другие выходки арт-группы «Война» (предшественники «Pussy riot»). Ебля в биологическом музее и нарисованный член на литейном, кажется, мосту.
Я более десяти лет работал в научной области, и что такое до фанатизма увлеченный биолог хорошо знаю. У нас на кафедре был пожилой научный сотрудник. Один раз на него обрушился шкаф с коллекционным материалом – это десятки банок, в которых в формалине были зафиксированы разные животные. Все разбилось в дребезги, лужи едкого и очень вредного формалина потекли по коридорам. Сам он получил порезы. Но вместо того, чтобы как-то проявить заботу о себе, он кричал: «Коллекции! Боже, какие коллекции! Какой материал пропал!». Когда ему оказывали первую медицинскую, он все причитал и даже не сразу сообразил, что по большому счету ничего с коллекциями страшного не случилось – все можно восстановить, переложив в новую посуду.
Так вот биологический музей для такой категории людей может быть чем-то вроде храма. Люди всю жизнь и все силы кладут на сбор и уход за коллекциями. Два-три сотрудника могут обеспечивать непревзойденную образовательную базу для миллионов посетителей. А эти кретины, оттрахавшись и нагадив в души преданных своему делу людей, снова как бы кричат: «нам на вас нас..ть!». Примерно тоже самое можно отнести к размалеванному мосту. Можно я не буду углубляться в значение разводящихся мостов - одному из главных символов моего родного города? Можно я не буду углубляться в символическое значение моста вообще?
Так вот, арт-группа «Война» и панк-группа «Pussy riot» – вся эта полуграмотная свора имеет общее скрытое название – «нам на вас нас..ть!». С этой точки зрения жалобы на то, что там в колонии как-то плохо (т.е. кому-то также нас..ть и на вас) выглядят просто смешно. «А что ты хотела, милая? Ты думала в сказке живешь?» - так и хочется ответить. Хотите безнаказанно гадить? – в Европу! Все учим инглиш – и гадить в Европу. Только на фиг вы там сдались? Да и гадить там вы не будете, потому что там-то не «нас..ть», там хорошо – все на халяву, и свобода. Видимо, на это и шел расчет. Это может быть вполне обоснованная позиция, но это чистое предательство. Когда что-то не нравится и сразу валить, а не пытаться изменить ситуацию – это слабость, трусость и предательство. Имея какое-то философское образование, которое можно применить для проработки основных принципов устройства общества на той территории, которая так или иначе тебя вскормила и воспитала (хотя по всему видно - плохо), это слабость. Отсутствие любви к родной земле – слабость. Да - плохое государство, да - прогнившая система, да – сплошное воровство – ну так делайте чего-нибудь! Есть мозги, энергия – примени на пользу! Не гадь, а работай! А если можешь только гадить в души ближних – вали! Или сиди шей полицейскую форму и не вякай.
Смотрите как символично - «Я пять минут боролась против системы, потом два года шила полицейскую форму». Хороший жизненный урок, правда?
У нашей прогрессивной молодежи неверное отношение к власти. Как ни парадоксально, но их проблемы связаны с сильной зависимостью от нее. Они, почему-то воспринимают власть как «волшебного помощника» (по Э.Фромму) – типа ты мне не нравишься, потому что не гладишь меня по головке и не даешь мне конфетку, поэтому я тебе покажу язык. Ответ – а за что тебя гладить? Ты бросила университет, не работаешь, пользы от тебя никакой. А язык показываешь – иди в угол!
Это инфантилизм.  Мое личное убеждение заключается в полном игнорировании власти как сферы личной жизни. Надо перестать смотреть в ее сторону, и отдать силы для работы и созданию семьи. У власти свое дело, у тебя свое. Не надо с ней взаимодействовать вообще. Когда человек понимает, что борясь против системы, он борется против нее в собственном разуме, он взрослеет. Сама система архетипична, ее можно только видеть, но не разрушить. Разрушив систему, тут же возникает новая и, скорее всего, она будет обладать гораздо более жесткими и архаичными чертами. В конце концов, оказавшись в полной свободе где-нибудь в джунглях, Толоконникова и иже с ними – все голые и голодные (людям незачем их обеспечивать, если активистам на них нас..ть) построят такую жуткую систему - даром, что не перегрызут глотки друг другу.
Так что все эти письма и жалобы из-за решетки еще раз подчеркивают внутреннюю незрелость хулиганок. Их просто по-человечески жаль.
Не за плохие условия, а за глупость.