Фадей. Записки наркоманского опера

Михаил Глебов
Случилось это когда я работал в Уголовном розыске одного из районных управлений внутренних дел г. Красноярска. Занимался я наркотиками, точнее, их распространителями. Дело довольно хлопотное, так как некоторые законы нашего государства имеют свойство противоречить друг другу, а нарушать ни один из этих законов нельзя. А начальство требует «галку» в отчете ежедневно, причем сопровождая эти требования ритуальными плясками и заклинаниями вроде «выговор», «лишу премии» и т.п. Да-с.
    Но в тот день никаких мероприятий мы с напарником не планировали. Я дежурил по району и, соответственно, течении суток находился в распоряжении оперативного дежурного, который мог отправить меня в любой момент на какое-либо происшествие. Старший опер и, так как на линии наркотиков нас было всего двое, он же мой напарник, которого все звали Иваныч, с сосредоточенным видом гонял по экрану монитора «коников», то бишь играл в «Героев меча и магии». Я, радуясь небольшой передышке между выездами, заваривал чай. Хлопнула дверь и в кабинет влетел Серега, опер с линии имущественных преступлений.
    - Сидите, ни хрена не делаете? – он плюхнулся на стул и с победным видом оглядел нас. Иваныч даже бровью не повел в его сторону, я наливал кипяток в кружку и также не реагировал на его выпад.
    - А я Фадея сейчас видел на станции – продолжал Серега, нимало не смутившись нашим молчанием.
    Весть о том, что он видел одного из наркоманов и, по совместительству, «барыгу» - торговца наркотой, нас не впечатлила. Фадея мы также видели неоднократно, но «торпеды» - наркомана, который согласился бы провести у него проверочную закупку наркотиков, у нас пока не было и Фадей временно гулял на свободе.
    - Ну и что дальше? – поинтересовался я – Фадей согласился тебе «стучать»? Или угостил тебя героином?
    - За Чику с ним разговаривали – Серега опять выжидательно замолчал. Чика – наркоман, кореш Фадея, на днях был арестован за какую-то кражу и сидел в нашем изоляторе временного задержания.
    Эта весть также не произвела на нас никакого впечатления. Серега нетерпеливо заерзал:
    - Я чего думаю: может сказать Фадею, что Чика попросил ему героина передать через меня, а вы его хлопнете с этим героином?
    Надо заметить, что со сбытом наркотиков опера других отделений сталкиваются редко, а потому представления о том, как поймать наркобарыгу с поличным у них самые общие.
    - И как ты ему сбыт будешь доказывать? – я оторвался от созерцания заваривающегося чая, - своим честным словом?
    Серега смущенно перевел взгляд на Иваныча, который издал звук, схожий с хрюканием саркастичного поросенка и продолжал гонять «коников».
    - А чего? Он же мне передаст отраву, а по закону любая передача наркотика другому лицу уже есть сбыт…
    - А он скажет, что ничего тебе не передавал, наркотики твои, а ты его оговариваешь, потому что хочешь посадить. Такой расклад устраивает?
    - Нет.
    Серега смущенно притих.
    - Вот если бы ты уговорил его продать тебе героин, тогда другой разговор… Деньги – это доказательство. Только какой идиот будет продавать отраву менту? Хотя…
    Я отхлебнул чаю. Фадей – наглый тип, возможно, что он оборзел уже до такой степени, что перестал видеть берега. Тогда есть вероятность, что жадность его возьмет верх над здравым смыслом. К тому же Фадей знает, что Серега не «наркоманский» опер.
    - Попробуй, поговори с Фадеем, что он скажет.
    Серега счастливо улыбнулся и убежал из кабинета.
     Вечером, приехав с очередного происшествия, я зашел в кабинет. У Иваныча была физиономия кота, наведавшегося в крынку со сметаной.
    - Ну чего у нас интересного? – поинтересовался я.
    - Завтра после того, как сменишься с дежурства, не торопись домой. – Иваныч цвел и пах, - Фадея сажать будем.
    - Чего, он Сереге продаст отраву? – удивился я.
    Улыбка Иваныча стала еще шире.
    - М-да, вот уж действительно, жадность фраера погубит. А ты уверен, что он продаст?
    - Нет. – Иваныч был невозмутим, - завтра и посмотрим. С утра стрелку назначил.
    - Ну-ну.
     Утром, после ритуальных причитаний начальника управления, которые именовались передачей дежурной смены и состояли в основном из слов «бесполезно», «никто ничего не делает» и сетований что «никто палец о палец», я сидел кабинете. Распахнулась дверь и в проеме появился запыхавшийся Иваныч.
    - Как успехи? – я заинтересованно наблюдал за напарником.
    - Взяли Фадея, надо ему личный досмотр делать, деньги изымать. Может, при нем еще наркота есть. – Иваныч был по-деловому взъерошен, - Он у имущественников в кабинете, ищи понятых и досматривай его.
    Я отправился в кабинет оперов имущественного отделения, прихватив с собой бланки протоколов личного досмотра. В коридоре маялся Квадрат – местный наркоман, который оказывал мелкие услуги операм. За это на его пристрастие к героину опера смотрели скозь пальцы и даже выручали от ППСников, которые норовили иногда не совсем честно выполнить план по преступлениям.
    - Андрюха, здорово! Пошли со мной, понятым побудешь, все равно без дела трешься, хоть пользу родине принесешь.
    Не задавая лишних вопросов Квадрат отклеился от подоконнника и посеменил за мною по коридору. Не знаю почему у него появилась эта кличка, тощей и сутулой фигурой Квадрат больше напоминал крючок.
     В кабинете имущественников царило оживление. Посреди кабинета стоял стул, на котором возмущенно подпрыгивал Фадей. Руки его были скованы сзади наручниками, дополнительно его свободу ограничивал Леха – один из оперативников, который удерживал Фадея за плечо от чрезмерного выражения эмоций. Но рот барыге никто не закрывал и, пользуясь этим, Фадей высказывал свое отношение к правоохранительной системе, причем пользовался он исключительно нецензурным лексиконом.
    - Андрюха, - увидев Кадрата взвыл Фадей, - смотри что, суки, творят! Руки ломают, деньги меченые подкидывают!
    - Тебе что, прежде чем подкинуть показали что подкидывают? – спокойно поинтересовался я.
    Несколько сбитый с толку Фадей на секунду притих, соображая.
    - А чего еще вы, суки, можете подкинуть!? – заблажил он вновь, - только невинных хватать и можете, настоящие преступники на воле гуляют! Ыыыыы!
    - Ну, вообще-то обычно наркоманы орут, что им наркотики подкинули, - я невозмутимо заполнял графы протокола личного досмотра, - а тебе почему-то деньги вдруг…
    Фадей осекся, после чего решил сменить пластинку:
    - а я откуда знаю что вы мне там подкинули-ы-ы!!!Су-у-уки-и-и-и!!
    В кабинете находился еще один мужчина, который круглыми от удивления глазами смотрел на весь этот цирк. Понятно было, что этот человек к милиции не имел никакого отношения, поэтому я поинтересовался у него не согласится ли он побыть понятым при личном досмотре Фадея.
    - Да-да, конечно, - торопливо закивал мужчина.
    Ну что, Фадей, - я перевел взгляд на барыгу, - есть наркота с собой, оружие или другие запрещенные в свободном обороте предметы?
    Из возмущенного клекота Фадея выходило, что он чист перед законом.
    - Ну давай посмотрим что у тебя в карманах.
    - Су-у-уки-и-и-ы-ы-ы! – вновь заголосил Фадей.
    Из заднего кармана джинс я извлек скомканые купюры. Фадей шипел и извивался:
    - подкинули! Не мое это!
    - Так и запишем: подкинули, - я тщательно зафиксировал происходящее в протокол, - понятые, внимание, сейчас я освещу изъятые купюры источником ультрафиолетовых лучей, следим за происходящим.
     В лучах специальной лампы купюры светились мертвенным зеленоватым светом.
    Что это? – спросил мужчина-понятой.
    - Это светится порошок, которым помечены данные купюры. Если кто-нибудь возьмет их в руки, то частицы порошка останутся на его руках. Вот сейчас мы и посмотрим побывали они в у Фадея в руках или нет.
    Фадей уже только скрежетал гнилыми пеньками зубов и мрачно вращал глазами. Квадрат старательно делал вид, что Фадея он не знает. Я осветил кисти рук задержанного лампой. От пальцев и ладоней исходило уже знакомое зеленоватое сияние.
    - Ну что, Фадей, подкинули, говоришь?
    Фадей злобно пыхтел. Я закончил писать протокол и передал понятым для ознакомления.
    - Подписывать-то протокол будешь?
    Фадей угрюмо отвернулся.
    - Ну, не хочешь – как хочешь. Понятые, прошу засвидетельствовать, что задержанный от подписи отказался.
    Понятые по очереди подписали протокол.
     ***
     Спустя несколько недель начальник розыска вручил нам с Иванычем повестки в суд по делу Фадея.
    - И понятых тоже в суд, судья просил, - начальник посмотрел на Иваныча, тот перевел взгляд на меня.
    - Квадрата доставим, а где второй понятой – я не знаю, пускай его приставы ищут.
    - Ну и хорошо. - Начальственный взгляд вновь уткнулся в бумагу.
     ***
     - А чего мне говорить? – этот вопрос Квадрат мне задал уже, наверное, раз третий, пока мы возле дверей ожидали вызова в зал суда.
    - Что было - то и говори. Андрюха, ты как будто первый раз в суде! – я на скрывал своего раздражения.
    - Так ведь сейчас не меня судят! – Квадрат возмущенно вскинул голову.
    В зале суда царила сонная скука. Фадей вяло отбрыкивался от предъявляемых ему обвинений, прокурорский боролся со сном, будучи уверенным в доказательствах вины подсудимого, адвокат не менее вяло изображал защиту. Всем было понятно, что Фадей усядется на нары. Формально допросив меня, в зал вызвали Квадрата. Увидев его, Фадей ожил.
    - Андрюха! – Фадей ухватился за прутья решетки, ограждавшей скамью подсудимых, - Скажи им что мне все подкинули! Били меня!
    Фадей всхлипнул от внезапной жалости к самому себе. В данный момент он сам искренне верил в правдивость своих слов. Квадрат медленно повернулся к Фадею и пару секунд пристально разглядывал его.
    - Сказать что подкинули? – Квадрат задохнулся от возмущения, - А помнишь, как меня ломало, когда я пришел к тебе и попросил уколоться в долг?! Куда ты меня послал? А теперь я тебя выгораживать должен?! Нет уж!
    Квадрат повернулся к судье: - Все скажу как было!
    Фадей, изумленно раскрыв рот, стекал по решетке, судья, сотрясаясь от беззвучного смеха, сполз под стол. Прокурорский, выйдя из сонного коматоза остолбенело уставился на Квадрата, который стоял на трибуне с видом решительным и непреклонным. Адвокат и конвоиры старались смеяться потише, а присутствующие в зале стонали от смеха. Занавес.