Лев Толстой. Нравственный мир писателя

Ирина Пархоменко
«Плавские сезоны»

Более ста лет назад – в 1907 году – Сергеем Дягилевым были организованы выступления русской оперы и балета за границей. Сезоны поддерживались кругами русской прогрессивной интеллигенции. С 1909 года они стали ежегодными в Париже, с 1910 – периодически проходили в Берлине, Брюсселе, Монте-Карло, Лондоне, Будапеште и других европейских городах. Они стали значительным художественным явлением, имевшим большое значение в популяризации русского оперного и балетного искусства.

Лирическое отступление

– Во все времена существования театра на Руси – от девичьих теремов царицы Натальи Алексеевны и Указа императрицы Елизаветы Петровны о национальном театре от 1750 года – шла борьба: кому он должен служить? Для развлечения праздных или, по-шекспировски, стать трибуной воспитания общества? – задает залу вопрос Наталья Ключарева.
«Галатея» ставит целью не столько смешить, сколько пробуждать в зрителе потребность думать и действовать, особенно в наше время, когда снижен уровень культуры в стране.
По аналогии с дягилевскими – зарубежными – сезонами, театральная студия «Галатея» решила проводить свои – плавские – сезоны. Привить любовь к театру, классической детской и «взрослой» литературе, научить понимать красоту слова, пластики, мимики, воспитывать прекрасные чувства – «Галатее» это по силам.
Вспоминая литературные салоны XIX века Зинаиды Волконской, Софи Карамзиной, ХХ века – Ивана Соллертинского, актеры «Галатеи» предлагают проведение литературно-театральных вечеров для любителей классической музыки, русской и зарубежной литературы, театра.

«Его величество – премьера»

В середине сентября в малом зале городского Дома культуры прошел первый из литературных вечеров «Плавских сезонов» – «Нравственный мир писателя», посвященный 185-летию со дня рождения Л.Н. Толстого.
Ведущая и сценарист – режиссер студии, умница Наталья Николаевна Ключарева – явилась, безусловно, связующей яркой нитью, духовной основой всего спектакля, умело сочетающей познавательные исторические и биографические факты с рассуждениями о характерах самого Толстого и его героев. И постепенно начинаешь понимать, что одна за одной начинают сияют новые, незнакомые грани, казалось бы, уже знакомого автора.
Все продумано до мелочей – и подбор актеров, и оформление сцены, и костюмы. Теперь у студии есть свой костюмер – Татьяна Мозгачева. Мастерству ее рук, фантазии, практической сметке обязаны спектакли своей зрелищностью. Очень органично сочетается работа со звукозаписями Александра Застрожного и «живой звук» преподавателей Плавской детской музыкальной школы – вокал Елены Таёкиной, аккомпанемент Светланы Остапчук. А еще песни в исполнении Елены Лебедевой, группа цыган – Инна Живогляд, Елена Буколова, Максим Уляшинский!!! И все это работает на успех!
Но не буду забегать вперед, все – по порядку.

Любимые с детства герои

Толстой – это целый мир – непостижимый, прекрасный, это – напряженная работа мысли, это – мучительные поиски истины, это – с детства любимые герои.
«Восемьдесят тысяч лье вокруг себя самого» – так говорил один из современников о духовных исканиях Л.Н. Толстого. Дневники, письма, произведения и их варианты, мемуарная литература – все свидетельствует о справедливости сказанных слов.
Как бы ни был противоречив Толстой, в нем всегда звучали три мотива восприятия и оценки себя, рядом живущих людей и окружающего мира.
Прежде всего –  удивительная по трогательности восприимчивость красоты и вечности жизни, а рядом с этим – ощущение хрупкости, незащищенности всего живого. Он был убежден, что легко любить все человечество – трудно любить ближнего.
Смысл жизни Толстой видит в служении людям, жить для себя одного – нельзя, это  – духовная смерть. Человек родится совершенным, это первообраз гармонии правды, красоты и добра. Утверждал это писатель уже в первых своих произведениях: «Детство», «Отрочество», рассказах и сказках для детей, и в образовании подрастающего поколения Лев Николаевич видел будущее России.
Первооткрыватель глубинных тайн человеческой психики, он был основателем уникальной, до сих пор по-настоящему неоцененной педагогики. В Ясной Поляне граф открывает школу для крестьянских детей, где сам и преподает.
К детям Толстой относился с особой нежностью. Не зря все его любимые герои вырастают в больших семьях и сами имеют много детей.
Вот такое вступление предваряло выступление детской театральной студии, показавшей отрывок из всеми любимого рассказа «Филиппок» и сцену из романа «Война и мир».

Подрастающая смена

Нельзя без множества восторгов говорить об игре детей. Выросшая из школьного театра «Золотой ключик», детская студия продолжает славные традиции работы с подростками. Приходят и изначально талантливые ребята, и «гадкие утята», которые в силу разных причин не пользуются авторитетом среди сверстников. Но в процессе общения с режисером (талантливейшей, обаятельнейшей Ниной Алексеевной Брынзей!) и между собой появляется у них уверенность в своих силах, они преображаются не только духовно, но и внешне, и вот они уже – «прекрасные лебеди», звезды сцены.
Очаровательный Филиппок (Егор Митин, брат Александра Митина, закончившего школу), «взрослые» – Елена Ким и Максим Уляшинский, непосредственные Андрей Ковалев, Георгий Смирнов, Илья Колодеев, Егор Коснов. Они не играют кого-то, они живут на сцене своей обычной ребячьей жизнью. А «Наташа Ростова» – Оксана Илюхина – шагнув со страниц романа «Война и мир», стала нашей современницей, несмотря на одежду ушедшей эпохи.
Это здорово, что есть такая театральная «школа», помогающая ребятам найти себя, попробовать вжиться в разные роли не только на сцене, но и в жизни, школа общения близких по духу, энтузиазму людей.

Школа + театр

Уже не в первый раз в постановках театральной студии принимают участие педагоги Плавской детской музыкальной школы. Вот и в этот раз в малом зале выступали Елена Таёкина и Светлана Остапчук. Живой звук, когда видишь исполнителей не на экране, а на расстоянии нескольких шагов, когда каждый пассаж – уникальный, совсем не тот, что воспринимаешь через колонки или наушники, он «мягче» для уха и сильнее по воздействию на душу.
Каждый день в гостеприимном доме Толстых гостило до 40 художников, музыкантов, писателей, поэтов, общественных и государственных деятелей, настолько велико было желание соприкоснуться с миром гениального человека. Не зря говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всем. До нас дошли замечательные рисунки Толстого, он хорошо музицировал. Музыку он любил безмерно,  не потому ли, что бунтарский, мятежный дух музыки Бетховена, Шопена, лиризм и гражданственность произведений Чайковского были сродни его характеру? 
Музыка – эмоциональна и насыщена красками, также как и проза Льва Толстого, поражающая читателя невиданным масштабом описаний природы, исторических событий, раскрытия внутреннего мира человека.

Жить  истинной жизнью

Еще в ранней юности Лев Николаевич записал в дневнике: «Хочу быть САМЫМ БОГАТЫМ, САМЫМ ЛУЧШИМ, САМЫМ СЧАСТЛИВЫМ».
А был ли он счастлив? Счастливым не захотел быть – «нельзя быть счастливым, когда вокруг тебя столько страданий».
Лев Толстой был человеком с «обнаженной совестью» – повышенной чувствительностью мира. Всю жизнь он страдал от одиночества – от сиротского детства. В памяти – голос матери, тоска по рано умершему отцу.
Мысль семейная – одна из основных в творчестве Толстого. «Воспитывать только через себя,  через свой личный пример, жить истинной жизнью», – писал он. Сложные отношения с женой, с которой прожил 48 лет, постоянные семейные проблемы, смерть детей, после этого по частям уходила радость.
Анатомию семейных отношений исследует в повестях «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», в романе «Анна Каренина». Толстой отвергает тезис Стивы Облонского «Надо изо всего делать удовольствие». Он мучительно ищет ответы на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое грех? Что человек получает от совершенного греха? Мучения себя и других? А оправдана ли жертва и во имя чего?
Роман «Анна Каренина» – повествование о цепи больших и малых преступлений, переступании некоей черты, за которой идет наказание. И преступление не перед законом человеческим, а перед законом высшим, от Бога идущим – на это и указывает эпиграф к роману: «МНЕ ОТМЩЕНИЕ, И A3 ВОЗДАМ».
Безудержное стремление к наслаждению ведет героев к преступлению и наказанию. Толстой признавался в письме к Николаю Гербелю, что плакал над страницами романа, но ничего не мог изменить – каждый получил своё, он шел за решениями, которые сами принимали герои романа.
Ф.М. Достоевский записал,что сцена гибели Анны написана «со страшной глубиной и силой, с небывалым доселе у нас реализмом художественного изображения». Именно тогда писатель стоял на пороге разрыва со своим классом, погрязшим в пороках и ханжестве.
И как замечательно исполнила эту сцену дебютантка Светлана Белова! Зал замер, сопереживая ее «Анне», а потом взорвался аплодисментами!

Выбраться из мира лицемерия

Лев Толстой мог быть очень богатым, т.к. много трудился, скупал земли,чтобы обеспечить достойное будущее своих родных, получал большие гонорары, но из 10 тысяч годового дохода Ясной Поляны 8  тратил на образование детей. Славой тяготился, хотя вся Европа, Россия признали его мудрецом мира наряду с Сократом, Сенекой, Кантом. Оказывал помощь нуждающимся... Открыл 240 столовых для голодающих Поволжья, часто посещал ночлежный дом в Москве, чтобы облегчить участь бедных.
«Чувствую потребность участвовать, что-то делать... Я не могу ничего не делать. Славы людской боюсь и каждый час спрашиваю себя, не грешу ли этим, и стараюсь строго судить себя и делать перед Богом и для Бога» (ноябрь, 1891 год).
Понять Толстого – это значит самому хотя на какое-то время попытаться войти в круг осмысления таких проблем, как жизнь, смерть, бессмертие, свобода и несвобода, долг и счастье, красота истинная и ложная.
Свободное проявление человеческих чувств, стремление выбраться из мира лжи, светских условностей, лицемерия заложено в герое незаконченной пьесы Толстого «Живой труп» – Федоре Протасовe. Он – великий грешник – уходит от семьи, спивается, но размеренная жизнь для него – тюрьма. А настоящее здесь, среди цыган, вольных детей природы, около любящей его девушки Маши.
И это блестяще продемонстрировали актеры, показавшие отрывок из пьесы, – Сергей Карпачев, Елена Лебедева, Александр Семенов, Инна Живогляд, Елена Буколова и Максим Уляшинский.
В этот вечер Сергей Карпачев великолепно «вжился» в образ Федора Протасова. Его эмоции, голос, мимика, жесты были настолько сильны, настолько органично вписаны в образ, что захватывали зрителей, и казалось – только таким должен быть герой неоконченного произведения нашего великого земляка!
Трагедия и Толстого, и его героев – в невозможности исправить положение свое и близких. И жизненное кредо писателя – «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться. Ошибаться, начинать и бросать. И опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» – становится и нашим.
 
«Устало занавес повис»

Замечательный вечер завершился продолжительными заслуженными аплодисментами восторженных зрителей, которые не спешили расходиться, ибо атмосфера спектакля сдружила всех. И так захотелось, чтобы у «Галатеи» были буклетики-программки, чтобы можно было попросить полюбившихся актеров оставить на них автограф. На память. Для истории.
Н.Г. Чернышевский назвал нравственный мир Толстого – способность к духовному перевороту и подлинно нравственному развитию – редким даром природы. Так пусть и мы все будем способны к такому духовному развитию, пусть сможем вновь и вновь встречаться на замечательных «Плавских сезонах»!

Фото автора. На снимке слева направо: Александр Семенов, Сергей Крпачев, Елена Буколова