Критический эксперимент 2033 гл 44 Служба земле

Юрий Ижевчанин
44. Служба земле

Сенат и народ решили, чтобы тратить поменьше сил на разгадывание намёков Фламина, официально определить статус его преемников. Им было запрещено занимать какие-либо должности. А первый преемник имел право ораторства на комициях и плебисцитах, но лишь если надо было предупредить народ об опасности какого-то решения. Права провокации: вносить предложения — ему не дали. По поводу первой части постановления Павел сразу проехался:
— Квириты, вы же знаете, что учащий служению Богу Единому, даёт обет не занимать никаких должностей.
Гай Сициний отрезал:
— Знаем. И уверены, что, пока во главе служения стоит славный Евгений Фламин, так и будет. Но например, ты, Павел, можешь соблазниться и разрешить своим людям занимать должности. Причём у тебя найдутся самые лучшие доводы. Ведь идут служить Богу Единому, пожалуй, лучшие из плебеев. И, скажешь ты, вредно для Пути Рима и для плебса не давать им возможности быть магистратами и трибунами.
Павел был ошарашен. Народный вожак как будто прочитал в его душе накапливающееся раздражение против борьбы мелких самолюбий на выборах и появления в её результате весьма посредственных магистратов. Бесило и неумение отвести тех, кто занимает жёсткую позицию против плебеев, например, Фабиев. Уже принесённые обеты Канулей, конечно, не тронул бы, а вот новым людям действительно мог бы смягчить требования.
Царь Аппий сразу же пожелал представить Сенату на утверждение преемников и дать им аналогичные полномочия. Но сенаторы единодушно забаллотировали его предложение:
— Достопочтенный отец Аппий Клавдий Сабин Инрегиллен Рекс! Права и обязанности царя жертвоприношений определены с самого основания Республики, и нет нужды их пересматривать. Изберёт преемника после твоей смерти Сенат и народ. А твои последователи и ученики не дают обета не избираться, так что давать им лишние права просто вредно для Рима.
Аппий стоически перенёс поражение. Новый культ постепенно становился ведущим при сохранении полного уважения к римским богам. Клавдий понуро сказал себе: «Скоро и патриции начнут приносить обет Богу Единому. Хорошо ещё, что у Фламина такие жестокие требования к почитателям Бога, чьё имя не может быть ведомо людям. Иначе действительно постепенно забыли бы наших добрых богов и запустели бы их храмы».
На первом же народном собрании Павел воспользовался правом ораторства, вставив в свою речь так удачно и вовремя пришедшие ему на ум определения и аргументы.
«Квириты! Державный народ Рима! Мы много думаем об отношениях людей к людям, государства и людей, людей и божеств. Но мы забыли об обязанностях людей по отношению к матери Земле!»
«Земля выше всех божеств, и наших, и друидских, и всех других народов. Они лишь управители или магистраты на её частях. А Земля — мать всего семейства людского, где бы люди ни жили. Terra mater familia omni humani generis est. Мы благочестиво служим божествам, мы стали служить и Тому, Кто выше всего во всех мирах и временах. А Его творение, которому мы всем обязаны, забыли!»
«Гордится человек домом своим, семейством своим и полями своими. Но послала земля ураган, разрушился дом и погрёб под развалинами семейство его. Случилось наводнение и налетела саранча, и ничего не осталось от полей его. Пришёл мор. И забрала мать-земля саму жизнь его. Всё, чем мы пользуемся, не имущество наше! И жизнь, и все блага наши — пекулий, который выделила нам добрая мать-земля, несмотря на дурное поведение наше. Но может переполниться чаша, и воздаст она нам за жадность и неприличие».
«Так давайте же не требовать и не вырывать силой у земли блага, а воздавать ей должное за них, почитать её и лелеять, как мы почитаем и лелеем матерей своих, и ещё сильнее! За всё взятое благодарить и возмещать плодами рук своих. Никогда не насиловать её, а лелеять, кормить, а не держать впроголодь!»
«И помните, что славословиями, лестью и ложью вы землю не улестите! Не надо пышных слов. Нужны постоянные и разумные дела».
«Я удивляюсь, квириты, как нас до сих пор земля терпит, детей неблагодарных и жадных!»
Речь произвела глубокое впечатление на Сенат и народ. А тем временем пришёл срок посвящения новых Волков и Рысей, и Евгений со своими людьми и друидами почти месяц отсутствовали в Риме. Церемония посвящения друидам в общем-то понравилась. Но они сделали несколько замечаний, как лучше передать повадки зверей и как сделать некоторые её места более почтительными по отношению к Земле и Природе. А затем Евгения, Павла и друидов потребовали на народное собрание. Сенат подготовил предложения по служению земле.
В наилучшем настроении двинулись все в Город. И у большинства оно осталось таковым. А исключениями были Евгений, Авл и четверо старших друидов.
Римляне всё поняли в соответствии со своим мировоззрением. Они ухитрились разработать культ служения Земле таким образом, чтобы он был полностью приемлем и для поклонников римских богов, и для единобожников. В законе было прописано требование возвести алтари на всех полях, начинать и заканчивать каждое дело молитвой и жертвой.
Авл был расстроен прежде всего мрачным выражением на лице отца, которое всё отчётливее становилось видно с каждым выступлением и с каждым пунктом нового закона. Сам он чувствовал, что что-то не так, но понять, что именно, пока не мог.  Гвенол и Гвлэдис сохраняли благожелательное и довольное выражение лица, но порою исподтишка бросали отчаянные взгляды на Евгения. А тот не мог вмешаться.
И вдруг в конце Гвенол попросил у консулов разрешения выступить друидке высшего ранга, главе Надзирателей за природой, Гвлэдис.
— Римляне! Я за эти месяцы насмотрелась на то, как вы безобразно относитесь к своей земле. Но я не ожидала, что вы так быстро и решительно возьмётесь за ум. Вы проявили себя как люди, умеющие признавать ошибки и имеющие решимость меняться. Вы поставили Землю на подобающее ей место среди своих покровителей. И я приняла решение: остаюсь с вами и вызову ещё Надзирательниц, чтобы те помогали вам понимать, что хорошо для земли, а что для неё плохо.
Эта речь вызвала ликование граждан. «К Риму стекаются всё новые  новые небесные покровители!» «Главная друидка променяла свой храм на Рим и привела с собой своих богов и богинь!» «Да здравствует Путь Рима, Путь Порядка!» «Глэдис, благослови нашу землю!»
Гвлэдис произнесла молитву и благословила все четыре стороны зажжённой омелой.
Внутри себя ликовал и Аппий. Он всё-таки покончил с исключительным положением культа Бога Единого. Теперь обе религии имели совместное служение, причём важнейшее и постоянное.
А вечером за большим кувшином кислого вина (другое пить по печальному поводу был грех) Евгений, Павел, Авл, трое друидов и две друидки говорили прямо. Осушив большую кружку, Фламин выдохнул:
— Эти идиоты вместо дел понаставят алтарей и будут молиться и жертвы приносить, а не землю улучшать!
— Успокойся, Э-Гвеннек! — похлопала его по плечу Медония. — Ты такой печальный, что мне так и хочется смыть твоё плохое настроение поцелуями и жаркими объятиями. На самом деле ничего дурного не произошло. Римляне осознали важность служения Земле, оформили это пока ещё по-своему. Но мы с вами вместе постепенно переведём их с обрядов на дела. Не зря ведь Гвлэдис остаётся в полуварварской стране. Вы стремительно перестаёте быть варварами. Я уже пишу вместе с ней свиток, который она торжественно передаст в Сенат через царя Аппия.

В этот вечер было принято ещё одно важнейшее решение. К Волкам и Рысям добавился третий клан: Туров. Друиды принципиально не захотели считать своих бойцов хищниками. И взяли животное, крепкое и бесстрашное в битве, но сражающееся прежде всего для защиты жён и детей.