О це и мишка!

Надежда Мордасова
          

        Когда я родилась, то мы жили вместе с бабушкой Полей – папиной мамой.  И  была я бабушкиной первой внучкой. До меня был мой старший брат Коля. Но он – мальчик, а я была жданной внучкой!  Из маминых рассказов знаю, что любовь у нас была с первого взгляда. Спала я своей кроватке, но рядом с бабушкой, в бабушкиной комнате. Как-то бабуля загрипповала, и меня перевезли вместе с кроваткой к родителям.  Ага….счас!!!  Я орала так, что соседи начали стучать в стенку. Было мне тогда месяцев шесть.  Бабушкино сердце не выдержало:
  - Та шош вы там с дытыной робите? Та несить же её до мэнэ!!!
Бабуля наша была родом с Кубани и вот такой у неё был говор.
Что делать? Потащили меня в кроватке обратно! Через пять минут ребёнок спал!
     Второе воспоминание из рассказов мамы (мне два годика):
Придя с работы, мама обнаружила нас с братом постриженными на лысо.
 - Да что это такое? Мама, Вы зачем детей постригли? Ну, ладно Коля – мальчик, а  Надю-то зачем? Девочка ведь!
 - Дочичк, та не ругайся! Та хиба ж я их намыю?  Они ж в песке кажный день кувыркаются! А дэ ж стильки води набрати?
 - А кто ж их научил в песке кувыркаться-то? Не Вы ли? Кто приговаривал: « Дывытьсь, унучики, як баба умие – кувырк, кувырк…»
Ну, волосы назад не прилепишь, зато ежедневное мытьё нас с братом стало гораздо легче.
Надо отметить, что бабушке на тот момент было всего-то 47 лет!
     Когда мне было 2.5 года, мои родители вместе с нами, с 2-мя детьми, уехали осваивать Север.
Так мы оказались в Якутии, а бабуля наша осталась в Новороссийске.  Ой, я и не написала, что родилась я в городе, тогда ещё не герое – Новороссийске, в 1956 году. А на вопрос  - «Откуда я появилась?» мне  папой был дан ответ:  «Мы с твоим дядей  Петей (папин младший брат) рыбачили как-то на море и видим, как по морю плывёт красивая коробочка. Я её зацепил удочкой, подтащил, а там ты лежишь, маленькая такая, хорошенькая и на меня похожая! Вот мы тебя домой и принесли.»   И я очень долго в это верила!!! В отличие от своей младшей дочери http://www.proza.ru/2011/03/17/399.
Конечно, я очень скучала по своей бабуле. И вот, через три года, мне тогда уже пять с половиной исполнилось, бабушка приехала к нам в Якутию в гости. Тут уже я сама всё помню.
   Папа с мамой поехали встречать бабулю на станцию Большой Невер, это 400 км от нас, тогда в Якутии железной дороги не было. Если быть точным, то она раньше была, но её разобрали во время войны и увезли за Урал. Но, это так, к сведению.
Папа рассказывал, что попутчики, которые ехали с нашей бабулей в купе (9 суток!), сказали им, что у нас очень весёлая бабушка и что они над ней долго смеялись, когда она, увидев берёзы, спросила-«Кажить же , люди добрые, это ж яку дробыну (лестницу) робили, шоб их побелити?»
      Мы с братом спали с бабулей по очереди. То есть, начинали спать так. Брат ночевал, потом я, потом…потом я не уходила от бабушки и всё тут! Первая ложилась и никак брат меня уже оттуда выгнать не мог. Не драться же с девчонкой! Тогда он подставлял табуретки к кровати, стелил на них чего-нибудь и спали мы втроём. А бабуля нам рассказывала сказки. Сказок она знала великое множество. Но нам больше всего нравилась сказка про Ивасика. Я её и сейчас помню! Помню бабушкину интонацию – «Ивасику, мой милинький,  приплынь, преплынь до бЕрежка. Дам тоби исты, питы и хорошо походиты…»
     Осенью папа нас как-то повёз по ягоду. Увёз нас на мотоцикле на гору Акульку, а сам поехал на работу. Мы потихоньку собирали ягоду бруснику, я собирала очень старательно. Пока весь кустик до последней ягодки не оберу – не отойду!  Вечером папа приехал, оставил мотоцикл внизу, а сам к нам поднялся.  Бабуля его не видела, сидела под деревом, отдыхала. Папа тихо-тихо подошёл и …как зарычит из-за куста…бабуля сначала вскочила, ведро с ягодой подхватила, потом бросила его, и так потихоньку опускается на землю, приговаривая
 - «О це и мишка!!!!  Сейчас дробненько запердю та и скончуся….»  Ягода так и посыпалась из ведра. Папа вышел, подхватил бабулю. Мама на него уж как ругалась – « А если б её инсульт хватил или инфаркт со страху?»
   Когда бабуля уехала назад в Новороссийск (младшая дочь рожала третьего ребёнка, поехала на помощь), я рыдала навзрыд причитая: «Миленькая моя бабулечка!!! Да на кого ж ты меня покинула!!!»


Светлой памяти моей бабушки - Толкачёвой Полины Андреевны