Дитя анархии

Вера Александровна Скоробогатова
Глава из романа «Дорога — мой дом» — о выросших детях перестройки и «лихих 90-х».

                ***

...Жизнь катилась, подобно паровозу, по неизвестно куда ведущим рельсам. Со временем становилось очевидным, что многие чудеса не случатся в ней никогда, и в космосе Лере тоже не побывать.
  В  школьные  годы она верила в своё  исключительное, великое  будущее. В  то, что  однажды станет особенным, влиятельным, уважаемым человеком, которого  все оценят по достоинству.  Однако как этого достичь, девочка не представляла: ей казалось, что всё  произойдёт  само  собой.
Предвкушения неизвестных и немыслимых  успехов, несбыточных и  манящих, к двадцати шести годам стали для Валерии наивными воспоминаниями и вызывали печальную улыбку.

Во времена ее детства в стране началось движение к неведомому капитализму. Происходило крушение  авторитетов и идеологии, незадолго до этого представлявшейся многим людям незыблемой.
В большинстве умов воцарился хаос. Кто-то, напротив, ясно видел обстановку и пытался извлечь из нее выгоду для себя.
Одни за другими в зданиях школ проходили выборы мало кому понятных депутатов. Взрослые, еще без анекдотов и недоверия к власти, со всей серьезностью обсуждали будущее страны. Дети чуяли сущий праздник: слыхано ли, чтобы в будние дни о них забывали и оставляли в покое.
Одноклассники кричали и хохотали до хрипоты, кидались грязными тряпками, играя в «сифу», и рисовали на доске пошлости. Бывало, дрались, отстаивая услышанные во время завтрака политические убеждения родителей... Не потому, что мечтали о революции. Не потому, что хотели разобраться в политике... И не потому, что заботились о судьбах страны. Их не волновала даже собственная судьба!
Они чувствовали наступавшую анархию, ее вседозволенность, ее будоражившую разрушительную силу. Безудержное буйство, поругание прежних устоев казалось чем-то новым и прогрессивным... И им было  весело!
«Долой эпоху застоя!» –  висели в воздухе дразнящие девизы. –  «Даешь гласность и демократию!»
«Что раньше было нельзя, то стало можно теперь», –  следовал перевод на детский язык.
Школьники в силу своей юности не понимали сути проблем. Для них застой выражался в школьных правилах поведения, в надоевшей форме, в обязательных домашних заданиях и нудных ежедневных занятиях. В поклонении Ленинской атрибутике. В длинном и лицемерном списке правил пионеров, который они обязаны были учить наизусть.
Учителя, пытавшиеся призвать к порядку своих распоясавшихся подопечных, воспринимались теперь как отсталые «застойные» элементы и не вызывали уважения.
Валерия училась в пятом  классе, когда среди пионеров началась мода не  носить алый галстук. Это была именно мода, равная моде на американские джинсы и не связанная с политикой. Она стала для маленьких граждан проявлением личной независимости и силы – сродни курению за кустом.
Галстук продолжали носить лишь некоторые девочки, которым шел красный цвет. Первоначальная идея 70-летней давности лишь смешила юное поколение.
Вскоре  прекратил работу и комсомол. Вот когда вокруг Леры началась настоящая анархия.  Девочка не знала, как относиться к  любимому  развлечению мальчишек – рисованию «дедушки Ленина» в непотребных видах.
В младенчестве он действительно считался их общим дедушкой. Играя во дворе, маленькие дети рассказывали друг другу о том, что у них три деда: два родных и Ленин... У кого-то было два: мамин папа и Ленин... А у кого-то только Ленин... И вот теперь несложный профиль вождя пролетариата легко удавался всем юным карикатуристам. Его изображали на любых поверхностях: от парт до стен туалетов.
С одной стороны, это было невинным детским хулиганством, вызывавшим веселый смех. И все же здесь крылось нечто дикое. Леру коробило от оскорбления памяти человека. Неважно, какого, но — человека... Вероятно, не худшего. И, несомненно, большого фантазера с мощным интеллектом и организаторским талантом!
У каждого поколения свои проблемы, свои задачи. Проблема нового поколения обозначилась потерей общего деда.
В  любых обстоятельствах  детям нужны  хоть  какие-то – воспринимаемые  ими! – положительные  ориентиры. Без них личности формируются случайными, непредсказуемыми  ветрами. И новые люди ищут духовную опору в гибельных — зачастую — занятиях.
Среди неразберихи взрослые люди забыли о главном: знали они, как жить дальше, или нет, знали они, что будут есть завтра, или нет, но от них зависела судьба подрастающего поколения.
Идеологические трудности перехлестывались материальными, и забота о хлебе насущном зачастую затмевала необходимое духовное общение.
Молодым родителям, которые сами недавно бегали детьми и мечтали о необыкновенном будущем, трудно было удержаться на плаву, прокормить свои семьи в резко изменившемся мире. Среди умных, образованных людей речь порой шла только о том, чтобы голодные, не видевшие конфет и хорошей одежды отпрыски не выросли ворами.
Дети жестоки и категоричны. Они не в состоянии оценить сложность ситуации. Они не способны обеспечивать себя сами, но каждый день хотят есть, шалить и одеваться не хуже соседей. Самим своим существованием они подминают под себя предков, заставляя тех жить и работать для себя, хочется им того или нет. Не понимая, что, являясь физическим продолжением родителей, ломают зачастую их внутренние стремления. Отбирают, по сути, их судьбы, которые не ценят, не реализуют с помощью своих, и смеют критиковать. Которые после могут отпихнуть от себя, как ненужный хлам. И это – естественный ход жизни.
Зачастую взрослые люди ломались, не в силах справиться с обстоятельствами. На предприятиях шли сокращения, большинству месяцами и даже годами не выплачивали зарплату. 
Оставшись без денег, одни бросали свои семьи на произвол судьбы, другие прятались от мира дома на диване. Третьи ради семей оставляли в стороне свои интересы и амбиции и  зарабатывали — кто чем мог. Историки вместо увлекательных экспедиций и преподавания торговали на рынках. Инженеры вместо конструирования космических кораблей сторожили склады или ремонтировали оборудование на колбасном производстве.
Всё это добавляло разрухи в мировосприятие детей.

Кто-то назвал подрастающее поколение потерянным, не догадываясь, что последующие поколения будут еще более неприкаянными.
Поколение — масса, ни к кому конкретно отношения не имеющая. Ее легко заранее осудить и от нее отказаться –  из-за своего бессилия что-либо изменить. Поколение без ориентиров, целей и ценностей, без смысла жизни... Его мысленно вычеркнули из человечества. Легко и одномоментно сложив с себя ответственность за его действия в будущем. Сложив с облегчением, что хоть о чем-то не надо заботиться.
Между тем, будущее счастье подрастающего человека и его отношения с обществом – в любом поколении – определяют самые простые основы. То, что на поверку оказывается сложнее всего создать... Это общечеловеческие устои добра и порядочности, разностороннее образование, восприимчивость к новому и объективный анализ старого, уважение к себе и другим, умение ценить жизнь.
Искорежить судьбу гармонично сформированного человека может только война. Но гармоничных людей мало кому удается воспитать.
Многие  из педагогов  пытались сохранить точку опоры и донести до детей  понятия ценности образования и общей  культуры, но перед  ними  вставала непробиваемая стена. Непоправимые  изменения  нарастали  снежным  комом.
Школьники, не желавшие учиться, не думавшие о будущем, собирались вместе с ПТУ-шниками и прочими старшими товарищами в  грязных  прокуренных  подвалах. На  притащенных  с  помоек  диванах, казалось, бурлила жизнь. Там играли на гитарах, нюхали клей, совокуплялись...

Развязность, неспособность решать  простые  задачи  по  геометрии и писать  без ошибок, а особенно  курение и пьянство были для Леры синонимом второсортности.
Ежедневно, по пути домой, отец показывал ей возбужденную, алчущую очередь возле окна замызганного пивного ларька, стоявшего рядом с их домом. Обращал внимание на брызги пены в дурно пахнущих желтых лужах, на припухшие, неестественно покрасневшие лица всклокоченных людей с огромными кружками, сидевших среди мусора на ящиках. А главное – на то, как смешон, нелеп, жалок и отвратителен пьяный мужчина и насколько непристойна и безобразна пьяная женщина.
В маленькой Лере выработалось отвращение  ко всем подобным явлениям. Не могло быть и речи о том, чтобы когда-нибудь она, например, закурила. Однако была здесь и обратная сторона медали: девочка воспринимала ближних как злых, заразных бродячих собак. А те чувствовали отношение и по-своему  мстили ей.
Школа до известной степени служит детям моделью  мира. Воспоминания Валерии о детстве казались сродни воспоминаниям стариков о партизанской войне. Самостоятельный поход в магазин становился для нее героической вылазкой, а  каждое утро ставило перед девочкой внушавшую ужас задачу: благополучно дойти до школы и пробраться в класс.
Она часто симулировала болезни, чтобы остаться дома. Но, в конце концов, обстоятельства и инстинкт самосохранения научили ее безжалостно драться. Палки, прутья и цепи становились оружием в ее руках. Нежная, едва не падавшая в обморок от страха девочка швыряла булыжники и вырывала у врагов клочья волос...
Низкий уровень жизни и естественное желание молодых идти в ногу со временем – а на тот момент это означало отрицать и разрушать –  породили  криминальную обстановку. Вечерние  прогулки сделались опасными. Хулиганство, разбой, растление стали обычным явлением.
Имея в подсознании столь оригинальную модель мира, Валерия и после школы, и десять лет спустя, когда всё переменилось, продолжала жить –  в некотором смысле –  как на войне. Цель была одна — выжить.
Она выжила, но продолжала сопротивляться окружающему миру. Часто — беспочвенно.
Усталые родители, задёрганные  учителя – можно ли упрекать  их  в  невнимании, в  пущенном  на  самотёк   воспитании  детей, когда  они не  знали, что  думать о мире и о своем месте в нем,  когда  произошло  крушение  всего, с  чем  они  жили, во что  верили? Когда многим нечем было кормить своих чад? Когда они  сами, молодые и красивые,  не  могли позволить  себе никаких  удовольствий? Когда рядом с ними разочарованное, униженное старшее поколение восклицало: «Получается, что мы жили зря?» А подростки, юнцы, еще переполненные ощущением собственной вечности, насмехались над недавними святынями.
Лера, много размышлявшая о происходившем, пришла в то время к единственному выводу: «Жизнь нужно наполнять лишь важными для самих себя занятиями. Жизни нужно радоваться, тогда в старости не сможешь сказать, будто она прошла бессмысленно!»
Однако, поняв истину однажды, очень важно не забыть о ней после. За детской рассудительностью следуют пресловутые кризисы переходного возраста и взрослые безумства.
Хотела того или нет, была похожа на других или нет, она разделила  со своим «потерянным  поколением» общие беды. Рука об руку с ней не шли, а тащились люди зачастую талантливые, но несерьезные, без целей и ценностей, впитавшие вкус разрушения – в  том  числе своей  жизни. А значит, без определенного будущего.  Потерянные... Каких они могли, в свою очередь, воспитать детей?
С годами много ровесников полегло в горячих точках. Много — от небрежного отношения к жизни, лихачества, криминала, наркотиков и пьянства. Поколение сильно поредело. У некоторых из оставшихся появились дети... Полагавшие, что в Великой Отечественной победили американцы.
В школе Валерия  еще не  знала, отождествлять ли себя с ровесниками, ведь  ей  рисовались иные картины грядущих лет. Не хотелось верить в  глупые — казалось — предсказания. Было обидно!
По прошествии времени однозначный ответ так и не появился. Порядочные люди остались порядочными. Стали не  великими, но, во всяком  случае,  достойными. Кто смог — поумнел. Остальные умерли...

Теперь Валерия сама находилась в детородном возрасте и задумывалась:
что можно взять с нее как с родителя и педагога, если она, в свою очередь, не знает, что думать об окружающем мире и о своем месте в нем? Когда разрушилось даже то малое, во что она верила — картинка прекрасного взрослого будущего?
Она верила в сказку. А больше — с самого начала — и не было ничего! Ни страны, которой она была бы благодарна — хоть за что-нибудь, и работать на благо которой видела бы смысл. Ни народа, которым хотелось бы гордиться. Ни уверенности в чем и в ком бы то ни было, включая себя.
Валерия получила интересную профессию, но оказалось, что прокормиться с ее помощью на Родине не удастся. Выходило, что девушке, в свою очередь, придется отречься от призвания, а значит –  поставить на себе крест как на личности. Либо искать работу, а проще — сразу мужа на чужбине. Это значило бы лишиться корней, отказаться от родного языка и жить с человеком, не способным проникнуть в душу. Самой не понимать его глубины... И в конечном итоге лишиться настоящей любви.
Лера попала в тупик и не видела из него исхода. Кроме того, в спину — теперь уже ей самой — дышало разочарованное старшее поколение, восклицавшее: «Мы пожертвовали всем: своей реализацией, своими впечатлениями, а значит — жизнью, чтобы вырастить вас. Света белого не видели, а вы... Словом, живете не так, делаете не то. Получается, всё было зря? Значит –  мы жили зря?»
Лера улыбалась: «Ваши родители, насколько я помню, винили в бессмысленности своей жизни власть. Но у вас нет подходящей для этого власти. Политика последних лет двадцати зыбка, непонятна и ничего радужного никому не сулила. А виновные нужны, и вы вините нас.
Скажите, что значит жить «так» и делать «то»? Разве были у нас конкретные цели, возможности, идеология? Даже религия еще была нам чужда!
На наших глазах атеистическое общество разлетелось, как зеркало, вдребезги, утратило прежнюю точку опоры и тут же поползло искать новую в храмы.  Лишь потому, что без мудрых наставников, без строгой авторитетной системы и духовной поддержки людьми овладели паника и чувство безнадеги, бессмысленности бытия. Они не знали, как жить дальше, и, как в любые смутные времена, обратились к мистике.
А мы — уверенные в себе, еще не знавшие о переменчивости мира одиннадцатилетки — смеялись, считая такой порыв лицемерием или сумасшествием.
Для детей не существует резких перемен во взглядах близких людей, окружения. Для них истинный мир — тот, к которому они успели привыкнуть за свою короткую жизнь. Всё остальное — игры. Как во дворе: крикнул «я заяц», присел в траву, и тут же находятся «лисы», «медведи», целый зоопарк. Дети подыгрывают друг другу, бегают, пока не надоест или кого-то не позовут домой. Но взрослые не умеют по-настоящему играть. Они со всей серьезностью впадают в различные состояния и каждое по очереди считают истиной. На их основе правят и командуют, чем вызывают у детей недоумение. Мнимые взрослые... Потому что однажды, вырастая,  ты обнаруживаешь, что взрослых нет... Есть лишь вздорные и растерянные великовозрастные субъекты с отшибленной памятью, затуманенным разумом и давящим жизненным опытом. С новыми вопросами без ответов.
Но разве вы не желали нам счастья, когда растили?
Предъявлять претензии взрослым детям не конструктивно: выросло то, что вы сами вырастили, нравится вам это или нет. Не мы вас рожали и воспитывали, а наоборот. Поэтому нам не проследить причины и следствия спорных отношений, обстоятельств, даже собственных личностных черт. Но мы выжили! Мы, как и вы, что-то делаем и творим. Благодаря вашим прошлым усилиям!
Ничья жизнь не напрасна. Время жизни само по себе не способно быть потерянным: оно всегда чему-то служит, чему-то учит. И – в конечном итоге – ведет к чему-то важному, неизвестному нам сейчас».

2009