61. В. Агошков. Летоп. Кром. Уважение к минувшему4

Василий Иванович Агошков
61. В.Агошков. Летописный КромЪ.

Уважение к минувшему,

часть 4.

Про г.Карачев автор сообщает, что раньше поселение называлось Красной Горкой, а потом, после убийства защитников, детей, женщин, оказавших сопротивление, назвали по-своему: Карачев – дремучий лес! Что касается Красной Горки, то учёные склонны также считать, что и слово «красная» – иранского происхождения и что связано оно всё с тем же богом Хорсом: красный-корасный-хорасный-Хорс. Из этого ряда и слово «хорошо»! Всё это заставляет нас предположить, что города Курск, Кромы, Корачев (Карачев) и т.п. располагались в «хороших, солнечных» местах, т.е. таких, где были большаки, к которым сходились со всех сторон дороги, и где можно жить.
 
А жить можно было на свободных от леса и болот местах, т.е. на просеках и возвышенностях. Но таких возвышенностях, которые, в свою очередь, позволяли защищать людей от диких животных и врагов...
 
По поводу того, что «литовские феодалы» хозяйничали над нами «полтора века». Историки предполагают, что Верховские княжества, куда входила территория верхней Оки, подчинялись и Литве, и Москве одновременно, хотя были моменты, когда нашими предками «командовали» только литовцы или только москвичи…

Литва вначале предоставила жителям края относительную свободу: язык был русским, население не преследовалось за свои языческие верования и т.п. Поэтому не удивительно, что новосильские князья добровольно написали просьбу о принятии их в Великое княжество Литовское! Нужно заметить, что татаро-монголы на наши земли после присоединения к Литве практически не нападали.

Самый приятный момент: чтение частушек. Причём все связаны со словом «большак».

Я с большой-большой дороги –
С Карачевского большака:
Заезжайте ко мне, люди –
Я хозяин кабака...

Озорная и эта:
 
Аи, сват, мой сват,
Сват мой с дуринкой:
Вышел ночью на большак
И махал дубинкой!

Интересна и нижеследующая:

Большаки, большаки,
Торные дороги.
Ко мне милый не придёт –
Заболели ноги.

Слово «торить» синонимично «творить, творчество». Сюда же примыкает слово «дорога»! (Дорить?). Следовательно, большак был сотворён людьми и природой! Большаки проходят по водоразделам, поэтому:

Повернули с большака –
Под горой воды попить.
Дайте милого увидеть,
Дайте с ним поговорить!..

Что касается фамилий и наименований населённых пунктов, то здесь нужно быть очень внимательным. Автор пишет: «Убили кабана в кустах вблизи плиточного завода, появились Кабаньи кусты». Возможно, но почему именно «убили», а если просто в кустах водятся кабаны. Может, от фамилии Кабанов?!

Деревня Бутырки – от залежей бутового камня, уверен А. Лукьянчиков. В.И. Даль указывает, что «бутырки» – от «бутырить», т.е. селиться на отшибе, в стороне от населённого пункта.

Вряд ли д.Моргаевка от «проморгать» деревню. А д. Себякино от слов «себя кинули»... У писателя-драматурга А.П. Чехова есть упоминание о женщине, которая "сама себя высекла". Деревню Пикалово автор расшифровывает, как «пику лови»!
Конечно, и мои рассуждения ни в коем случае не  претендуют на истину «в последней инстанции». Хотелось бы предупредить читателей, особенно молодых, чтобы вы критически подходили ко всему тому, что пишут в газетах и, особенно, по истории края. Но это не означает, что подобные записи, в том числе и А.Лукьянчикова не имеют права быть опубликованными в печати. Наоборот! Чем талантливее статья, тем больше хочется спорить с её автором.

(Газета «Новая жизнь» за 11, 25, 29 декабря 1993г).
*

(С) В.И. АГОШКОВ.